Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2019 г. N Ф03-3199/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А51-28711/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.С. Шевченко,
судей С.М. Синицыной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола помощником судьи С.Н. Кубатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества
"Морская судоходная компания "Востоктранссервис",
апелляционное производство N 05АП-1843/2019
на решение от 08.02.2019
судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-28711/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Морская судоходная компания "Востоктранссервис" (ИНН 2538003718; ОГРН 1022501905909)
к обществу с ограниченной ответственностью "Диомидовский рыбный порт" (ИНН 2537092793, ОГРН 1122537001839), Федеральному государственному унитарному предприятию "Национальные рыбные ресурсы",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федерального бюджетного учреждения "Морская спасательная служба Росморречфлота",
об обязании прекратить нарушение прав, выраженное в ограничении эксплуатации объектов, обязании согласовать проведение капитального ремонта, обязать восстановить имущество
при участии:
от акционерного общества "Морская судоходная компания "Востоктранссервис" - Чихунов М.Н. по доверенности от 06.08.2018, сроком действия на один год, паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Диомидовский рыбный порт" - Бубнов А.П. по доверенности от 13.11.2017, сроком действия на три года, паспорт; Кижеватов А.В. по доверенности от 20.11.2017, сроком действия на три года, паспорт;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" - Медведева О.Ю. по доверенности от 11.10.2018 N 594/18, сроком действия до 31.12.2019, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Морская судоходная компания "Востоктранссервис" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Диомидовский рыбный порт" об обязании прекратить нарушение прав истца, выраженное в ограничении эксплуатации объектов собственности: сооружение - подкрановый путь N 2 протяженностью 185 п.м (лит. С1), сооружение - пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м (лит. В), сооружение - кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км (лит. Э), сооружение - кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит. Э1), вызванных производством капитального ремонта объекта - причала N 1 и N 2, расположенного на земельном участке истца с кадастровым номером 25:28:030003:284 по адресу: ул. Калинина, 243, г. Владивосток; обязании согласовать проведение капитального ремонта объекта - причала N 1 и N 2, расположенного на земельном участке истца с кадастровым номером 25:28:030003:284 по адресу: ул. Калинина, 243, г. Владивосток с истцом.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2017 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федеральное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба Росморречфлота".
Определением Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2018 к участию в деле в качестве соответчика в порядке статьи 46 АПК РФ привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.02.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Востоктранссервис" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что АО "Востоктранссервис", являясь собственником сооружения - подкрановый путь N 2 протяженностью 185 п.м (лит. С1), сооружения - пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м (лит. В), сооружения - кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км (лит. Э), сооружения - кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит. Э1), не давало своего согласия как арендатора земельного участка на проведение земляных работ на участке, о ведении работ оно не уведомлялось, в связи с чем требования об обязании ООО "ДРП" прекратить нарушение прав АО "Востоктранссервис" подлежат удовлетворению.
Через канцелярию суда от ответчиков поступили письменные отзывы, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Диомидовский рыбный порт" на доводы апелляционной жалобы возражал. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отвечает на вопросы суда.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что 14.10.2001 открытым акционерным обществом "Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота" (далее - ОАО "ВБТРФ") - продавец и закрытым акционерным обществом МКС "Востокстранссервис" - покупатель заключен договор N 470-ЛХ купли-продажи недвижимого имущества в составе приложения N 1, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 231.
