Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2019 г. N Ф03-3210/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А51-25079/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олимпас Сибирь и К",
апелляционное производство N 05АП-1978/2019,
на решение от 13.02.2019
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-25079/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олимпас Сибирь и К" (ИНН 3808070371, ОГРН 1033801025576)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от ООО "Олимпас Сибирь и К" - Глушков Н.В., доверенность от 23.11.2018, сроком до 31.12.2019 года, паспорт,
от Находкинской таможни - Кириленко А.С., доверенность от 12.04.2019, сроком на 1 год, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимпас Сибирь и К" (далее - заявитель, общество, ООО "Олимпас Сибирь и К") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Находкинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным уведомления от 01.11.2018 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов N 10714000/Ув2018/0001385 на общую сумму 7 589 626,80 рублей.
Решением от 13.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 13.02.2019, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Олимпас Сибирь и К".
Обосновывая несогласие с произведенной таможенным органом классификацией товара, ввезенного по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/170916/0030123, общество указывает, что при вынесении таможней решения о классификации спорного товара не были исследованы все характеристики спорного товара.
В жалобе указывает на то, что судом при вынесении решения неверно оценены технические характеристики спорного товара, содержащиеся как в представленной декларантом технической документации, так и в заключении таможенного эксперта от 30.08.2016, а также неправильно применены Примечания к XVI разделу ТН ВЭД ЕАЭС и пояснения к товарной позиции 8419 ТН ВЭД ЕАЭС, полагает что оспариваемое решение таможенного органа является необоснованным и незаконным.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель таможни в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществом во исполнение внешнеторгового контракта от 30.04.2015 N FS015 в адрес общества из Японии поступили товары, в отношении которых подана ДТ N 10714040/170916/0030123, в которой под номером N 1 к выпуску для внутреннего потребления заявлен следующий товар: "медицинское оборудование с принадлежностями: стерилизатор медицинский ECOPALZER с принадлежностями, вариант исполнения MV-1P, модель MV-1P, не является оборудованием двойного назначения: 1. камера стерилизационная; 2. устройство для детоксикации и дезодорирования, принадлежности: 1. емкости заправочные - 10 л. (1шт.); 2. ключи от дверей стерилизационной камеры - 2 шт.; 3. ключи от двери отсека для хранения заправочных емкостей - 2 шт.; 4. корзина металлическая загрузочная - 1 шт., не является оборудованием двойного назначения, всего: 2 штуки, модель MV-1P, товарный знак отсутствует, производитель "MEDIATE CO.,LTD""; классифицирован декларантом в подсубпозиции 8419 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Ставка ввозной таможенной пошлины на дату подачи ДТ составила 0 %, НДС 0 %.
Товары выпущены таможенным органом по заявленным сведениям.
Таможенным органом проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, результаты которой оформлены актом от 23.07.2018 N 10714000/206/230718/А0116, согласно которого, таможенным органом выявлена неправильная классификация товара по ТН ВЭД, в связи с чем, таможенным органом принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.07.2018 N РКТ-10714000-18/000448.
С учетом принятого решения заявителю доначислены таможенные платежи, которые в установленные сроки оплачены не были.
Таможенным органом в адрес общества письмом от 01.11.2018 N 13- 05/20334 направлено уведомление от 01.11.2018 N 10714000/Ув2018/0001385 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Не согласившись с уведомлением от 01.11.2018 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов N 10714000/Ув2018/0001385 на общую сумму 7 589 626,80 рублей, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО "Олимпас Сибирь и К" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что таможенный орган доказал правомерность оспариваемого решения о классификации товаров и как вынесенного на его основе оспариваемого уведомления.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве таможни на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции необоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс), действовавшего в период декларирования спорной партии товара, при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Согласно пункту 1 статьи 98 ТК ТС, декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
В соответствии со статьей 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно статье 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ЕТН ВЭД ТС, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, описание упаковок, количество в килограммах, таможенная и статистическая стоимость.
