Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 августа 2019 г. N Ф01-3682/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А43-39048/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кириловой Е.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ГАЗ" (ОГРН 1025202265571, ИНН 5200000046) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2019 по делу N А43-39048/2017, принятое судьей Леоновым А.В. по заявлению публичного акционерного общества "ГАЗ" о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, формализованного в письме от 06.10.2017 N 326-03-02-26013/17,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,- Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области, Администрации города Нижнего Новгорода.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "ГАЗ" - Клименкова А.В. по доверенности от 02.04.2018 N 225 сроком действия до 31.12.2019.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании 04.04.2019 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 16 час.30 мин. 11.04.2019.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичному акционерному обществу "ГАЗ" (далее - ПАО "ГАЗ", Общество, заявитель) на праве собственности принадлежат объекты недвижимости по адресу: г.Н.Новгород. Автозаводский район, ул.Героя Советского Союза Поющева, д.10 и д.10А (нежилые помещения, нежилые отдельно стоящие здания (гаражи, склады)).
Также Обществу на основании договора аренды N 18-471г от 07.03.2008 принадлежит земельный участок площадью 3172 кв.м с кадастровым номером 52:18:0040211:31 с адресными ориентирами: г.Н.Новгород, Автозаводский район, ул. Героя Советского Союза Поющева, 10-10А (далее - земельный участок), государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) 15.09.2017 Общество обратилось в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении указанного земельного участка на праве собственности без проведения торгов.
Министерство письмом от 06.10.2017 N 326-03-02-26013/17 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, указывая на то, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040211:31 расположен в красных линиях перспективной магистральной улицы городского значения с регулируемым движением. Кроме того, Министерство указало на то, что расположение границ здания полностью или частично за пределами границ земельного участка так же является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
ПАО "ГАЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Министерства.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Земельного кодекса, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества.
ПАО "ГАЗ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает ошибочным вывод Министерства и суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040211:31 расположен в красных линиях перспективной магистральной улицы городского значения с регулируемым движением.
Отмечает, что Генеральный план города Нижнего Новгорода в границах существующей городской черты утвержден постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 17.03.2010 N 22 (далее - Генплан); красные линии, в том числе обозначающие границы существующей и планируемой магистральной улицы, в нем не обозначены ни графически, ни при помощи поясняющих подписей.
По мнению Общества, представленные в материалы дела документы, выдаваемые за фрагменты схем с отображением на них красных линий, не утверждались в составе Генплана и, следовательно, не являются доказательствами того, что красные линии отображены на картах названного документа территориального планирования.
Общество также указывает, что действующим законодательством ни Министерство, ни Администрация г.Нижнего Новгорода не наделены правами по утверждению Генплана, внесению в него изменений и дополнений или официальному его толкованию.
Таким образом, Общество настаивает на том, что представленные в материалы дела документы, на основе совокупного анализа которых суд пришёл к выводу о том, что спорный земельный участок частично расположен в границах красных линий перспективной магистральной улицы, не являются допустимыми доказательствами наличия красных линий.
Кроме того, по мнению Общества, решение по делу N А43-19529/2017 не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора.
Подробно позиция Общества изложена в апелляционной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя ПАО "ГАЗ", Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" Министерство является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 Земельного кодекса).
Пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.14 Земельного кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса.
Так, в силу указанной нормы, самостоятельным основанием для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц являются в том числе случаи, если указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии со статьей 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, которые содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе, к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными градостроительными нормами схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц и являются обязательным элементом градостроительной документации.
В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Аналогичное правило содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит Земельный кодекс Российской Федерации.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приватизацией земельных участков, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Обратившись в Министерство с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040211:31, по адресу: г.Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Героя Советского Союза Поющева, 10-10А, на котором находятся, принадлежащие ПАО "ГАЗ" на праве собственности объекты недвижимости, Общество приложило все документы, предусмотренные пунктами 1 и 4-6 части 2 статьи 39.15 ЗК РФ, а также Перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2.2 Порядка взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192 -З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Министерство обращалось в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - Департамент) с просьбой о предоставлении соответствующей информации в отношении спорного земельного участка.
Согласно подготовленному Департаментом заключению спорный земельный участок расположен в красных линиях перспективной магистральной улицы городского значения с регулируемым движением, разработанными в составе ПДП "Соцгород", утвержденным решением Горисполкома N 727 от 23.12.1982, приватизация которого в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса запрещена (пункт 4.4, 4.6 заключения, том 1 л.д.94-95).
Кроме того, в материалы дела Министерством и департаментом представлены в обоснование своих позиций фрагмент карты функционального зонирования из Генерального плана г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 N 22 (с изменениями) (т.1, л.д.96); выписку ЕГРН от 19.09.2017 (т.1, л.д.131); акт обследования земельного участка N 5187 от 21.09.2017 (т.1, л.д.97-99); фотографии объектов; кадастровые паспорта здания; копию с плана города территории ул.Героя Советского Союза Поющева, 10-10А, в Автозаводском районе с нанесенными границами испрашиваемого земельного участка и красными линиями; схему развития улично-дорожной сети, разработанную в соответствии с генеральным планом города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы от 17.03.2010 N 22 (с изменениями) в которой указано, что ширина красных линиях в соответствии с СП Градостроительство должна быть 40-100 м; схему территорий в районе дома 10-10А ул. Героя Советского Союза Поющева города Нижнего Новгорода (по данным информационной системы администрации города Нижнего Новгорода "Автоматизированная информационная система учета объектов нового строительства и закрепления существующих земельных участков"); схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории
Исследовав представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, суд установил, что спорный земельный участок расположен в красных линиях перспективной магистрали улицы городского значения с регулируемым движением.
Поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, он не подлежит приватизации.
Доводы Общества о недоказанности факта нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий со ссылкой на строительные нормы "СН 345-66. Инструкция по составлению проектов планировки и застройки городов", утвержденные Госстроем СССР 23.03.1966, являются несостоятельными, поскольку этот факт объективно доказан совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Спорный земельный участок, так же как и смежный земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040211:1375 с адресным ориентиром: г. Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Героя Советского Союза Поющева, 12, 12А, принадлежащий Обществу на праве аренды, и являвшийся предметом аналогичного спора по делу N А43-19529/2017, находится в красных линиях перспективной магистрали улицы городского значения с регулируемым движением.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно принял во внимание судебные акты по делу N А43-19529/2017 с аналогичными обстоятельствами.
Кроме того, одним из оснований для отказа Обществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность без торгов является нахождение нежилого здания склада с кадастровым номером 52:18:0040211:100 частично в границах запрашиваемого земельного участка, а частично - в границах смежного земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040211:898.
Расположение границ здания полностью или частично за пределами границ земельного участка является основанием для отказа в его предоставлении.
С учетом изложенного у Министерства имелись основания для принятия решения об отказе Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания недействительным оспариваемого отказа Министерства.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ПАО "ГАЗ" требований.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 31.01.2019 N 1411, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2019 по делу N А43-39048/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ГАЗ" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "ГАЗ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.01.2019 N 1411.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.