При этом, продавец по указанному договору ликвидирован и исключен из ЕГРЮЛ в 2003 году, в связи с чем ЗАО "Морская Судоходная компания "Востоктранссервис" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю о государственной регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества: кабельная трасса 1970 г - ЛЭП 6кв протяженностью 3,102 км от ТП Рыбного порта до заводской ТП-2; кабельная трасса 1965 г - ЛЭП 6кв протяженностью 0,260 км (лит.Э) от зав.п/с ТП-2 до КТП-320; - кабельная трасса 1967 г - ЛЭП 0,4кв протяженностью 0,2852 км (лит.Э1) от бытовой п/с ТП-1 до зав.п/с ТП-2; подъездной железнодорожный путь (лит.Ж) 1974 г, протяженностью 115,5-м; трансформаторная подстанция ТП-2, 1963 г (лит.26), общей площадью 64,4кв.м.; заводская п/с ТП-2, 1971 г. (лит.24), общей площадью 64,2кв.м.; здание Эллинг (судоремонтный) 1969 г., общей площадью 1062,5 кв.м. (лит.27) с пристройкой (лит.28); канализационная насосная станция 1992 г, (лит.29) общей площадью 49,5 кв.м.; пожарный трубопровод (лит.В) 1965 г., протяженностью 320,2 м; подкрановые путь: N 1 (лит.С) длиной 60-м и N 2 (лит.С1) длиной 185-м.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2007 по делу N А51-9478/2007 удовлетворены требования истца о регистрации перехода права и регистрации права собственности акционерного общества "Морская судоходная компания "ВОСТОКТРАНССЕРВИС" на объекты: сооружение - Подкрановый путь N2 протяженностью 185 п.м. (лит.С1), сооружение - пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м. (лит.В), сооружение - кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км. (лит.Э), сооружение - кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит.Э1), расположенные по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Калинина, д. 231, о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, на основании договоров купли-продажи от 11.12.2012 18.01.2013 зарегистрировано право собственности закрытого акционерного общества "ВОСТОКТРАНССЕРВИС" на объекты: сооружение - пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м. (лит.В), сооружение - кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км. (лит.Э), сооружение - кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит.Э1); право собственности на сооружение - подкрановый путь N 2 протяженностью 185 п.м. (лит.С1) зарегистрировано 22.12.2011 на основании договора купли-продажи от 21.06.2011.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284, площадью 4 414 кв.м по адресу: г.Владивосток, ул.Калинина, 243, который является собственностью Российской Федерации, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.04.2014 по делу N А51-42044/2013.
Согласно техническому паспорту от 24.06.2005 в отношении кабельной линии 6 кВ (лит. Э) (инвентарный номер 05:401:002:000204020:0004), общая протяженность составляет 0,260 км, общая протяженность кабельной ЛЭП высокого напряжения 0,260 км, марка АЛБ3*60 0,260 км, иные сведения не заполнены.
Из технического паспорта от 05.12.2011 следует, что общая протяженность сооружения кабельная линия 0,4 кВ (лит. Э1) (инвентарный номер 05:401:002:000204020:0004) 1967 года постройки составляет 0,686 км, из которых 0,1291 км - воздушные ЛЭП низкого напряжения, 557 - кабельные ЛЭП низкого напряжения, также указана марка кабелей, иные сведения не заполнены.
В соответствии с кадастровым паспортом от 23.12.2011 протяженность сооружения кабельная линия 0,4 кВ (лит. Э1) 1967 года постройки составляет 686 м.
18.01.2012 выдан кадастровый паспорт сооружения - пожарный трубопровод, лит. В, протяженностью 320 м, расположенный в районе ул. Калинина, 231.
Истцом также представлен технический паспорт на объект - пожарный трубопровод лит. В (инв. N 05:401:0026000204020:0001), расположенный в районе ул. Калинина, 231. В соответствии с общими сведениями длина водопровода составляет 320,2 м, прочие устройства: 1 водопроводный ввод, иные сведения не заполнены, год постройки 2004.
В соответствии с кадастровым паспортом от 06.12.2011 подкрановый путь N 2 (лит. С1) протяженностью 185 м, 2004 года постройки расположен по адресу: в районе ул. Калинина, 231.
Согласно техническому паспорту на подкрановый путь N 2 (лит. С1), инв. N 05:401:002:000204020:0002, составленному по состоянию на 2004 год, длина подкранового пути составляет 185 м,, подкрановый путь состоит из следующих элементов: земляное полотно - грунт смешанный, песчано-гравийный, балластная призма - щебень, ширина колеи 10,5 м, тип рельс Р65.
При этом, в соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 25.12.2013 закрытое акционерное общество "Морская судоходная компания "ВОСТОКТРАНССЕРВИС" является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284 по договору N 8-26/337 от 18.07.2011, заключенного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (арендодатель) и Федеральным агентством морского и речного транспорта (арендатор) в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.12.2016.