Согласно "Инструкции о порядке заполнения декларации на товары", утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России.
Согласно статье 50 ТК ТС единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза (пункт 2 статьи 51 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Согласно положениям Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товара по номенклатуре гармонизированной системы означает поэтапное определение его классификационного кода, то есть установление группы, товарной позиции и, в конечном счете, - товарной субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода.
Именно система кодирования, введенная приложением к Конвенции о гармонизированной системе, составляет одно из основных отличительных свойств этой номенклатуры по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по гармонизированной системе - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре.
Процедура таможенного приравнивания заключается в применении Основных правил интерпретации гармонизированной системы для однозначного отнесения товара к субпозиции.
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В правиле 6 ОПИ ТН ВЭД определено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей правила 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Правила 1-5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям (субпозициям, подсубпозициям) ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД. Основные Правила интерпретации ТН ВЭД состоят из шести Правил, которые применяются последовательно, начиная с первого до шестого.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Следовательно, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Как следует из материалов дела, обществом в ДТ N 10714040/170916/0030123 был заявлен, в том числе товар N 1 - "медицинское оборудование с принадлежностями: стерилизатор медицинский ECOPALZER с принадлежностями, вариант исполнения MV-1P, модель MV-1P, не является оборудованием двойного назначения: 1. камера стерилизационная; 2. устройство для детоксикации и дезодорирования, принадлежности: 1. емкости заправочные - 10 л. (1шт.); 2. ключи от дверей стерилизационной камеры - 2 шт.; 3. ключи от двери отсека для хранения заправочных емкостей - 2 шт.; 4. корзина металлическая загрузочная - 1 шт., не является оборудованием двойного назначения, всего: 2 штуки, модель MV-1P, товарный знак отсутствует, производитель "MEDIATE CO.,LTD"". Ставка ввозной таможенной пошлины на дату подачи ДТ составила 0 %, НДС 0 %.
Описание указанных товаров полностью соответствовало документам, сопровождающим указанные товары.
Согласно материалам дела спорные товары были классифицированы обществом по классификационному коду 8419 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "машины..., стерилизаторы медицинские, хирургические или лабораторные", ставка ввозной таможенной пошлины по которому составляет 0% от таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган в оспариваемых решениях определил классификационный код указанных товаров - 8543 70 9000 0 ТН ВЭД "Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные", ставка ввозной таможенной пошлины 0%.
Таким образом, спор между обществом и таможенным органом возник относительно классификации товаров на уровне разных товарных позиций (на уровне 4 знаков). Таким образом, для целей классификации подлежат сравнению следующие товарные позиции:
8419 - заявлена обществом,
8543 - определена таможенным органом.
Общее построение 84 группы ТН ВЭД ЕАЭС согласно Пояснениям свидетельствует о том, что в товарные позиции 8402-8424 включаются машины и устройства, классифицируемые главным образом по их функциям независимо от отрасли промышленности, в которой они применяются.
Согласно тексту товарной позиции 8419 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются "машины, оборудование промышленное или лабораторное с электрическим или неэлектрическим нагревом (исключая печи, камеры и другое оборудование товарной позиции 8514) для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как нагрев, варка, жаренье, дистилляция, ректификация, стерилизация, пастеризация, пропаривание, сушка, выпаривание, конденсирование или охлаждение, за исключением машин и оборудования, используемых в бытовых целях"; согласно текста товарной подсубпозиции 8419 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются "машины..., стерилизаторы медицинские, хирургические или лабораторные".
В тексте пояснений к товарной позиции 8419 (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4, далее - пояснения в редакции на дату регистрации ДТ), в данную товарную позицию включается оборудование, предназначенное для нагревания или охлаждения материалов (твердых, жидких или газообразных), проводимого либо для простого изменения температуры, либо для трансформации материалов, происходящей в основном в результате изменения температуры (например, для нагрева, варки, жаренья, дистилляции, ректификации, стерилизации, пастеризации, пропаривания, сушки, испарения, выпаривания, конденсации или охлаждения).
