г. Красноярск |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А33-9955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Петровской О.В., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
при участии:
заявителя: индивидуального предпринимателя Байрамова Камиля Алиага оглы,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Байрамова Камиля Алиага оглы
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" февраля 2019 года по делу N А33-9955/2018, принятое судьёй Тимергалеевой О.С.,
установил:
индивидуальный предприниматель Байрамов Камиль Алиага оглы (ИНН 246010104836, ОГРН 317246800099115, далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Железнодорожного района в городе Красноярска (ИНН 2460000902, ОГРН 1022401806811, далее - ответчик) о признании незаконным уведомления администрации Железнодорожного района об освобождении земельного участка от 21.03.2018 N 715.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню 24", Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и Департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "13" февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на следующие обстоятельства:
- заявитель владеет торговым павильоном, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, д. 87 на основании договора купли - продажи от 08.10.2017;
- заявителем заключен договор аренды земельного участка от 09.10.2017 N 1А-2017 с управляющей компанией;
- согласно протоколу от 20.04.2015 N 223-ЖС внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Абдуллаеву Д.В.оглы (предыдущему собственнику павильона) предоставлено на возмездной основе право использовать общее имущество собственников помещений многоквартирного дома: часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200083:6754;
- требование администрации Железнодорожного района в городе Красноярске о демонтаже временного сооружения и освобождении земельного участка, изложенное в письме 21.03.2018 N 715, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает обязанность по освобождению земельного участка и создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нарушает права собственников многоквартирного дома на распоряжение принадлежащим им имуществом - земельным участком;
- на момент подписания договора аренды земельного участка от 09.10.2017 N 1А-2017 сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200083:76 содержались в Едином государственном реестре прав.
Ответчик, третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу в материалы не представили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, третьи лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Согласно кадастровому паспорту от 22.03.2012 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200083:675 предыдущий кадастровый номер указанного земельного участка 24:50:0200083:76. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.04.2010. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87. Разрешенное использование: магазин универсальный.
В соответствии с протоколом от 29.03.2010 образования земельных участков, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200083:675 образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200083:76, площадью 1241 кв.м., и 24:50:0200083:п1, площадью 2874 кв.м.
Решением Росреестра по Красноярскому краю от 04.05.2012 N Ф24/12-2-44723 сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200083:675 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с истечением срока действия "временного" статуса сведений о земельном участке с момента постановки его на кадастровый учет (29.04.2010) и отсутствие зарегистрированных прав или ограничений (обременений) на момент истечения этого срока (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Согласно протоколу от 20.04.2015 N 223-ЖС внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, д. 87, проведенного в форме заочного голосования Абдуллаеву Д.Б. оглы предоставлено на возмездной основе право (возможность) использовать общее имущество собственников помещений многоквартирного дома: часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200083:675 для размещения и эксплуатации временного сооружения - торгового павильона по ремонту обуви и реализации фруктов и овощей и его подключения к общедомовым электрическим сетям.
По договору купли-продажи торгового павильона (киоска) от 08.10.2017 павильон площадью 17 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, д. 87, передан Абдуллаевым Д.Б. оглы Байрамову К.А. оглы.
Между индивидуальным предпринимателем Байрамовым Камилем Алиагом оглы (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню 24" (управляющая компания) подписан договор аренды земельного участка от 09.10.2017 N 1А-2017 (далее - договор), согласно пункту 2.1 которого управляющая компания представляет, а арендатор принимает в аренду часть земельного участка площадью 17 кв.м. для использования в целях размещения временного сооружения - павильон по реализации овощей-фруктов с площадью торгового зала 8 кв.м.
Земельный участок - земельный участок площадью 4 115 +/- 22 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200083:76, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1.2 договора).
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что настоящий договор имеет силу и значение передаточного акта. Часть земельного участка считается переданной с момента подписания настоящего договора.
Срок аренды части земельного участка устанавливается с 12.10.2017 по 12.10.2018 (пункт 3.1 договора).
В соответствии с уведомлением Росреестра от 02.03.2018 N КУВИ-001/2018-1012132 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200083:675.
Согласно акту обследования от 21.03.2018 N 1, составленному представителями администрации Железнодорожного района в городе Красноярске, представителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, а также владельцем временного сооружения индивидуальным предпринимателем Байрамовым Камилем Алиагем оглы, на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87, расположен торговый павильон "АНА" Овощи-фрукты, площадь 21,5 кв.м.