30.12.2016 Федеральным государственным унитарным предприятием "НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ" (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Диомидовский рыбный порт" (арендатор) с согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве заключен договор N Д-30/414 аренды федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в отношении причалов N 1 и N 2, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, 243, для использования в целях обслуживания судов рыбопромыслового флота и судов иного назначения, выполнения погрузочно-разгрузочных работ в отношении рыбы, рыбопродукции, морепродуктов и иных грузов, в соответствии с паспортами назначения причалов, схемой допустимых нагрузок, поддержания причалов в надлежащем техническом состоянии, а также для осуществления инвестиций в создание и модернизацию объектов портовой инфраструктуры, сроком на 49 лет по 29.12.2065.
Раздел 3.2 предусматривает, среди прочих, следующие обязанности арендатора: устранять за свой счет в разумные сроки замечания арендатора по использованию и эксплуатации объектов, выявленных арендодателем при проведении внеочередных обследований и освидетельствований объектов в соответствии с ГОСТ Р 54523-2011, иных обследований и экспертиз (пункт 3.2.5 договора от 30.12.2016); обеспечивать работоспособное техническое состояние (без ограничений) объектов, поддерживать конструктивные элементы объектов, путем проведения текущих и капитальных ремонтных работ, в работоспособном техническом состоянии, обеспечив физический износ каждого элемента в состоянии, годном к эксплуатации (без ограничений) (пункт 3.2.9 договора от 30.12.2016); осуществлять текущий ремонт арендуемых объектов за счет собственных средств. Текущий ремонт осуществляется в соответствии с календарным планом-графиком, согласованным с арендодателем (пункт 3.2.12 договора от 30.12.2016); осуществлять капитальный ремонт арендуемых объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет собственных средств и после предварительного письменного согласования с арендодателем и Территориальным управлением на основании документации, предусмотренной действующим законодательством (пункт 3.2.15 договора от 30.12.2016); поддерживать работоспособность объектов инфраструктуры морского порта, определенных статьей 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для обеспечения пропускной способности, установленной пунктом 3.2.40 договора (пункт 3.2.43 договора от 30.12.2016).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.
В соответствии с паспортом причального сооружения причал N 1 2001 г. в границах Диомидовского судоремонтного завода (том 1) реконструкция, восстановление или капитальный ремонт не производились, покрытие территории состоит из сборных ж/б плит; по состоянию на 01.10.2001 покрытие территории неработоспособное - разрушение ж/б плит покрытия 755 кв.м (выкрашивание, смещения торцов смежных плит, трещины), локальные просадки территории до 10-15 см), требуется выполнение ремонтных работ, в том числе ремонт плит покрытия территории; по состоянию на 08.11.2007 покрытие территории неисправное (работоспособное) - имеются провалы и просадки, на отдельных участках покрытие частично разрушено, имеются дефекты плит, перекрывающих каналы промпроводок (трещины, проломы, разрушения, просадки, зазоры между плитами), необходимо произвести ремонт покрытия, в том числе и плит, перекрывающих канал промпроводок.
Аналогичные сведения относительно покрытия территории причала N 2 в границах Диомидовского судоремонтного завода 2001 г. содержатся в паспорте причального сооружения причала N 2.
Согласно акту освидетельствования от 15.04.2014 к паспорту причального сооружения причал N 2 длиною 140 м с открылками 6,7 м и 8,2 м (лит. Б) "Пополняемая часть" покрытие территории выполнено из сборных ж/б плит на ПК1+7 м-ПК14 м между крановыми путями, на остальной территории покрытие выполнено из щебня, вдоль причала расположены два канала промпроводок (1300х600 (h) мм) между подкрановыми путями (на участке ПК1+7 м до ПК14 м), для доступа в каналы имеются люки, перекрытые стальными листами; имеются дефекты покрытия территории (разрушения, провалы и просадки) и плит, перекрывающих каналы промпроводок. В заключении о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения отражено, что покрытие территории ограничено работоспособно, имеются провалы и просадки покрытия, локальные места разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе, плит, перекрывающих каналы промпроводок.