Однако в данную товарную позицию не включаются машины и оборудование, в которых нагревание или охлаждение, даже если они необходимы, являются всего лишь второстепенными процессами, предназначенными для облегчения основного механического действия этого оборудования, например, машины для покрытия печенья и т.д. шоколадом и конш-машины (товарная позиция 8438), моющие машины (товарная позиция 8450 или 8451), машины для укладки и уплотнения битумных материалов для дорожных покрытий (товарная позиция 8479).
В указанную товарную позицию также включаются стерилизующие препараты, отвечающие описанию ниже: как правило, данные аппараты представляют собой емкости или камеры, обычно нагреваемые паром или кипящей водой (или иногда горячим воздухом), в которых изделия или материалы, подлежащие стерилизации, выдерживаются при высокой температуре в течение времени, необходимого для уничтожения бактерий и т.д., без изменений в составе или в физическом состоянии самих изделий или материалов. Многие стерилизаторы для жидкостей аналогичны аппаратам, описанным выше в пункте (I) (например, пастеризаторам). Некоторые крупногабаритные стерилизаторы могут быть оборудованы конвейерами, с помощью которых изделия транспортируются через нагревающую среду, а затем при необходимости проводятся через охлаждающую установку, которая также может являться частью данного оборудования. К данной категории товаров относятся не только промышленные стерилизаторы (например, для молока, вина, фруктовых соков, хлопковой ваты), но также стерилизаторы, используемые в операционных и т.д.
В примененной таможенным органом товарной позиции 8543 классифицируются "Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные".
Из текста пояснений следует, что к группе 8543, в данную товарную позицию включаются все виды электрического оборудования и аппаратуры, не попадающие в любую другую товарную позицию данной группы, не описанные более конкретно в какой-либо товарной позиции любой другой группы Номенклатуры и не исключенные примечанием к разделу XVI или к данной группе. Основными электрическими товарами, более конкретно описанными в других группах, являются электрооборудование группы 84 и некоторые приборы и аппаратура группы 90.
Из буквального толкования приведенных текстов товарных позиций 8419 и 8543, а также пояснений к ним, следует, что основными классификационными критериями для отнесения товаров к товарной позиции 8543 являются:
- наличие у машин или оборудования функции электрического или неэлектрического нагрева,
- нагрев или охлаждение является необходимым и основным процессом для целей обработки материалов в процессе.
Если оборудование не отвечает критериям товарной позиции 8419 и описанию иных товарных позиций группы 84 или 85, оно подлежит классификации в товарной позиции 8543 как оборудование, имеющее индивидуальные функции, в другом месте не поименованное.
Для установления правильной классификации необходимо установить, отвечают ли ввезенные обществом изделия описанию товарной позиции 8543.
Среди всех примечаний к разделу XVI и группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС существует лишь одно единственное примечание, при выполнении указанных в котором условий, товары, представляющие собой оборудование промышленное с электрическим или неэлектрическим нагревом для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как стерилизация, не подлежат классификации в товарной позиции 8419 ТН ВЭД (Примечание 2 к группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС).
Так, в соответствии с первым абзацем Примечания 2 к группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС машина или устройство, которое отвечает описанию в одной или более товарных позициях 8401 - 8424 и в то же самое время описанию в одной или более товарных позициях 8425 - 8480, включается в соответствующую товарную позицию первого упомянутого ряда товарных позиций, а не второго упомянутого ряда, таким образом в соответствии с настоящим примечанием Товар следует классифицировать в товарной позиции 8419, а не 8479 ТН ВЭД ЕАЭС (Общее правило, подтверждающее необходимость классификации соответствующих товаров в товарной позиции 8419).