Письмом от 21.03.2018 N 715 администрация Железнодорожного района в городе Красноярска требовала индивидуального предпринимателя Байрамова Камиля Алиага оглы произвести демонтаж временного сооружения и освободить земельный участок в семидневный срок с момента получения уведомления, ссылаясь на то, что временное сооружение - павильон, размещенный по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87 является объектов, размещенным в нарушение определенного правовыми актами города порядка размещения временных объектов, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200083:675 снят с кадастрового учета и не является участком, зарегистрированным на праве общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома N 87 по ул. Куйбышева.
В муниципальной газете Красноярска "Городские новости" от 23.03.2018 N 35 (3644) размещено информационное сообщение о необходимости демонтажа в 7-дневный срок павильона "АНА овощи-фрукты, площадью 21,5 кв.м., расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 87, собственник объекта - Байрамов К.А.О.
На официальном сайте администрации Железнодорожного района размещено информационное сообщение от 21.03.2018 о необходимости демонтажа в 7-дневный срок павильона "АНА овощи-фрукты, площадью 21,5 кв.м., расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 87, собственник объекта - Байрамов К.А.О.
Согласно акту от 02.04.2018 N 1, составленному представителями администрации Железнодорожного района в городе Красноярске, представителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, по состоянию на 02.04.2018 условия уведомления от 21.03.2018 не выполнены, торговый павильон не демонтирован.
Как следует из письма Управления Росреестра по Красноярскому краю от 18.07.2018 N КУВИ-001/2018-4342001, уведомления от 17.07.2018 N КУВИ-001/2018-4342059 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200083:675.
Письмом от 11.09.2018 N К-12633 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в ответ на обращение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Куйбышева, 87, площадью 4 556 кв.м. для многоэтажной жилой застройки (высотная застройка) путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сообщил об отказе в предоставлении земельного участка и утверждении схемы земельного участка.
Письмом от 02.11.2018 N ГИ-16472 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 4 556 кв.м., занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87, ссылаясь, в том числе, на то, что проект межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, не утвержден.
Индивидуальный предприниматель Байрамов Камиль Алиага оглы, считая свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления Администрации Железнодорожного района об освобождении земельного участка от 21.03.2018 N 715.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем Байрамовым Камилем Алиагом оглы (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню 24" (управляющая компания) подписан договор аренды земельного участка от 09.10.2017 N 1А-2017 (далее - договор), согласно пункту 2.1 которого управляющая компания представляет, а арендатор принимает в аренду часть земельного участка площадью 17 кв.м. для использования в целях размещения временного сооружения - павильон по реализации овощей-фруктов с площадью торгового зала 8 кв.м.
Земельный участок - земельный участок площадью 4 115 +/- 22 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200083:76, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1.2 договора).
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что настоящий договор имеет силу и значение передаточного акта. Часть земельного участка считается переданной с момента подписания настоящего договора.
В соответствии с пунктом 3.1 договора срок аренды части земельного участка устанавливается с 12.10.2017 по 12.10.2018.
Действительно, частью 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, границы земельного участка не установлены.
В соответствии с протоколом от 29.03.2010 образования земельных участков, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200083:675 образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200083:76, площадью 1241 кв.м., и 24:50:0200083:п1, площадью 2874 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту от 22.03.2012 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200083:675 предыдущий кадастровый номер указанного земельного участка 24:50:0200083:76. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.04.2010. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87. Разрешенное использование: магазин универсальный.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200083:76 перестал существовать с момента образования в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200083:675, то есть с 29.04.2010.
Как следует из письма Управления Росреестра по Красноярскому краю от 18.07.2018 N КУВИ-001/2018-4342001, уведомления от 17.07.2018 N КУВИ-001/2018-4342059 в Едином государственном реестре недвижимости сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200083:675 отсутствуют.
Решением Росреестра по Красноярскому краю от 04.05.2012 N Ф24/12-2-44723 сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200083:675 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с истечением срока действия "временного" статуса сведений о земельном участке с момента постановки его на кадастровый учет (29.04.2010) и отсутствие зарегистрированных прав или ограничений (обременений) на момент истечения этого срока (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Письмом от 11.09.2018 N К-12633 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в ответ на обращение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Куйбышева, 87, площадью 4 556 кв.м. для многоэтажной жилой застройки (высотная застройка) путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сообщил об отказе в предоставлении земельного участка и утверждении схемы земельного участка.
Письмом от 02.11.2018 N ГИ-16472 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 4556 кв.м., занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87, ссылаясь, в том числе на то, что проект межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, не утвержден.
В связи с тем, что земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, границы земельного участка не установлены, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что временное сооружение заявителя расположено на земельном участке, который не принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что фактически спорное временное сооружение размещено на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню 24", подписывая с индивидуальным предпринимателем Байрамовым Камилем Алиага оглы договор аренды земельного участка от 09.10.2017 N 1А-2017, распорядилась спорным земельным участком в отсутствие правовых оснований.
Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 Положения "Об администрации района в г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р (далее - Положение) администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица.
Разделом 2 Положения предусмотрены функции и задачи районной администрации.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5 к основным функциям районной администрации в сфере землепользования и сфере управления муниципальной собственностью относятся, в том числе следующие:
- осуществление контроля за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района;
- выявление самовольных построек и временных сооружений, размещенных с нарушением требований установленного законодательством порядка либо срок размещения которых истек;
- в установленном порядке принятие мер, направленных на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно пунктам 4, 6 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, установленного приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения.
Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N809).
Указанное Положение устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
К временным сооружениям относится павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункт 16 пункта 4 Положения N 809).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, по общему правилу продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
Доказательства наличия права размещать павильон, полученного по результатам торгов, заявителем в материалы дела не представлены. Более того, спорный объект - павильон в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска не значится.
Предметом регулирования Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 12.09.2013 N 471, являются действия уполномоченных лиц, направленные на самозащиту нарушенных прав муниципального образования и устранение нарушений собственными силами путем демонтажа временного сооружения без понуждения собственника (владельца) временного объекта к сносу данного сооружения и без причинения ущерба лицу, допустившему правонарушение законодательства (далее - Порядок).
Из содержания пункта 6 данного Порядка следует, что в случае если владелец объекта известен, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об объекте либо выявления его самостоятельно направляет ему заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает лично владельцу уведомление о необходимости освобождения земельного участка, устранения допущенных нарушений градостроительного законодательства, демонтажа объекта (далее - уведомление). В уведомлении указывается 7-дневный срок для выполнения владельцем работ по демонтажу объекта, который исчисляется с даты получения уведомления.
Таким образом, оспариваемое уведомление выдано уполномоченным органом в рамках своей компетенции.
Актом обследования от 21.03.2018 N 1, составленным представителями администрации Железнодорожного района в городе Красноярске, представителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, а также владельцем временного сооружения индивидуальным предпринимателем Байрамовым Камилем Алиага оглы установлено, что на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87, расположен торговый павильон "АНА" Овощи-фрукты, площадь 21,5 кв.м.
Письмом от 21.03.2018 N 715 администрация Железнодорожного района в городе Красноярска требовала у индивидуального предпринимателя Байрамова Камиля Алиага оглы произвести демонтаж временного сооружения и освободить земельный участок в семидневный срок с момента получения уведомления, ссылаясь на то, что временное сооружение - павильон, размещенный по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87 является объектов, размещенным в нарушение определенного правовыми актами города порядка размещения временных объектов, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200083:675 снят с кадастрового учета и не является участком, зарегистрированным на праве общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома N 87 по ул. Куйбышева.
Письмо от 21.03.2018 N 715 администрации Железнодорожного района в городе Красноярске индивидуальному предпринимателю Байрамову Камилю Алиага оглы об освобождении земельного участка путем сноса временного сооружения в срок не позднее 7 дней с момента получения настоящего уведомления с учетом отсутствия правовых оснований для размещения спорного сооружения, соответствует действующему законодательству, не нарушает прав заявителя.
Согласно акту от 02.04.2018 N 1, составленному представителями администрации Железнодорожного района в городе Красноярске, представителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, по состоянию на 02.04.2018 условия уведомления от 21.03.2018 не выполнены, торговый павильон не демонтирован.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа заявителю в признании незаконным уведомления администрации Железнодорожного района об освобождении земельного участка от 21.03.2018 N 715.
Доводы апелляционной жалобы о законном владении предпринимателем павильоном и пользовании земельным участком, в связи, с чем павильон не подлежит демонтажу, основаны на неверном токовании норм права, направлены на переоценку судом апелляционной инстанции установленных обстоятельств.
Ссылка заявителя о том, что письмо администрации Железнодорожного района в городе Красноярске от 21.03.2018 N 715 нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает обязанность по освобождению земельного участка и создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Как указано выше, продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме.
Тем самым, заявитель не лишен права участвовать в проводимых администрацией района аукционах, заключать договоры аренды на законных основаниях.
Также отклоняется довод заявителя о нарушении прав собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Куйбышева, 87, так как спорный земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, границы земельного участка не установлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент подписания договора аренды земельного участка от 09.10.2017 N 1А-2017 сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200083:76 содержались в Едином государственном реестре прав, не опровергает выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований у заявителя для размещения павильона на спорном земельном участке.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" февраля 2019 года по делу N А33-9955/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.