Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2019 г. N Ф02-2936/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А19-22358/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2019.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2018 года по делу N А19-22358/2018 по иску Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ИНН 3808171877, ОГРН 1083808000715, ул. Поленова, д. 18А, г. Иркутск, Иркутская обл.) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ресурс" (ИНН 3827035728, ОГРН 1103850024740, населенный пункт 400 м севернее промышленной площадки НовоИркутской ТЭЦ, Иркутский район, Иркутская обл.) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 25.06.2015, (суд первой инстанции: М.В. Луньков),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Служба государственного жилищного надзора Иркутской области обратилась в арбитражный суд Иркутской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Ресурс" об аннулировании лицензии от 25.06.2015 N 000229 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, как незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права, истец обратился с апелляционной жалобой. ООО УК "Родники" 28.05.2018 изменило наименование на ООО УК "Ресурс", о чем в Едином государственном реестре юридических лиц имеется соответствующая запись 2183850551333, Управляющая организация по настоящее время не переоформила лицензию в установленном законом порядке. Предметом спора не являлось назначение административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, по решению органа государственного жилищного надзора. Решение об аннулировании лицензии принято лицензионной комиссией на основании ст. 199 ЖК РФ в части отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах. Указывает, что Постановление Правительства РФ от 28.03.2015 N 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" в данном случае применению не подлежит. Просит решение суда отменить.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Истец, ответчик извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца, ответчика.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Родники" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2010, основной государственный регистрационный номер ОГРН 1103850024740.
Службой государственного жилищного надзора Иркутской области 25.06.2015 ООО "Управляющая компания Родники" выдана лицензия N 000229 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с бессрочным сроком действия.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Родники" 28.05.2018 изменило наименование на общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ресурс" (ОГРН 1103850024740, ИНН 3827035728), о чем в Едином государственном реестре юридических лиц имеется соответствующая запись за ГРН 2183850551333.
Службой жилищного надзора установлено, что в период с 11.01.2018 по 11.07.2018 в реестре лицензий Иркутской области отсутствуют сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "Ресурс". Выявленное нарушение отражено надзорным органом в справке об отсутствии информации в реестре лицензий от 27.07.2018 N 1.
Лицензионной комиссией Иркутской области 10.08.2018 принято решение (протокол от 10.08.2018 N 44) об обращении в суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии на основании части 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Службы жилищного надзора в арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 25.06.2015 N 000229, выданной ООО УК "Ресурс".
В соответствии с п. 1 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 594-пп, Служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно статье 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 данного Закона лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
Положениями статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации определена следующая последовательность действий аннулирования лицензии по решению суда:
1. Исключение органом жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирном (многоквартирных) доме (домах) по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Установление факта исключения из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирном (многоквартирных) доме (домах), общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
3. Рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии (наличие указанных выше условий).
4. Подача органом государственного жилищного надзора в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии.
5. Принятие судом решения об аннулировании лицензии.
6. Прекращение действия лицензии со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора закреплены в статье 197 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, пришел к верному выводу о несоблюдении жилищной инспекцией установленной законом процедуры вынесения решений об исключении из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
При этом формальные признаки нарушения не могут послужить основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Оценив по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и отразив результаты оценки в решении в соответствии с частью 4 статьи 170 Кодекса, суд пришел к правильным выводам об отказе в иске.
В связи с указанными обстоятельствами доводы апелляционной жалобы признаны апелляционной коллегией несостоятельными, поскольку правомерные выводы суда первой инстанции не опровергают.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции вынесено законно, обоснованно и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области 22 ноября 2018 года по делу N А19-22358/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
А.В.Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.