г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А56-136315/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Рыбаков А.А. по доверенности от 26.12.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3186/2019) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2019 по делу N А56-136315/2018(судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным постановления
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ, Инспекция) от 24.10.2018 N 3277 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94346 от 27.09.2018.
Решением от 28.01.2019 постановление ГАТИ от 24.10.2018 N 3277 изменено в части назначенного наказания, штраф снижен судом до 250 000 рублей.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на недопустимость представленных в материалы дела протоколов осмотра территории, нарушение судом первой инстанции прав заявителя, выразившееся в нерассмотрении по существу его доводов, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
сотрудниками ГАТИ 11.09.2018 и 27.08.2018 проведен осмотр территорий, расположенных по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 55, лит. А; г. Санкт-Петербург, Суворовский пр-кт, д. 63, лит. Ш, по результатам которого составлены протоколы осмотра территории от 11.09.2018 и 27.08.2018 с фототаблицами и схемами осмотра.
Инспекция посчитала, что Учреждением совершены следующие административные правонарушения.
По адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 55, лит. А, допущены следующие нарушения:
1) Неосуществление обязанностей по текущему ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно, на фасадах здания локальное отслоение окрасочного и штукатурного слоев, оголена кирпичная кладка, в границах венчающего карниза здания обрушение кирпичной кладки, обрушение межэтажного карниза здания между первым и вторым этажами, трещины, повреждены водосточные трубы, решетки на окнах не окрашены, разбиты оконные заполнения, частично зашиты фанерным листом, водоотливы в неисправном состоянии: повреждены, ржавчина, отсутствуют частично, входная группа с козырьком в неисправном состоянии: ржавчина на покрытии козырька, повреждены ступени крыльца. Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.4 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
По факту данного правонарушения Инспекцией составлен протокол от 27.09.2018 об административном правонарушении N 94346, в соответствии с которым действия Учреждения квалифицированы по пункту 3 статьи 20 Закона N 273-70.
2) Неосуществление обязанности по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно, не выполнена обязанность по промывке фасадов здания и оконных заполнений от пыли, очистке от фрагментарного окрашивания, граффити, надписей, самоклеющейся рекламной корреспонденции, не удалена растительность. Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.2, 8.4.3 Приложения N 5 к Правилам N 961.
По факту данного правонарушения Инспекцией составлен протокол от 27.09.2018 об административном правонарушении N 94345, в соответствии с которым действия Учреждения квалифицированы по пункту 2 статьи 20 Закона N 273-70.
3) Нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию элементов благоустройства (защитной фасадной сетки) в неисправном состоянии, а именно, фасадная сетка порвана, не осуществляет защитных функций. Т.е. нарушены пункты 1.1, 21.1, 21.2, 21.5 Приложения N 5 к Правилам N 961.
По факту данного правонарушения Инспекцией составлен протокол от 27.09.2018 об административном правонарушении N 94347, в соответствии с которым действия Учреждения квалифицированы по пункту 11 статьи 20 Закона N 273-70.
По адресу: г. Санкт-Петербург, Суворовский пр-кт, д. 63, лит. Ш, допущены следующие нарушения:
1) Неосуществление обязанностей по текущему ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно, обрушение штукатурного слоя в границах цоколя здания и на венчающем карнизе здания, трещины, разрушение кирпичной кладки. Оконные заполнения зашиты профильным листом, решетки на окнах не окрашены. Повреждена водосточная труба (замята). Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.4 Приложения N 5 к Правилам N 961.
По факту данного правонарушения Инспекцией составлен протокол от 27.09.2018 об административном правонарушении N 94349, в соответствии с которым действия Учреждения квалифицированы по пункту 3 статьи 20 Закона N 273-70.
2) Неосуществление обязанности по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно, не выполнена обязанность по промывке фасадов здания и оконных заполнений от пыли, подтеков, очистке от фрагментарного окрашивания, надписей, самоклеющейся рекламной корреспонденции. Т.е. нарушены пункты 8.1, 8.4.2, 8.4.3 Приложения N 5 к Правилам N 961.
По факту данного правонарушения Инспекцией составлен протокол от 27.09.2018 об административном правонарушении N 94348, в соответствии с которым действия Учреждения квалифицированы по пункту 2 статьи 20 Закона N 273-70.
Определением от 24.10.2018 Инспекция объединила дела об административных правонарушениях от 27.09.2018 N 94346, N 94349, N 94345, N 94348 и N 94347 в одно производство с присвоением объединенному делу N 94346.
В связи с указанными обстоятельствами Инспекция вынесла Постановление от 24.10.2018 N 3277 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94346 от 27.09.2018, которым привлекла Учреждение к административной ответственности по пунктам 2, 3, 11 статьи 20 Закона N 273-70 в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Учреждение оспорило названное постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако изменил оспариваемое постановление, установив наличие оснований для снижения штрафа до 250 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктами 8.4.2, 8.4.3, 8.4.4.Приложения N 5 к Правилам N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
8.4.2. Очистка и промывка фасадов не реже одного раза в год.
