24 апреля 2019 г. |
Дело N А83-11515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Универсал" - Любченко К.А. по доверенности от 10.07.2018, в отсутствии Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Администрации Сакского района Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Администрации Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года по делу N А83-11515/2018 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсал" об оспаривании решений Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Администрации Сакского района Республики Крым и бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Совета министров Республики Крым, Администрации Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство строительства и архитектуры), изложенного в письме от 23.04.2018 N 01-15/3665/1, в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 824 169 кв.м, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым; о признании незаконным отказа Администрации Сакского района Республики Крым (далее - Администрация), изложенного в письме от 28.04.2018 N 77/2361/01-29/1, в согласовании схемы указанного выше земельного участка; о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство имущественных и земельных отношений), выразившегося в уклонении от подготовки на основании обращения ООО "Универсал" проекта распоряжения Совета министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 824 169 кв.м, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, и не передаче его в Совет министров Республики Крым вместе с материалами согласования. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит обязать Министерство имущественных и земельных отношений осуществить действия по подготовке проекта распоряжения, передаче в Совет министров Республики Крым проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 824169 кв.м, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, на основании заявления ООО "Универсал" от 22.03.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
До начала судебного разбирательства от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совета министров Республики Крым поступили отзыв на апелляционную жалобу и пояснения по апелляционной жалобе, согласно которых просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения.
От Министерства строительства и архитектуры Республики Крым поступили пояснения на апелляционную жалобу, считает, что для надлежащей оценки вопроса о возможности согласования схемы расположения спорного земельного участка необходимо получение заключений от уполномоченных органов в области энергоснабжения и водоснабжения относительно реализации ЛЭП и водовода на формируемом земельном участке.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.04.2018 общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 824 169 кв.м, находящегося на территории Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, на кадастровом плане территории в целях его образования для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (т. 1 л.д. 123-124), приложив к нему соответствующую схему расположения земельного участка.
17.04.2018 в порядке межведомственного взаимодействия Министерство имущественных и земельных отношений обратилось в Министерство строительства и архитектуры, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Администрацию Сакского района Республики Крым с запросами о согласовании в части собственной компетенции схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также о предоставлении информации о соответствии (несоответствии) схемы расположения земельного участка документам, указанным в п.п. 4, 5 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане и проекта межевания территории, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 N 44 (далее - Порядок подготовки схемы расположения земельного участка) (т. 1 л.д. 134-135).
Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры от 23.04.2018 N 01-15/3665/1 последнее не согласовало схему расположения земельного участка, поскольку на схеме территориального планирования присутствует информация о размещении планируемых объектов электроэнергетики (ЛЭП) и водоснабжения (водовод), размещение которых, возможно потребуется на формируемом земельном участке согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 139-141).
При этом из ответа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым следует, что предлагается устранить разночтения по площади испрашиваемого земельного участка, указанной в письме, заявлении ОООО "Универсал" и на схеме в соответствии с требованиями Порядка подготовки схемы расположения земельного участка (т.1 л.д. 142).
Из письма Администрации Сакского района от 28.04.2018 N 77/2361/01-29/1 следует, что Администрация, рассмотрев поступивший запрос, считает невозможным согласовать схему размещения земельного участка в рамках действующего законодательства (т. 1 л.д. 138).
Письмами от 24.04.2018 N 3071/01/1 Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым и Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым согласовали схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 136, 137).
В этой связи Министерство имущественных и земельных отношений со ссылкой на письма Администрации от 28.04.2018 N 77/2361/01-29/1 и Министерства строительства и архитектуры от 23.04.2018 N01-15/3665/1 указало, что не имеет возможности обеспечить принятие соответствующего решения по результатам рассмотрения поступившего заявления (письмо от 18.05.2018 N 01-10/11415, т. 1 л.д. 143-144).
