г. Челябинск |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А07-11371/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грач" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2019 по делу N А07-11371/2018 (судья Саяхова А.М.).
В судебном заседании принял участие представитель Министерства Культуры Республики Башкортостан - Мургазгильдин Н.Т. (доверенность N 02-19/8093 от 29.11.2016, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Грач" и Благотворительный фонд поддержки социально-значимых проектов "Братьев Хабира и Сабира Сулеймановых" (далее - ООО "Грач", Фонд, заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Министерству культуры Республики Башкортостан, Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии при Правительстве РБ (далее - Министерство культуры, Республиканская комиссия, заинтересованные лица) о признании недействительным конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан, проведенного с 09.01.2018 по 19.01.2018 по извещению от 12.12.2017, размещенному на сайте организатора конкурса - Министерства культуры; обязании Министерства культуры и Республиканской комиссии провести конкурс повторно (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.1, л.д. 106-115).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - УФАС по РБ, Правительство РБ, Министерство финансов, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2019 (резолютивная часть объявлена 30.01.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2, л.д. 85-96).
Не согласившись с принятым решением, ООО "Грач" (далее также - податель жалобы) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов жалобы ООО "Грач" указывает, что суд не применил часть 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах. Суд превысил полномочия, поскольку правом проверки документов на соответствие требованиям и условиям конкурса и принятия решения о допуске соискателей на конкурс либо об отказе их в допуске наделено Министерство культуры. Суд не применил часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд не применил часть 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой конкурс, в котором участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Суд не применил часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Суд не применил статью 17 Закона Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
Истец и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили,
С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 04.06.2013 N УП-163 с 01.01.2015 учреждены ежегодно выделяемые гранты Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии.
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 04.06.2013 N УП-163 и в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 06.12.2017 N 572 "Об утверждении Правил предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан" (далее - Правила) (т.1, л.д.129-138).
Согласно пункту 1 указанного постановления N 572 утвержден состав республиканской комиссии проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии (т.1, л.д. 137-138).
В соответствии с пунктом 9 Правил 12.12.2017 на официальном сайте Министерства культуры в сети Интернет размещена информация о сроках приема заявок и проведения конкурсного отбора заявок учреждений, порядке и условиях участия в нем (https://culture.bashkortostan.ru/presscenter/news/14946/) (т.1, л.д.21).
Пунктом 1-5 установлен круг участников и требования к участникам конкурса: "на получение грантов в форме субсидий вправе претендовать некоммерческие организации - творческие коллективы Республики Башкортостан, являющиеся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями (далее - учреждения).
В период с 18 по 29 декабря 2017 года осуществлялся прием заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии от 24.01.2018 N 1 в Министерство культуры поступила 41 заявка от 31 государственного и муниципального автономного и бюджетного учреждения, которые соответствуют требованиям и условиям, предусмотренными пунктами 1, 5 и 6 Правил (т.1, л.д. 53-68).
Считая проведенный конкурс незаконным, для выявления иных нарушений в действиях организатора конкурса Министерства культуры заявители обратились с жалобой в УФАС по РБ (вх. N 17517 от 22.12.2017). Решением УФАС по РБ от 15.01.2018 N 5-244 жалобы заявителей признана необоснованной.
По итогам подведения конкурса распоряжением Правительства РБ от 02.02.2018 N 66-р утвержден список получателей грантов в 2018 г. общий размер грантов составляет 90 млн. руб. (т.2, л.д. 41-43).
В дальнейшем Правительством РБ (распоряжениями N 512-р от 01.06.2018, N 586-р от 27.06.2018 г, N 659-р от 16.07.2018) в связи с признанием утратившим силу распоряжения Правительства РБ N 66-р от 02.02.2018 средства, выделенные ранее победителям грантов, Министерству культуры разрешено направить на иные разделы в области "Культура, кинематография".
Постановлением Правительства РБ N 271 от 20.06.2018 утвержден новый Порядок предоставления грантов Главы Республик Башкортостан, направленных на сохранение и развитие государственных языков РБ и языков народов РБ (т.1, л.д. 118-128).
Заключением от 16.08.2018 об обстоятельствах дела N -22/15-18 УФАС по РБ установило, что утверждение Правительством РБ 06.12.2017 Постановления N 572 привело к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов (т.2, л.д. 6-9).
Решением N 9/13233 от 17.10.2018 по делу А-22/15-15-18 УФАС по РБ признало Правительство нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.10.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т.2, л.д. 36-40). В связи с внесением (Законом РБ от 26.03.2018 N601з) изменений в перечень хозяйствующих субъектов, претендующих на предоставление грантов содержащихся в Законе РБ от 30.11.2017 N 549-з "О бюджете РБ на 2018 г и плановый период 2019 и 2020 годов" предписания антимонопольной службой не выданы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителями не доказано нарушение их прав конкурсом на соискание грантов, не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях организатором конкурса порядка проведения, которые в свою очередь повлияли на результат конкурса на соискание грантов.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом под ненормативным правовым актом понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц либо круга лиц и при этом не создающий правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что заявители обратились с требованием о признании недействительным конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан, проведенного с 09.01.2018 по 19.01.2018 по извещению от 12.12.2017, результаты которого оформлены протоколом Республиканской комиссии N 1 от 29.01.2018, ссылаясь на незаконность требований, ограничивающих категории лиц участников.
