г. Ессентуки |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А15-5403/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Махачкалатеплосервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.02.2019 по делу N А15-5403/2018 (судья Тагирова З.Т.)
по заявлению Кавказского управления Ростехнадзора (ИНН 2632101222, ОГРН 1127747288910) к ОАО "Махачкалатеплосервис" (ОГРН 1080561000761, ИНН 0561057820), о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.02.2019 удовлетворено заявление Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) к открытому акционерному обществу "Махачкалатеплосервис" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Суд указал на соблюдение управлением процедуры составления протокола об административном правонарушении и доказанность вменяемого обществу административного правонарушения. Вместе с тем, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и исходя из конкретных обстоятельств дела, арбитражный суд снизил размер административного наказания, определив его в сумме 50 000 рублей.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требования, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального и процессуального права. Апеллянт настаивает на отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Ссылаясь на факт признания общества несостоятельным (банкротом) и, как следствие, регулирование его деятельности положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), полагает, что общество не только не обязано было предоставлять обеспечение исполнения обязательств перед гарантирующим поставщиком по оплате поставленного газа, но и не вправе было устанавливать обязательства, обеспечивающие исполнение. Обосновывая данную позицию, заявитель жалобы указывает следующее: введение в отношении общества конкурсного производства и наличие большего размера задолженности более ранней очереди исключало возможность погашения задолженности по оплате газа, (иное приведет к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов); с учетом положений пункта 1 статьи 61.3 Закона N 127-ФЗ организация, признанная банкротом, не вправе обращаться за предоставлением независимой гарантии или иного обеспечения исполнения обязательств одного из кредиторов. Кроме того обществом приняты зависящие от него меры для предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, так общество обращалось в банк и Администрацию города Махачкалы.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступило заявление ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" от 07.08.2018, в котором сообщается, что общество, имея задолженность по оплате за газ по договору поставки газа N 12-33/00-0124/17 от 15.03.2017 за период с июля по декабрь 2017 год с учетом коэффициента 0,6 в размере 20470732 рублей 56 копеек, (что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств предприятия по оплате газопотребления), по уведомлению от 25.04.2018 N 03-02/957-ВА в установленный срок не предоставило обеспечение обязательств по оплате за газопотребление в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии.
На основании полученной информации и документов по указанному факту должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол от 22.10.2018 N 2221 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ.
Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 14.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Субъектами правонарушения являются, в частности, юридические лица - потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и их должностные лица.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 статьи 25 указанного закона на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Диспозиции статьи 14.61 КоАП РФ корреспондируют положения раздела VII(1) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
Согласно пункту 40 (1) Правил поставки газа покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым пункта 40 (1) Правил поставки газа, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную решением суда или признанная покупателем.
Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).
Согласно пункту 40 (2) Правил поставки газа поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40 (1) критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Пунктом 40 (3) Правил поставки газа установлено, что величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40 (1) настоящих Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 40 (4) Правил поставки газа покупатель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 40 (1) настоящих Правил критерию, обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на срок, определяемый поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Пунктом 40 (5) Правил поставки газа предусмотрено, что срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Согласно пункту 40 (6) Правил поставки газа обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем 1 пункта 40 (1) Правил поставки газа критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа. По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" (поставщик) и ОАО "Махачкалатеплосервис" (покупатель) заключили договор поставки газа от 15.03.2017 N 12-33/00-0124/17, согласно которому поставщик обязуется поставлять газ горючий природный, а покупатель получать и оплачивать газ. 30.03.2017 поставщик и покупатель к указанному договору поставки газа заключили дополнительное соглашение.
Согласно подписанным сторонами актам поданного - принятого газа за 2017 год, акту сверки взаимных расчетов N 12-8720 за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, расчету задолженности по состоянию на 01.04.2018 за обществом значится задолженность по оплате за газ по вышеуказанному договору в размере 20470732,56 рублей.
Поскольку задолженность общества по оплате газа по состоянию на 01.04.2018 превысила двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя, поставщик направил в адрес потребителя уведомление от 25.04.2018 N 03-02/957-ВА, в котором указал о необходимости до истечения 65 дней с даты получения настоящего уведомления предоставить ему обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на сумму 20470732,56 рублей.
Указанное уведомление получено обществом 07.05.2018, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма. Следовательно, 65-тидневный срок истекал 12.07.2018. В установленный срок общество обеспечение обязательств по оплате газа (банковскую, государственную или муниципальную гарантию либо обеспечение иным способом) не предоставило. Нарушение обязательства по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечения исполнения обязательств, общество не устранило, задолженность по оплате газа не погасило.
Следовательно, своими действиями (бездействием) Общество нарушило требования Федерального закона N 69-ФЗ, пункта 40 (1) Правил поставки газа, что свидетельствует о наличии в бездействии Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
В отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств ответчиком не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется. Обращение общества 04.10.2018 в банк, а также 08.11.2018 в Администрацию города Махачкалы не свидетельствует об обратном, т.к. данные действия обществом осуществлены за пределами 65 дневного срока установленного уведомлением. Кроме того, обществом не представлено доказательств согласования с ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" обеспечения исполнения обязательств иными способами, предусмотренными законом или договором, на что также указано в статье 25 Закона N 69-ФЗ.
Таким образом, общество не приняло всех необходимых мер по соблюдению установленной законом обязанности, направленной на усиление мер ответственности субъектов газоснабжения, в связи с чем следует признать доказанным наличие в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы общества со ссылкой на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2018 года по делу N А61-5509/2018 подлежат отклонению, поскольку в рамках указанного дела отказано в привлечении к ответственности ввиду того, что во исполнение уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии, предприятие направило в банки и муниципальные органы запросы в рамках срока установленного гарантирующим поставщиком. Исходя из этого, судами сделан вывод о том, что предприятием предпринимался комплекс мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о нераспространении на общество приведенных выше положений Закона N 69-ФЗ в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) и введением в отношении него процедуры конкурсного производства, а, соответственно, о необходимости применения в данном случае специальных норм Закона N 127-ФЗ в связи со следующим.
Обязанность по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа установлена статьей 25 Закона N 69-ФЗ, которая не содержит исключений, связанных с возможностью несоблюдения данной обязанности в случае введения в отношении потребителя газа процедуры банкротства.
При этом, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Обязательства общества по оплате газа по договору N 12-33/00-0124/17 от 15.03.2017 за период с июля по декабрь 2017 год являются текущими. Законодательством о несостоятельности банкротстве ограничений в использовании обеспечения исполнения обязательств по оплате текущих платежей не предусмотрено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на нивелирование действия нормы закона (статьи 14.61 КоАП РФ) применительно к организациям, в отношении которых введена процедура банкротства, что не основано на тексте нормы права. Ни статья 25 Закона N 69-ФЗ, ни статья 14.61 КоАП РФ не содержит исключений в отношении такого рода хозяйствующих субъектов. Фактические обстоятельства рассматриваемой ситуации не позволяют признать доказанными и обоснованными доводы Общества об отсутствии вины в совершении правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, и, соответственно, оснований для привлечения его к административной ответственности по этой норме КоАП РФ.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Существенных нарушений процессуальных требований со стороны Управления при производстве по административному делу судом не установлено. Срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.
По убеждению апелляционного суда, назначенное ответчику административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей в рассматриваемом случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Административное наказание назначено в соответствии с положениями Главы 4 КоАП РФ, с учетом всех имеющих значение обстоятельств, его размер определен судом ниже низшего предела, установленного санкцией вменяемой Обществу нормы КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.02.2019 по делу N А15-5403/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Семенов М.У. |
Судьи |
Параскевова С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.