Общество полагая, что отказы в согласовании схемы расположения земельного участка Администрации Сакского района, Министерства строительства и архитектуры, выраженные в письмах от 28.04.2018 N 77/2361/01-29/1 и от 23.04.2018 N 01-15/3665/1, а также бездействие Министерства имущественных и земельных отношений, выразившееся в уклонении от подготовки проекта распоряжения Совета министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка, являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решения приняты уполномоченными органами, в пределах их компетенции, соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку подготовки схемы расположения земельного участка, Закону Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015). Кроме того, заявителем не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие факта нарушенных прав последнего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Исходя из анализа положений статей 10, 11, 11.10., 39.2. ЗК РФ, статьи 2 Закона N 66-ЗРК/2015, Порядка подготовки схемы расположения земельного участка, постановления Совета министров Республики Крым от 26.10.2016 N 520 "Об уполномоченном органе", Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым на рассмотрение заявлений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и принятие по ним соответствующих решений.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.
Как следует из заявления от 13.04.2018, общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений в порядке статьей 11.10., 39.11. ЗК РФ в целях образования земельного участка, право аренды на который подлежит продаже путем проведения аукциона.
Частью 4 статьи 39.11. ЗК РФ установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Понятие "схема расположения земельного участка" закреплено в ст. 11.10 ЗК РФ, согласно части 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Между тем, в силу п. 2 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется уполномоченными органами: Министерством имущественных и земельных отношений в части подготовки схемы расположения земельного участка, Министерством строительства и архитектуры в части подготовки проекта межевания территории в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 4 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка при подготовке проекта межевания территории и схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: кадастрового плана территории; Схемы территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 2004-р; Схемы территориального планирования Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855; утвержденных документов территориального планирования соответствующих муниципальных образований; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; генерального плана (в границах населенного пункта); землеустроительной документации; положений об особо охраняемой природной территории; материалов лесоустройства, утвержденных до вступления в силу Федерального конституционного закона 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; лесохозяйственных регламентов; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 11 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка установлено, что согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водного хозяйства и мелиорации, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских или сельских поселений для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Часть 16 ст. 11.10. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В частности, согласно п. 4 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Кроме того, п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 66-ЗРК/2015 основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются: несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Апелляционная коллегия обращает внимание, что заявленные требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, закрепившей процедуру судебного обжалования ненормативных актов, разделившую понятие "действие (бездействие)" и "ненормативный правовой акт", "решение органа власти" (часть 1 статьи 198 АПК РФ, части 1, 4 и 5 статьи 201 АПК РФ).
К бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относятся не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В данном случае отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории содержится в конкретном письменном ответе Министерства (от 18.05.2018 N 01-10/11415).
Как верно установлено судом первой инстанции, в данном споре правовая цель общества связана с оспариванием отказа в согласовании Министерством имущественных и земельных отношений схемы размещения земельного участка поскольку в качестве способа устранения допущенных нарушений просит обязать Министерство подготовить и передать в Совет министров Республики Крым проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Таким образом, исходя из положений п. 4 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, ч. 2 ст. 15 Закона N 66-ЗРК/2015, принимая во внимание ответ Министерства строительства и архитектуры от 23.04.2018 N01-15/3665/1 на межведомственный запрос Министерства имущества и земельных отношений в части наличия на схеме территориального планирования информации о размещении планируемых объектов электроэнергетики (ЛЭП) и водоснабжения (водовод), размещение которых, возможно, потребуется на формируемом земельном участке, а также невозможность согласовать Администрацией Сакского района схему размещения земельного участка в рамках действующего законодательства (письмо от 28.04.2018 N77/2361/01-29/1), у Министерства отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения испрашиваемого участка.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Апелляционная коллегия обращает внимание, что судом первой инстанции не был разрешен вопрос о распределении судебных расходов. В частности, подлежит возврату обществу из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению от 11.07.2018 N 7 государственная пошлина в размере 3000 руб., поскольку судом первой инстанции заявленный обществом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов неправомерно определен как самостоятельное требование.
В связи с чем, общество не лишено возможности обратится с соответствующим заявлением в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года по делу N А83-11515/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.