г. Вологда |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А05-12282/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А., Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от контрольно-счётной палаты Архангельской области представителей Новак М.М. по доверенности от 01.04.2019 N 6 и Приходько А.А. по доверенности от 18.03.2019 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Коношское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2019 года по делу N А05-12282/2018,
установил:
администрация муниципального образования "Коношское" (ОГРН 1052918024488; адрес: Архангельская обл., рп. Коноша, пр. Октябрьский, д. 19; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления контрольно-счётной палаты Архангельской области (ОГРН 1112901009968; адрес: г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 1; далее - КСП) от 09.06.2018 N 01-02/622.
Требования указаны с уточнениями, принятыми судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; адрес: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - Министерство).
Решением от 18 января 2019 года суд признал недействительными пункты 1 и 2 обжалуемого представления КСП в части требования о возврате в областной бюджет 1 264 851 руб. 97 коп. средств финансовой поддержки по эпизоду завышения потребности в финансировании по мероприятиям четвертого этапа Адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы", утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп (далее - Адресная программа). В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал.
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает представленные ответчиком доказательства противоречивыми и недостоверными.
КСП в отзыве на жалобу и её представители в судебном заседании отклонили аргументы Администрации.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части отказа в удовлетворении заявленных требований и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, изучив аргументы сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании плана работы КСП на 2018 год и распоряжения председателя КСП от 29.01.2018 N 6-р ответчиком проведено контрольное мероприятие "Проверка соблюдения законодательства при расходовании средств областного бюджета и средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых на реализацию мероприятий, утверждённых в составе Адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (2013-2017 годы)".
В рамках указанного контрольного мероприятия КСП в период с 13 по 30 марта 2018 года провела проверку соблюдения законодательства при расходовании средств, направленных на реализацию мероприятий Адресной программы, муниципальным образованием "Коношское" (далее - МО "Коношское") за 2015 - 2017 годы.
По итогам проверки составлен акт от 20.04.2018 и главе МО"Коношское" внесено представление от 09.06.2018 N 01-02/622, которым предложено:
1. рассмотреть информацию об указанных в представлении недостатках и нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
2. принять меры по их устранению, в том числе:
1) до 01.09.2018 возвратить в областной бюджет средства финансовой поддержки в части завышения потребности в финансировании по мероприятиям третьего и четвертого этапов Адресной программы в сумме 14 966 484 руб. 48 коп. (10 877 998 руб. + 4 088 486 руб. 48 коп.);
2) до 01.08.2018 возвратить в областной бюджет средства финансовой поддержки в части стоимости предоставленного с нарушением требований Программы жилого помещения в сумме 1 470 496 руб. 95 коп.;
3. принять меры по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений, в том числе привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях:
1) при переселении граждан в рамках мероприятий Адресной программы обеспечить:
- целевое и эффективное расходование финансовых средств, направленных на реализацию Адресной программы, в соответствии с разделом V Адресной программы и статьёй 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
- соблюдение порядка, определённого статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Администрация обратилась в суд заявлением о признании пунктов 1 и 2 названного представления недействительными.
В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Архангельской области от 30.05.2011 N 288-22-ОЗ "О контрольно-счётной палате Архангельской области" (далее - Закон N 288-22-ОЗ) КСП осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.
Таким образом, контрольное мероприятие и проведённая в рамках него проверка обоснованности, целевого и эффективного использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и средств долевого финансирования, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, выделенных муниципальному образованию "Коношское", за 2015 - 2017 годы, проведены КСП при наличии у неё соответствующих полномочий.
КСП установлено, что в целях получения финансовой поддержки Фонда, условия предоставления которой установлены статьёй 14 Закона N 185-ФЗ, постановлением правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена Адресная программа.