В соответствии с актом освидетельствования от 15.04.2014 к паспорту причального сооружения причал N 1 длиною 140,2 м (лит. А) "Пополняемая часть" покрытие территории выполнено из сборных ж/б плит на ПК1+0-ПК10+6 м между крановыми путями, на остальной территории покрытие выполнено из щебня, вдоль причала расположены два канала промпроводок (1300х600 (h) мм) между подкрановыми путями (на участке ПК0-ПК10+6 м м), для доступа в каналы имеются люки, перекрытые стальными листами; имеются дефекты покрытия территории (разрушения, провалы и просадки) и плит, перекрывающих каналы промпроводок. В заключении о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения отражено, что покрытие территории ограничено работоспособно, имеются провалы и просадки покрытия, локальные места разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе, плит, перекрывающих каналы промпроводок.
Из технических паспортов сооружений причалы N 1 и N 2 следует, что покрытие территории - сборные ж/бетонные плиты.
Акты внеочередного освидетельствования портового гидротехнического сооружения - причалов N 1 и N 2 от 08.02.2017 также содержит сведения о провалах и просадке покрытия территории, локальных местах разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе плит перекрывающих каналы промпроводок.
При этом, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А51-2541/2012, а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.04.2014 по делу N А51-42044/2013 установлено обстоятельство неделимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 28.12.2015 по делу N А51-17850/2015 установлено, что сооружение-причал N 1 и сооружение-причал N 2 прочно связаны с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030003:284 и расположены в пределах всего участка, занимая при этом всю его площадь. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:284 был образован в целях дальнейшей эксплуатации сооружений-причал N 1, причал N 2, при этом, граница данного участка полностью соответствует границе сооружений - причал N 1, причал N 2. Остальные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284, находятся непосредственно на сооружениях - причал N 1, причал N 2, для эксплуатации которых и был образован данный земельный участок.
Истцом в материалы дела представлено заключение N 035-ИВ-14, выполненное в 2014 году "ИНДЕКС-ВЛАДИВОСТОК" РО ООО "ЦЕНТР СУДЕБНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕНЫХ ЭКСПЕРТИЗ "ИНДЕКС", из которого следует, что сети электроснабжения, состоящие из кабельных линий 0,4 кВ 6кВ, трансформаторных подстанций (ЦРП, ТП-2, ТП-3 (КТП320), ТП-5, КТПН "ДОК") и распределительного устройства 0,4 кВ, подкрановые пути и пожарный трубопровод являются частью единого (неделимого) имущественного комплекса и линейными объектами, и участвуют в неразрывном технологическом процессе предприятия. Также согласно заключению, кабельные линии 6 кВ и 0,4 кВ т центрального распределительного пункта (ЦРП) идут в кабельных лотках до трансформаторных подстанций, где через каналы в фундаментных блоках подходят к ячейкам трансформаторов. Кабельная линия 6 кВ представлена кабелем марки ААБ сечения 3х50б 3х95, 3х150, 3х240, которая подключает трансформаторные подстанции к ЦРП. Кабельная линия 0,4 кВ представлена кабелями марки КНР сечения 3х75 и марки СИП сечением 4х16. Лотки железобетонные заглублены в землю и закрыты железобетонными, частично металлическими, перекрытиями, прочно связанные с земляной поверхностью. Частично, проходя по соседнему земельному участку, и, частично по обследуемому земельному участку, лотки засыпаны землей, в районе подкрановых путей видны металлические крышки, закрытые на замки. Сети хозяйственного водопровода и пожарного трубопровода частично проложены в железобетоном канале, идущем параллельно железнодорожным путям, а частично в земле. Подкрановые пути прочно связаны с земной поверхностью посредством заглубления рельс и стационарными фундаментами из железобетонных блоков.
Как указал истец в своем исковом заявлении, с 25.11.2017 ответчик на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284 начал производить демонтаж железобетонных лотков, которых расположены кабельные трассы, трассы пожарного трубопровода, принадлежащих АО "Востоктранссервис" на праве собственности, после чего работниками ООО "ДРП" началась засыпка указанных ж/б лотков щебнем и укладка сверху плит (ПАГ).