Однако в товарную позицию 8419 ТН ВЭД не включаются "...оборудование, агрегаты или лабораторное оборудование для механической обработки, при которой изменение температуры, даже если оно необходимо, является вспомогательным процессом" (пункт "д" второго абзаца Примечания 2 к группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС; исключение из приведенного выше общего правила).
Таким образом, в товарную позицию 8419 ТН ВЭД не включаются машины и оборудование, в которых нагревание или охлаждение, даже если они необходимы, являются всего лишь второстепенными процессами, предназначенными для облегчения основного механического действия этого оборудования, например, машины для покрытия печенья и т.д. шоколадом и конш-машины (товарная позиция 8438), моющие машины (товарная позиция 8450 или 8451), машины для укладки и уплотнения битумных материалов для дорожных покрытий (товарная позиция 8479).
Согласно информации производителя спорный стерилизатор предназначен для стерилизации изделий медицинского назначения, позволяет быстро распределять стерилизующие пары по всей поверхности стерилизуемого объекта после понижения давления с стерилизационной камере и тем самым, максимально сократить время обработки. Рабочая температура - 50 градусов Цельсия. Этапы стерилизации чередуются в следующей последовательности: Нагрев - Стерилизация - Обезвреживание паров - Конец. Таким образом, стерилизация проводится после нагрева стерилизационной камеры до температуры 50 градусов Цельсия.
Из описания ввезенного стерилизатора, содержащегося в руководстве по эксплуатации, следует, что нагрев и увеличение температуры в камере стерилизатора является необходимым условием для выполнения функционального назначения товара по проведению стерилизации медицинских изделий.
В соответствии с описанием процесса эксплуатации стерилизатора после включения стерилизатор автоматически предварительно нагревается. Возможность проведения стерилизации без нагрева до указанной температуры руководством по эксплуатации не предусмотрена.
Исследовав принцип действия и описание спорного товара коллегия делает вывод о том, что товар может осуществлять свое функциональное значение - обеззараживание различных медицинских устройств и хирургических инструментов только при соблюдении условия нагревания до необходимой температуры и данное условие является основным для его функционального значения. Описание товара, содержащиеся в руководстве по эксплуатации, полностью соответствует описанию, приведенному в тексте товарной позиции 8419 ТН ВЭД.
Кроме этого, в задекларированном обществом товаре отсутствует функция механической обработки. Иного таможней в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано.
То обстоятельство, что товар представляет собой оборудование медицинской промышленности, не опровергается таможенным органом.
Стерилизационное оборудование - изделия медицинской техники, предназначенные для уничтожения микроорганизмов на хирургических инструментах, шприцах, перевязочном материале, операционном белье, изделиях из термолабильных материалов, в инъекционных растворах лекарственных средств, на посуде и других медицинских и микробиологических объектах с помощью высокой температуры или химических веществ.
Наличие процесса изменения температуры подтверждает сам факт наличия нагрева, он осуществляется с помощью специальных устройств, входящих в состав стерилизатора.
Согласно заключения таможенного эксперта от 30.08.2018 представленный на исследование товар предназначен для стерилизации медицинских изделий. Таможенный эксперт не привел доводов в обоснование выводов таможенного органа о необходимости классификации спорного товара в позиции, выбранной таможней, хотя нормативные установления говорят об обратном, а именно о том, что температура является критическим параметром, влияющим на его итоговую эффективность.
Таким образом, таможня не только не опровергает, но и подтверждает, что обработка медицинских изделий в оборудовании производится при помощи таких процессов как нагрев, стерилизация и пропаривание, которые прописаны в товарной позиции 8419.
В Пояснениях к позиции 8419 о стерилизаторах указано следующее: "Как правило, данные аппараты представляют собой емкости или камеры, обычно нагреваемые паром или кипящей водой (или иногда горячим воздухом), в которых изделия или материалы, подлежащие стерилизации, выдерживаются при высокой температуре в течение времени, необходимого для уничтожения бактерий и т.д., без изменений в составе или в физическом состоянии самих изделий или материалов".