Данная программа разработана для достижения основной цели - переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2012 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в Адресной программе.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
В целях реализации указанной Адресной программы Министерство и МО "Коношское" заключили договор от 29.07.2013 N 5ФП-1-13 (далее - договор от 29.07.2013), которым определены права и обязанности сторон при реализации Закона N 185-ФЗ по расходованию средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию утверждённых в установленном порядке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
При проведении контрольных мероприятий КСП установлено, что МО "Коношское" завышены данные по переселяемой площади, направленные в Министерство для включения в Адресную программу: по третьему этапу Адресной программы заявлена площадь для переселения 10 203.5 кв.м., документально при проведении проверки подтверждено только 9 904.9 кв.м (на 298.6 кв.м меньше заявленной площади); что привело к завышению потребности в средствах на расселение в рамках третьего этапа на 10 877 998 руб.
В ходе проверки расселяемая площадь, указанная в Приложении N 1 к Адресной программе (в редакции N 400-пп от 10.10.2017 и N 79-пп от 13.02.2018), была сверена КСП с документами, предоставленными Администрацией, а также с техническими паспортами аварийных МКД, предоставленными сотрудниками Коношского отделения Бюро технической инвентаризации.
Выявленные отклонения по каждому дому сведены в Приложении N 2 к акту. В ходе проверки выявлены отклонения по расселяемой площади как в сторону завышения, так и в сторону занижения. Расчёт произведён сплошным суммированием.
Опровержения произведённого расчёта Администрацией в апелляционной жалобе не представлено.
В ходе судебного разбирательства по третьему этапу Адресной программы подтверждён размер нарушений на сумму большую (11 242 298 руб.), чем это было установлено в ходе проведённой проверки (10 877 998 руб.).
КСП при проведении контрольных мероприятий установлено, что при обосновании стоимости переселения из аварийных домов в рамках четвертого этапа Адресной программы Администрация также завысила расчётную площадь жилых помещений на 147.34 кв.м: 17 497.84 кв.м (включены в Программу), а 17 350.50 кв.м (расселены по представленным документам).
Указанное нарушение повлекло за собой завышение потребности в финансировании на 4 088 486 руб. 48 коп.
На основании представленных заявителем документов и данных Росреестра в ходе судебного разбирательства КСП провела повторный расчёт, которым установлено превышение расселяемой площади по четвертому этапу на 74.84 кв.м. и, соответственно, превышение потребности в финансировании на 2 823 634 руб. 51 коп., а не на 4 088 486 руб. 48 коп., как указано в акте проверки и оспариваемом представлении КСП.
Выявление указанного обстоятельства послужило основанием для признания пунктов 1 и 2 оспариваемого представления недействительными в части требования КСП о возврате в областной бюджет 1 264 851 руб. 97 коп. (4 088 486 руб. 48 коп. - 2 823 634 руб. 51 коп.) средств финансовой поддержки по эпизоду завышения потребности в финансировании по мероприятиям четвёртого этапа Адресной программы.
КСП при проведении проверки установила, что заявителем расселено жилое помещение по адресу: п. Коноша, ул. Молодежная, д. 3, кв. 1, которое не включено в четвёртый этап Адресной программы - что повлекло за собой необоснованный расход средств Фонда на сумму 1 470 496 руб. 95 коп.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено, что Администрация в целях исполнения определения Коношского районного суда Архангельской области от 28 июля 2017 года по делу N 2-221/17 с заявлением о включении указанного многоквартирного дома в четвертый этап Адресной программы не обращалась. Предоставление жилого помещения в рамках реализации четвёртого этапа Адресной программы произведено заявителем с нарушением статьи 162 БК РФ и является нецелевым использованием бюджетных средств, предусмотренным пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ на сумму 1 470 496 руб. 95 коп.
Возражая относительно достоверности доказательств, представленных КСП, и указывая на расхождения в расчётах, произведённых ответчиком при вынесении обжалуемого представления и при повторных расчётах, осуществлённых в ходе судебного разбирательства, заявитель в то же время не представляет их документального и обоснованного опровержения.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не выявлено.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2019 года по делу N А05-12282/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Коношское"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.