8.4.3. Смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства.
8.4.4. Текущий ремонт фасадов.
Текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (водосточных труб); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски.
Текущий ремонт фасадов выполняется в случаях:
очистки и герметизации швов цокольной части;
штучной замены облицовки (не более пяти единиц) на идентичный материал;
утраты облицовки фасада (керамической плитки, керамогранита) - штучная - до пяти шт.;
повреждения, утраты и выветривания примыканий, соединений и стыков отделки фасадов;
ремонта вентиляционных каналов на кровле (цвет вентиляционных каналов определяется в соответствии с колерным бланком);
ремонта технических металлических конструкций: пожарной лестницы, вентиляционных решеток, стоек, ограждений крылец, флагодержателей, кронштейнов, парапетных решеток, водосточных труб, вентиляционных труб, лифтовых шахт, за исключением металлических конструкций, являющихся декоративными (цвет металлических конструкций определяется в соответствии с колерным бланком);
повреждения, разрушения герметизирующих заделок стыков панельных зданий без ремонта поверхности отделки (цвет стыков определяется в соответствии с колерным бланком);
повреждения, утраты покрытия кровли. В случае полной замены покрытия кровли ее цвет определяется в соответствии с колерным бланком;
повреждения, утраты покрытий, отливов единично или на всем объекте (в случае полной замены покрытий, отливов цвет определяется в соответствии с колерным бланком);
повреждения, утраты окрытий элементов и деталей фасада единично или полностью (в случае полной замены окрытий элементов и деталей фасада цвет определяется в соответствии с колерным бланком);
ремонта отмостки здания локально или полной замены;
гидроизоляции балконов и ремонта балконной плиты (цвет балконной плиты определяется в соответствии с колерным бланком);
гидроизоляции и ремонта козырьков (цвет козырьков определяется в соответствии с колерным бланком);
ремонта цокольной части здания, сооружения в гладкой штукатурке (цвет штукатурки определяется в соответствии с колерным бланком).
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Закона N 273-70 нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 21.1, 21.2, 21.5 Приложения N 5 к Правилам N 961 мероприятия по содержанию произведений монументального искусства, уличной мебели, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, ограждений и требования к осуществлению указанных мероприятий включают в себя:
21.1. Содержание произведений монументального искусства, уличной мебели, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, ограждений (далее в настоящем разделе - объект) осуществляется правообладателями земельных участков в границах предоставленных земельных участков, на территориях общего пользования - обеспечивается уполномоченным на содержание лицом.
В случае если объект является объектом культурного наследия, его содержание осуществляется в соответствии с охранным обязательством, выдаваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если объект является музейным предметом, его содержание осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о музейном фонде в Российской Федерации и музеях Российской Федерации.
21.2. Мероприятия по содержанию объектов включают:
- регулярное визуальное обследование объектов;
- обеспечение чистоты объектов;
- обеспечение надлежащего физического или технического состояния и безопасности.
21.5. Требования к обеспечению чистоты объектов.
В состав работ по обеспечению чистоты объектов входят следующие работы:
- сезонные расстановка, крепление и разборка;
- сезонные расчистки и промывки от загрязнений;
- очистка урн от мусора;
- удаление сорной растительности между конструктивными элементами;
- восполнение утрат красочного слоя;
- снегоочистка объектов и вывоз снега, в том числе его утилизация.
При этом в соответствии с выпиской ЕГРН от 07.09.2018 ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны РФ владеет нежилыми зданиями по адресам: г. Санкт-Петербург, Суворовский пр-кт, д. 63, лит. Ш, кад. N 78:31:011190161041 и г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 55, лит. А, кад. N 78:31:0001120:2308 на праве оперативного управления с 25.05.2010 и 05.09.2006 соответственно. Ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано.
Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 Учреждение создано с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ (далее - Приказ N 155).
Согласно акту приема передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 вышеуказанное здание на основании приказа N 155 передано Учреждению.
Из представленных в материалы дела протоколов осмотра территории от 11.09.2018 и 27.08.2018 с фототаблицами и схемами осмотра, протоколов об административных правонарушениях от 27.09.2018 N 94346, N 94349, N 94345, N 94348 и N 94347 следует, что Учреждением были нарушены вышеперечисленные положения Правил N 961.
Недостоверности к времени и месту нарушения, недопустимости перечисленных выше доказательств правонарушения, в том числе фотоматериалов, в суде не установлено, они подлежат оценке и принятию в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях Общества виновности и составов вмененных административных правонарушений.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Нарушений порядка производства и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено. В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ наказание назначено в пределах санкций пункта 3 статьи 20 Закона N 273-70. Таким образом, оспариваемое Постановление ГАТИ соответствует общим принципам назначения административного наказания, установленным в статье 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что наложение на заявителя административного штрафа в размере 600 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем посчитал возможным снизить сумму штрафа до 250 000 рублей.
Апелляционный суд, принимая во внимание обстоятельства дела, не находит правовых и фактических оснований для переоценки означенного вывода суда первой инстанции, избранная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2019 по делу N А56-136315/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.