г. Вологда |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А05-11795/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области от 27 декабря 2018 года по делу N А05-11795/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
индивидуальный предприниматель Жигарев Николай Анатольевич (ОГРНИП 304290806200022, ИНН 291400071579; адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - отделение) о возложении на ответчика обязанности принять решение о возврате из бюджета 69 330 руб. 63 коп. страховых взносов переплаты за 2014-2015 годы на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901307602, ИНН 2904009699; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 14; далее - инспекция), государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонное) (ОГРН 1022901026939, ИНН 2904011264; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 3; далее - управление).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление предпринимателя рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 декабря 2018 года по делу N А05-11795/2018 заявленные требования удовлетворены.
Отделение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов, содержащихся в решении, обстоятельствам дела.
Индивидуальный предприниматель Жигарев Н.А. в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция и управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель является страхователем и плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, (далее - УСН), объектом налогообложения избраны "доходы, уменьшенные на величину расходов".
За 2014 год им исчислены и уплачены поручением от 07.04.2016 N 33 страховые взносы с суммы дохода, превышающей 300 000 руб., в размере 23 010 руб. без учета понесенных расходов.
Помимо того платежным поручением от 22.04.2016 N 47 предпринимателем уплачены и пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за 2014 год в размере 2 560 руб. 63 коп. по требованию от 12.04.2016 N 039S01160046709.
В 2015 году заявителем также исчислены и уплачены в полном объеме платежным поручением от 31.03.2016 N 32 страховые взносы с суммы дохода, превышающей 300 000 руб., в размере 43 760 руб., без учета суммы расходов.
Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П) предприниматель Жигарев Н.А. обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) с заявлением от 07.06.2018 о перерасчете и возврате страховых взносов за 2014-2015 годы (в размере 23 010 руб. за 2014 год, в размере 43 760 руб. за 2015 год, а также 2560 руб. 63 коп. пеней).
Указанное заявление передано в отделение для их рассмотрения по существу.
Решением отделения от 11.07.2018 N 1042-1 предпринимателю отказано в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней.
Не согласившись с таким отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Из части 1 статьи 16 указанного Закона следует, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз.
Пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 НК РФ; для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии со статьей 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении N 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 по делу N А27-5253/2016 также указано, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Аналогичный вывод нашел свое подтверждение и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2019 по делу N А52-3885/2018.
В рассматриваемом случае расчет сумм подлежащих уплате за 2014, 2015 годы страховых взносов отделением произведен только на основании доходов предпринимателя без учета произведенных предпринимателем расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в представленных им в налоговый орган деклараций по УСНО за 2014, 2015 годы.
Вместе с тем, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Правильность арифметического расчета страховых взносов, а также излишне начисленных пеней, подателем жалобы под сомнение не ставится.
В связи с этим заявленные предпринимателем требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе отделением доводы фактически сводятся к отсутствию у него оснований и полномочий для принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Вместе с тем, заявленные им доводы не могут быть приняты, как основанные на неверном применении норм материального права.
Тот факт, что обстоятельство, что Постановление N 27-П вступило в силу 02.12.2016, а обязательства предпринимателя по уплате страховых взносов за 2014, 2015 годы сформированы и исполнены до указанной даты, не лишает заявителя права на возврат излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы, поскольку, как указано в названном Постановлении, оно вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Помимо того, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимаются соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, предоставленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователем о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В связи с этим, в силу приведенных выше положений Закона N 250-ФЗ полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени по периодам, истекшим до 01.01.2017, правомерно наделено именно отделение.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что согласно статьям 152, 158, 160.1, 160.2, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениям Закона N 212-ФЗ, распоряжению Правления ПФ РФ от 31.12.2010 N 421р "О перечне распорядителей и получателей бюджетных средств и администраторов финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджеты" администратором доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 являлось УПФР.
С 01.01.2017 процедура принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, и его исполнения изменилась в связи с вступлением в силу Закона N 243-ФЗ, которым с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
С целью организации с 01.01.2017 работы по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств приказом ОПФР от 29.12.2016 N 256 создана комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, утвержден Порядок действий территориальных органов ОПФР по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также взносов, пеней и штрафов на дополнительное социальное обеспечение с 01.01.2017.
Согласно этому Порядку рассмотрение и подготовку предложений по вопросам, связанным с принятием решений о возможности проведения возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов осуществляет указанная комиссия.
При выявлении факта излишней уплаты страховых взносов, пеней и штрафов управление ПФР направляет в адрес плательщика страховых взносов уведомление о факте излишней уплаты страховых взносов, пеней и штрафов и сумме излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. При поступлении от плательщика страховых взносов заявления комиссия готовит заключение о возможности (отсутствии возможности) проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается отделение ПФР на основании протокола Комиссии.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов отделение ПФР направляет его в соответствующий налоговый орган. О принятом решении управление ПФР уведомляет плательщика страховых взносов. Возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов осуществляется налоговыми органами.
Ответчик и третьи лица не сообщили о наличии у заявителя задолженности по страховым взносам, препятствующей возврату излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы.
В связи с тем, что на момент обращения предпринимателя с заявлением о возврате излишне взысканных страховых взносов органу пенсионного фонда была известна позиция Конституционного Суда Российской Федерации, установленный трехлетний срок для возврата взносов предпринимателем не пропущен и у отделения имелись сведения о его расходах, связанных с извлечением дохода, за 2014 и 2015 годы, то у отделения помимо возложенной на него Законом N 250-ФЗ обязанности имелась и возможность принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
То обстоятельство, что предприниматель не оспорил решение отделения, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования о возврате излишне уплаченных страховых взносов. Выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой заявителя (истца). При этом, смена администратора страховых взносов на обязательное пенсионное не может возлагать на заявителя дополнительные обязанности, а равно препятствовать восстановлению его нарушенных прав.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным при рассмотрении дела судом первой инстанции, были предметом его исследования и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 декабря 2018 года по делу N А05-11795/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.