Истцом в материалы дела представлена переписка между сторонами относительно проводимых работ. Так, согласно письму истца в адрес ответчика от 16.06.2017 истец просил во избежание конфликтных ситуаций, споров между двумя хозяйствующими субъектами согласовать проведение работ на территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284, согласовать проведение работ у подкранового пути N 2, портального крана "Сокол", кабельных линий 6 кВ, 0,4 кВ, согласовать проведение работ по чистке водного объекта, прилегающего к причалу N 2, на что письмом от 13.07.2017 N 47ю ответчик потребовал предоставления правоустанавливающих документов на плавдок N 429, копии технических и кадастровых документов, подтверждающих конкретное местоположение указанного истцом имущества, а также сообщил, что информация о проведении работ не подтверждается.
Как следует из пояснительной записки к проектной документации "Капитальный ремонт: Причала N 2 длиною 140 м с открылками 6,7 и 8,2 м (лит. Б), расположенный в акватории бухты Диомид в г. Владивостоке Приморского края", подготовленной ООО "Бельведер", покрытие территории находится в ограниченно-работоспособном состоянии - провалы и просадки покрытия, локальные места разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе плит, перекрывающих каналы промпроводок.
Истцом в материалы дела представлен подготовленный в 2018 году обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений" отчет по специальному обследованию с целью уточнения технических характеристик, определения технического состояния элементов инженерных сетей и оборудования причалов N 1 и N 2, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 243, в котором специалистом сделан вывод о том, что подкрановый путь причалов N 1 и N 2 находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284. Конструкция кранового пути, состоящая из сборных железобетонных элементов, щебеночного основания, рельс и их скреплений может демонтироваться и устраиваться в ином месте без использования дополнительных материалов. Конструктивный элемент - материал обратной засыпки причалов N 1 и N 2, на котором установлен подкрановый путь, по-прежнему будет иметь то же функциональное назначение - формирование территории причалов и восприятие технологических нагрузок.
Относительно трубопроводов специалист указал, что их техническое состояние неработоспособное, что обуславливается локальными обрывами трасс трубопроводов, дальнейшая эксплуатация трубопроводов невозможна в виду наличия пластовой и сквозной коррозии на имеющихся участках трассы, что, по мнению специалиста, доказывает, что в настоящее время трубопроводы не могут быть использованы по своему прямому назначению - транспортированию жидкостей или газов от источника к потребителю. Трубопроводы в соответствии с требованиями нормативных документов при наземной прокладке и прокладке в каналах, установлены на подвижных опорах в железобетонном лотке N 1, следовательно, является объектом движимого имущества.
Также согласно отчету в процессе специального инженерного обследования на территории причалов N 1 и N 2 выявлено 62 кабельных линии, предназначенных для работы в сетях 0,4 кВ и 1 кабельная линия, предназначенная для работы в сети 6 кВ. Все кабельные линии проложены в железобетонном лотке N 2, расположенных в железобетонном лотке N 2, расположенных в теле обратной засыпки причала, связи с землей кабельные линии не имеют. Все кабельные линии, предназначенные для работы в сетях 0,4 кВ и расположенные на причалах N 1 и N 2 по схеме подключения предназначены и могут быть использованы только с целью подключения электроколонок причалов N 1 и N 2 к внешним источникам переменного тока напряжением до 0,4 кВ. Электроколонки, установленные в прикордонной зоне причалов N 1 и N 2 являются частью инженерного оборудования причалов, о чем свидетельствуют паспорта гидротехнических сооружений. Обнаруженная кабельная линия, предназначенная для работы в сети 6 кВ находится не под напряжением, имеет подземный обрыв (не имеет технологического присоединения) к электроустановке потребителя). Все обнаруженные кабельные линии расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284.
Согласно представленным ответчиком ООО "ДРП" договорам подряда N 15/05-17 от 15.05.2017 и N 24/07-17 от 24.07.2017 общество с ограниченной ответственностью "ТехЦентр" как подрядчик обязалось осуществить по заданию ООО "ДРП" как заказчика капитальный ремонт причалов N 2 лит. Б длиною 140 м с открылками (в соответствии с проектной документацией в 5-ти томах ООО "Бельведер" "Капитальный ремонт: Причала N 2 длиною 140 м с открылками 6,7 и 8,2 м (лит. Б), расположенный в акватории бухты Диомид в г. Владивостоке Приморского края") и N 1 лит. А длиною 140,2 м, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, 243.
