город Томск |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А03-9707/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Охотхозяйственное предприятие "Феникс" (N 07АП-2297/19), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2019 по делу N А03-9707/2018 по общества с ограниченной ответственностью Охотхозяйственное предприятие "Феникс" (ИНН 2242004696, ОГРН 1182225018986), с. Залесово Залесовского района Алтайского края, к Администрации Залесовского района Алтайского края, с. Залесово Залесовского района Алтайского края о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 22:12:700216:310, изложенного в письме от 16.05.2018 N212/ПА/526, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Охотхозяйственное предприятие "Феникс" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО ОП "Феникс") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Залесовского района Алтайского края (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрации) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 22:12:700216:310, изложенного в письме от 16.05.2018 N 212/ПА/526.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее по тексту - Минприроды).
Решением суда от 28.01.2019 (резолютивная часть объявлена 21.01.2019) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
От заинтересованного лица в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В приобщении к материалам дела отзывы на апелляционную жалобу третьего лица, суд апелляционной инстанции отказал, так как отсутствуют доказательства направления данного отзыва в адрес лиц привлеченных к участию в деле.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что 29.03.2016 между Комитетом по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Администрации Залесовского района, именуемым в дальнейшем "Арендодатель", в лице Председателя комитета Н.Ф. Данилова, действующего на основании Положения, с одной стороны, и ЗАО ОХП "Феникс", именуемым в дальнейшем "Арендатор", в лице директора С.И. Фефелкина, действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании Постановления Администрации Залесовского района от 29.03.2016 N 180 был заключен договор аренды земельного участка N 31А (далее - Договор аренды), по условиям которого Арендодатель сдал, а Арендатор принял в аренду земельный участок площадью 4 000 кв. м из земель населенных пунктов Залесовского сельсовета, расположенный по адресу: Алтайский край, Залесовский район, с. Залесово, ул. Юбилейная, д. 21 (п. 1.1 Договора аренды).
В 2016 году из предоставленного ЗАО ОХП "Феникс" на основании Договора аренды земельного участка путем раздела были образованы два земельных участка, один из которых - земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 3 500 кв.м с кадастровым номером 22:12:700216:310, имеющий разрешенное использование - для размещения склада, расположенный по адресу: Алтайский край, Залесовский район, с. Залесово, ул. Юбилейная, д. 21, поставлен на кадастровый учет 01.06.2016, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.04.2018 N 22/312/001/2018-64.
15.11.2017 между Обществом и Администрацией на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было заключено охотохозяйственное соглашение N 59 (далее - Соглашение) сроком действия - 40 лет (пункт 7.1 Соглашения), по условиям которого одна сторона - "Охотопользователь" обязался обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - "Администрация" обязалась предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему Соглашению (пункт 1.1 Соглашения).
20.04.2018 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:12:700216:310, в аренду на 49 лет без проведения торгов на основании подпункта 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, как лицо, с которым заключено охотхозяйственное соглашение.
Письмом от 16.05.2018 N 212/ПА/526 Администрация сообщила, что земельный участок будет выставлен на продажу на официальном сайте www.torgi.dov.ru/.
Заявитель, полагая, что отказ Администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка, изложенный в письме от 16.05.2018 N 212/ПА/526, нарушает права и законные интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции с данными выводами соглашается на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Таким законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, является Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение (подпункт 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Пунктом 31 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Как установлено пунктом 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
Согласно частям 1, 2 статьи 25 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2009 "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 7 части 8 статьи 39.8. ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок действия охотхозяйственного соглашения в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в соответствии подпунктом 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании охотхозяйстввенного соглашения N 59 от 15.11.2017 сроком действия до 14 ноября 2064 года.
Письмом от 16.05.2018 N 212/ПА/526 Администрация сообщила Обществу, что земельный участок будет выставлен на продажу на официальном сайте www.torgi.dov.ru/, при этом основанием для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось то, что земельный участок относится к землям населенного пункта и расположен вне границ охотозяйственного соглашения.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (статья 3, пункт 1 статьи 4 Закона об охоте).
В силу части 1 статьи 7 Закона N 209-ФЗ в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, следовательно, категории земель - населенные пункты, не предусматривает возможности осуществления на землях населенных пунктов видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2016 по делу N 327-О.
Как следует из материалов дела и ранее изложено, между Минприроды Алтайского края и ЗАО ОХП "Феникс" 15.11.2017 было заключено охотхозяйственное соглашение, согласно которому, Минприроды Алтайского края обязуется в свою очередь предоставить Обществу в аренду земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Исходя из заявления ООО Охотхозяйственное предприятие "Феникс", Общество просит предоставить в аренду земельный участок, расположенный на территории с. Залесово Залесовского района, т.е. за рамками границ охотхозяйственного соглашения.
Однако, исходя из системного толкования норм действующего законодательства, а также на основании приказа Минприроды РФ от 31.03.2010 N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения", согласно которому, в пункте 2.2.1 Соглашения указываются предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, следует, что Охотпользователь вправе получить в аренду без аукциона земельный участок, расположенный в границах охотхозяйственного соглашения.
В обосновании необходимости предоставления указанного земельного участка заявитель указывает на расположение на нем объекта нежилого помещения (склада), предназначенного для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, возведенного в период действия Договора аренды во исполнение возложенной на Общество Соглашением обязанности по проведению мероприятий по созданию охотничьей инфраструктуры.
Вместе с тем, перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре утвержден распоряжением Правительством Российской Федерации от 11.07.2017 N 1469-р "Об утверждении перечня объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре". К таковым относятся вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, егерский кордон, охотничья база.
Содержание охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (статьи 53 и 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, обязательным условием возведения Обществом объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре и использование лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является заключение им охотхозяйственного соглашения.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, нежилое помещение "склад" не входит в перечень объектов охотничьей инфраструктуры и не предусмотрен охотхозяйственным соглашением.
Довод заявителя о том, что действующее земельное законодательство Российской Федерации не связывает предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение с обязательным нахождением такого земельного участка в пределах границ охотничьих угодий, установленными охотхозяйственным соглашением, такой земельный участок может быть предоставлен в том числе в границах населенных пунктов, если цель его предоставления отвечает виду его разрешенного использования, вид разрешенного использования спорного земельного участка - для размещения склада, согласуется с основными видами деятельности определенными охотхозяйственным соглашением, противоречит пункту 2.2.1 Соглашения, в связи, с чем не принимается апелляционным судом.
Более того, согласно представленному свидетельству о регистрации права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу Алтайский края, Залесовский район, с. Залесово, ул. Юбилейная, д. 1, зарегистрировано за Фефелкиным Сергеем Ивановичем 06.04.2001, при этом, охотохозяйственное соглашение N 59 между Обществом и Минимушеством заключено 15.11.2017.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя относительно использования им склада возведенного в период действия договора аренды от 29.03.2016 во исполнение возложенной на общество соглашением обязанности по проведению мероприятий по созданию охотничьей инфраструктуры, поскольку данный объект находился в собственности Фефелкина С.И. до возникновения отношений в рамках охотхозяйственного соглашения.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что земельный участок испрашивается по его целевому назначению, поскольку сам заявитель указывает на необходимость его использования в целях охотохозяйственного соглашения.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию общества, приведенную в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым в порядке статьи 71 АПК РФ, дана правильная, всесторонняя и объективная оценка, несогласие с которой не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9707/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Охотхозяйственное предприятие "Феникс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.