То есть, в качестве примера стерилизаторов приводятся стерилизаторы, использующие только пар и кипящую воду. При этом, стоит отметить, что ЕЭК не применяет термины, как "исключительно", "главным образом" и "только". Термины "как правило" и "обычно" как раз и подчеркивают обычность чего-либо и не являются настолько категоричными, чтобы исключать из этой позиции стерилизаторы, основанные на иных или не полностью схожих принципах действия.
Таким образом, задекларированный товар под исключение, предусмотренное пунктом "д" второго абзаца Примечания 2 к группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС, не подпадает.
По мнению апелляционного суда, приведенное обоснование исключает возможность классификации товара в товарной подсубпозиции 8543 70 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которая относится к совершено иной товарной позиции 8543, и следовательно, вопреки выводам таможенного органа, изложенного в решении от 01.08.2018, общество правомерно классифицировало товар в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 8419 20 000 0.
Учитывая Основные правила интерпретации ТН ВЭД, апелляционный суд приходит к итоговому выводу о неправильном применении Находкинской таможней правил 1 и 6 ОПИ. В частности, правила 1, которое обязывает производить классификацию "исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам", однако таможня проигнорировала ряд отмеченных характеристик, необоснованно исключив их из классификационного анализа.
Исследовав представленные сторонами доказательства, в совокупности и их взаимосвязи, оценивая обстоятельства дела и применяя вышеприведенные нормы права, апелляционная коллегия полагает, что имеются основания для признания решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.07.2018 N РКТ-10714000-18/000448 незаконным.
Указанная позиция согласуется с выводами Верховного Суда РФ изложенными в определениях N 306-КГ18-1239 от 20.03.2018 по делу А55-28468/2016, N301-КГ17-10585 от 18.08.2017 по делу N А43-11356/2016.
Доводы Находкинской таможни об обратном подлежат отклонению, а выводы суда первой инстанции - признанию ошибочными.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недействительности решения таможенного органа от 25.07.2018 N РКТ-10714000-18/000448 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД и нарушении этим решением прав общества в осуществлении экономической деятельности, а иных оснований для доначисления сумм ввозной таможенной пошлины и пени спорное требование не содержит, то оспариваемое обществом в связи принятием решения по классификации товара по ТН ВЭД оспариваемое уведомление от 01.11.2018 N 10714000/Ув2018/0001385 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени недействительным подлежит признанию недействительным.
В силу положений статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе, в том числе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Обеспечительные меры ввиду удовлетворения заявленных обществом требований и признанием незаконным уведомления Находкинской таможни от 01.11.2018 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов N 10714000/Ув2018/0001385 подлежат отмене.
С учетом установленного доводы апелляционной жалобы общества признаются судебной коллегией обоснованными, заявленные требования - подлежащими удовлетворению, а обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края - подлежащим отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 часть 1 статьи 270 АПК РФ).
Поскольку оспариваемое уведомление от 01.11.2018 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов N 10714000/Ув2018/0001385 на общую сумму 7 589 626,80 рублей признано судом противоречащим закону, нарушающим права и законные интересы общества и подлежащим отмене, с учетом положения части 5 статьи 271 АПК РФ указывающей, что Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, соответственно с учетом положений пункта 4 статьи 96 АПК РФ утрачивается необходимость сохранения принятых определением суда от 03.12.2018 по данному делу обеспечительных мер.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По такому же правилу распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с подачей апелляционной, кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2017 по делу N А51-25079/2018 отменить.
Признать незаконным уведомление Находкинской таможни от 01.11.2018 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов N 10714000/Ув2018/0001385, как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 03.12.2018 по делу N А51-25079/2018.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Олимпас Сибирь и К" судебные расходы в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, в том числе: 3000 руб. - по уплате государственной пошлины по заявлению и 1500 руб. апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.