При этом, письмом от 19.04.2017 N НРР-01/384-1 ФГУП "Нацрыбресурсы" согласовало проектную документацию "Капитальный ремонт: Причала N 2 длиною 140 м с открылками 6,7 и 8,2 м (лит. Б), расположенный в акватории бухты Диомид в г. Владивостоке Приморского края".
Как следует из рапорта начальника службы безопасности ОАО "Востоктранссервис" на имя генерального директора истца, в период с 25.11.2017 в 9 ч 00 мин утра начались работы на подкрановых путях, начат съем грунта и засыпка колодца, в котором проходят кабели.
29.11.2017 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о прекращении нарушения прав АО "Востоктранссервис", производства каких-либо работ с имуществом АО "Востоктранссервис", восстановлении поврежденного имущества АО "Востоктранссервис".
15.11.2018 истцом составлен акт проверки имущества, в соответствии с которым на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284 в районе причала N 1 обществом с ограниченной ответственностью "Диомидовский рыбный порт" ведутся работы по капитальному ремонту причала N 1; в результате проведения данных работ ООО "Диомидовский рыбный порт" разрушаются конструкции сооружений - подкрановый путь N 2 протяженностью 185 п.м (лит. С1), пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м (лит. В), кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км (лит. Э), кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит. Э1), а именно, демонтируются ж/б крышки кабельных каналов и трубопровода, производится их засыпка грунтом и укладка ж/б плит (ПАГ).
08.12.2017 отказано в возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения материала проверки КУСП N 34250 от 29.11.2017, КУСП N 34614 от 03.12.2017 по заявлению Чихунова М.Н., в котором последний просил привлечь к ответственности виновных, неизвестных лиц, которые в период времени с 26.11.2017 по 29.11.2017 произвели порчу имущества: демонтаж железобетонных лотков кабельных линий и трубопровода, а также засыпав их щебнем. Лотки, в которых располагаются кабельные линии и трубопровод, находятся по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 243 (КУСП N 34250); в заявлении от 03.12.2017 Чихунов М.Н.сообщил о непринятии мер в отношении АО "ВТС", которые повредили кабельные каналы ООО "ДРП" (КУСП N 34614). В возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления.
Кроме того, истцом представлено заключение N 09/18, выполненное ООО "Фактор-Гео" 10.12.2018, в котором указано, что на дату выезда 26.11.2018 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284 зафиксировано проведение строительных работ на части земельного участка площадью 3262 кв.м, производимые строительные работы заключаются в демонтаже бетонных плит, укрывающих бетонные лотки, в которых располагаются сооружения с кадастровыми номерами 25:28:030003:1450 (сооружение - кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км), 25:28:030003:1472 (сооружение - кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км), 25:28:030003:1429 (сооружение - пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м), 25:28:030002:4018 (сооружение - подкрановый путь N 2 протяженностью 185 п.м), находящиеся в собственности АО "ВОСТОКТРАНССЕРВИС", частичном разрушении бетонных плит и бетонных лотков, являющихся составной частью сооружений, засыпке лотков щебнем, и укладке бетонного покрытия из плит, в том числе, укладке плит в колее сооружения - подкрановый путь N 2 между рельсами; засыпка осуществляется без устройств защитных коробов, непосредственно в лотки на сооружения.
Ссылаясь на то, что ответчик ООО "ДРП" начал производить демонтаж ж/б лотков, в которых расположены кабельные трассы, трассы пожарного трубопровода, принадлежащим АО "Востоктранссервис" на праве собственности, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований исходя из того, что истцом не доказано нарушение его прав.
Апелляционный суд поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Правовым основанием своих требований к ответчику истец избрал норму статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статей 9, 12 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и самостоятельно избирают способ защиты гражданских прав.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Исходя из содержания указанных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлении N 10/22, при предъявлении негаторного иска владельцу необходимо подтвердить свое право на имущество, доказать факт нарушения права, не связанного с лишением владения, и незаконность действий ответчика.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 301, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации доказать наличие всех вышеперечисленных обстоятельств в их совокупности обязан истец.