Однако оспариваемый протокол не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителей юридические последствия, не устанавливает и не изменяет обязанности и права заявителей; а является лишь материальным оформлением результатов оспариваемого конкурса, прав заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, что свидетельствует о неправильности выбора заявителей процессуальной формы защиты своего нарушенного права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) гранты - это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством РФ или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются (пункт 10 статьи 15 Федерального закона N 127-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 (редакция от 24.12.2014) "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства" Гранты Президента Российской Федерации предназначаются для поддержки проектов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в сфере литературы, изобразительного искусства и дизайна, архитектуры, музыкального, хореографического, театрального и циркового искусства, кино, музейного библиотечного дела, художественных промыслов и ремесел, народного творчества, образования и научных исследований...".
Гранты учреждаются Президентом РФ, российскими или иностранными организациями и гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного Кодекса РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта
В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 04.06.2013 N УП-163 "О дополнительных мерах государственной поддержки творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан" в целях развития многонациональной культуры и искусства Республики Башкортостан, оказания государственной поддержки в создании и реализации творческих проектов общенационального значения с 01.01.2015 учреждены ежегодно выделяемые гранты Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии.
Порядок предоставления грантов в Республике Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан утвержден постановлением Правительства РБ от 06.12.2017 N 572. В последующем постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.11.2018 N 567 в указанный Порядок внесены изменения.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса, если иное не вытекает из его существа (пункты 1 и 4).
Организация и порядок проведения торгов установлен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, согласно пункту 5 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные главой 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Как следует из материалов дела, действительно в соответствии с постановлением Правительства РБ N 572 от 06.12.2017 утвержден состав республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан, 12.12.2017 на официальном сайте Министерства культуры в сети Интернет размещена информация о сроках приема заявок и проведения конкурсного отбора заявок учреждений, порядке и условиях участия в нем (https://culture.bashkortostan.ru/presscenter/news/14946/) (т.1, л.д. 21).
На участие в конкурсе могли претендовать некоммерческие организации - творческие коллективы Республики Башкортостан, являющиеся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями (пункт 1 Правил, утвержденных Постановлением N 572 от 06.12.2018). В период с 18 по 29 декабря 2017 года осуществлялся прием заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии от 24.01.2018 N 1 в Министерство культуры поступила 41 заявка от 31 государственного и муниципального автономного и бюджетного учреждения, которые соответствуют требованиям и условиям, предусмотренными пунктами 1, 5 и 6 Правил (т.1, л.д. 53-69).
При этом, заявки на участие в конкурсном отборе от ООО "Грач" и от Фонда не поступали.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Грач" является "торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами" (т.1, л.д. 46-49), а основным видом деятельности Фонда являются "предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки" (т.1, л.д. 39-41).
Оспаривая проведенный конкурс на соискание грантов заявители указали о неприменении Постановления Правительства РБ N 572 от 06.12.2017, поскольку оно противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ, Закону РБ "О Бюджете РБ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", что привело к ограничению допущенных к участию в конкурсе лиц.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства РБ N 572 в установленном порядке не признано утратившем силу либо недействительным.
По результатам проверки контрольно-ревизионного отдела Министерства финансов от 05.03.2018 (т.1, л.д. 99-103) выявлены нарушения при определении победителей грантов, ввиду отсутствия представления соответствующих Правилам проведения конкурса документов.
Кроме того, распоряжение Правительства РБ N 66-р от 02.02.2018 (т.2, л.д. 41-43), которым утвержден список коллективов для предоставления грантов в 2018 г. по итогам оспариваемого конкурса в дальнейшем 23.05.2018 распоряжением Правительства РБ N478-р признан утратившим силу. Денежные средства в размере 90 млн. руб., выделенные ранее победителям грантов, Министерству культуры распоряжениями Правительства РБ N512-р от 01.06.2018, N586-р от 27.06.2018, N659-р от 16.07.2018 разрешено направить на иные разделы в области "Культура, кинематография". В подтверждение чего представлена копия уведомления N148 от 27.02.2018 (т.2, л.д. 61), что в свою очередь соответствует положениям пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего спора итоги конкурса проведенного с 09.01.2018 по 19.01.2018 по извещению от 12.12.2017 на соискание грантов отменены, договоры с победителями не заключены, денежные средства распределены на иные цели, правовые последствия указанного конкурса не наступили, в связи с чем, совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует.
Наличие совокупности условий для признания нарушенными прав заявителей не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления ООО "Грач" и Фонда.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2019 по делу N А07-11371/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грач" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.