Однако, истец не доказал необходимой для удовлетворения иска указанной совокупности обстоятельств в рассмотренном деле.
Согласно ст. 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
ООО "Диомидовский рыбный порт" как арендатор объектов недвижимости - причалов N 1 и N 2 по договору аренды N Д-30/414 от 30.12.2016 обладает правами на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:284.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 28.12.2015 по делу N А51-17850/2015 установлено, что сооружение-причал N 1 и сооружение-причал N 2 прочно связаны с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030003:284 и расположены в пределах всего участка, занимая при этом всю его площадь. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:030003:284 был образован в целях дальнейшей эксплуатации сооружений-причал N 1, причал N 2, при этом, граница данного участка полностью соответствует границе сооружений - причал N 1, причал N 2. Остальные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284, находятся непосредственно на сооружениях - причал N 1, причал N 2, для эксплуатации которых и был образован данный земельный участок.
Согласно п. 3.2.9 договора аренды N Д-30/414 от 30.12.2016 арендатор обязан обеспечить работоспособное техническое состояние (без ограничений) объектов, поддерживать конструктивные элементы объектов путем проведения текущих и капитальных ремонтных работ, в работоспособном техническом состоянии, обеспечив физический износ каждого элемента в состоянии, годном к эксплуатации (без ограничений). Также указанный договор предусматривает обязанность арендодателя устранять за свой счет в разумные сроки замечания арендатора по использованию и эксплуатации объектов, выявленных арендодателем при проведении внеочередных обследований и освидетельствований объектов в соответствии с ГОСТ Р 54523-2011, иных обследований и экспертиз (п.3.2.5 договора), осуществлять текущий ремонт арендуемых объектов за счет собственных средств; осуществлять капитальный ремонт арендуемых объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет собственных средств и после предварительного письменного согласования с арендодателем и Территориальным управлением на основании документации, предусмотренной действующим законодательством.
Извещениями от 15.04.2014 "Об изменении режима эксплуатации о необходимости выполнения ремонтных работ ООО НИЦ "Сейсмозащита" предусмотрен перечень ремонтных работ на причалах (т. 3, л.д. 118-119, 128-129).
ООО "ДРП" как арендатором по договору аренды согласована проектная документация на проведение ремонтных работ с ФГУП "Нацрыбресурсы", заключены договоры подряда на проведение ремонтных работ. При этом, ни законом, ни договором не предусмотрено согласование ремонтных работ с АО "Востоктранссервис" как собственником сооружений расположенных на земельном участке, на котором находятся причалы N 1 и N 2. В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "ДРП" ремонтные работы проводятся в соответствии с условиями договора и в целях устранения замечаний, выявленных в ходе освидетельствования, в связи с чем указанные действия нельзя отнести к противоправным.
Кроме того, истец не доказал надлежащим образом принадлежность ему плит перекрытия, железобетонных лотков, в отношении которых осуществляется непосредственное воздействие в ходе проводимых ООО "ДРП" ремонтных работ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что проведение ООО "Диомидовский рыбный порт" капитального ремонта причалов N 1, N 2 не нарушает прав АО "Востоктрнссервис" как арендатора земельного участка с кадастровым номером 25:28:03003:284, а также не нарушает права АО "Востоктранссервис" как собственника сооружений - подкранового пути N 2 протяженностью 185 п.м (лит. С1), пожарного трубопровода протяженностью 320,2 п.м (лит. В), кабельной линии 6 кВ протяженностью 0,260 км (лит. Э), кабельной линии 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит. Э1), расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284. Доказательств обратного, в нарушение ст. 65 АПК, истцом в материалы дела не представлено.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.02.2019 по делу N А51-28711/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.С. Шевченко |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-28711/2017
Истец: АО "МОРСКАЯ СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ "ВОСТОКТРАНССЕРВИС"
Ответчик: ООО "ДИОМИДОВСКИЙ РЫБНЫЙ ПОРТ"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ, ФГУП "НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ", Федерольное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба Росморречфлота"
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3199/19
23.04.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1843/19
08.02.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-28711/17
15.01.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-28711/17
12.12.2017 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-28711/17