24 апреля 2019 г. |
Дело N А84-2049/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 24.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Колупаевой Ю.В. и Остаповой Е.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Енокян Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма Эскулап", общества с ограниченной ответственностью "Новострой" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.01.2019 по делу N А84-2049/2018 (судья Юрина Е.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фирма Эскулап", общества с ограниченной ответственностью "Новострой" к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
о признании права собственности,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Новострой" - Лавренко А.В., по доверенности от 03.10.2017 N 82АА0961430;
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма Эскулап" - Лавренко А.В., по доверенности от 03.10.2017 N 82АА0961431;
от Министерства обороны Российской Федерации - Хмиль О.Ю., по доверенности от 05.12.2018 N 207/4/65д;
от федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - Кравец А.Н., по доверенности от 10.10.2018 N 193.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Эскулап" (далее - общество "Фирма Эскулап") и общество с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - общество "Новострой") обратились в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, министерство), о признании за обществом "Фирма Эскулап" право общей долевой собственности на часть объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40, а именно:
-нежилое здание - здание КПП с пристройкой (литера А, а), кадастровый номер 91:02:001017:433;
-нежилое здание - овощехранилище, вход в подвал (литера В, в), кадастровый номер 91:02:001017:443;
-нежилое здание - склад (литера Б), кадастровый номер 91:02:001017:435;
-нежилое здание - котельная (литера Г), кадастровый номер 91:02:001017:434;
-нежилое здание - гараж (литера Ж), кадастровый номер 91:02:001017:4404.
за обществом "Новострой" право общей долевой собственности на части объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40, а именно:
-нежилое здание - здание КПП с пристройкой (литеры А, а), кадастровый номер 91:02:001017:433;
-нежилое здание - овощехранилище, вход в подвал (литеры В, в), кадастровый номер 91:02:001017:443;
-нежилое здание - склад (литера Б), кадастровый номер 91:02:001017:435;
-нежилое здание - котельная (литера Г), кадастровый номер 91:02:001017:434;
-нежилое здание - гараж (литера Ж), кадастровый номер 91:02:001017:4404. Исковые требования мотивированы тем, что спорное имущество противоправно числится в публичном реестре как относящееся к федеральной собственности.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.01.2019 в удовлетворении искового заявления отказано. Суд первой инстанции руководствовался тем, что иск о признании права собственности это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретным требованием о возврате имущества или устранении иных препятствий, не связанных с лишением владения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество "Фирма Эскулап" общество "Новострой" обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, удовлетворить исковое заявление. Апеллянты полагают, что право общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу г.Севастополь, ул. Щитовая, д.40, оформлено и зарегистрировано за частным предприятием "Фирмой Эскулап", обществом "Новострой" в соответствии с действующим на момент совершения сделки законодательства Украины, поэтому право собственности у обществ не прекращалось.
В судебном заседании представитель общества "Новострой", общества "Фирма Эскулап" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела 10.09.2008 между Яковенко Михаилом Дмитриевичем и частным предприятием "Фирма Эскулап" был заключен договор купли-продажи части недвижимого имущества ВКГ N 064629 (далее - договор ВКГ N 064629), в соответствии, с условиями которого Яковенко М.Д. продал, а частное предприятие "Фирма Эскулап" купило ? часть комплекса зданий, строений и сооружений, расположенного по адресу: г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40.
Согласно пункту 1.2 договора ВКГ N 064629 комплекс зданий строений и сооружений в целом состоит из: здания КПП литера "А", площадью 105,3 кв. м, пристройки литера "а", крыльца (3 шт.), склада литера "Б" площадью 95,5 кв.м., овощехранилища литера "В", площадью 83,8 кв.м., входа в подвал литера "в", котельной литера "Г" площадью 62,9 кв. м., бани литера "Д" площадью 24,2 кв.м., крыльца, общежития литера "Е" площадью 647,7 кв.м., пристройки литера "е", гаража литера "Ж" площадью 151,5 кв.м., гаража литера "3", строения ТП литера "И", хозяйственного строения литера "К", крыльца, ограждений 1-2, мощения 1, общей площадью 1170,90 кв.м.
Согласно сведениям, изложенным в справке-характеристике N 5361, выданной 10.09.2008 коммунальным предприятием Севастопольского городского Совета "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" отчуждается ? часть объекта недвижимого имущества, в состав которой входят: здание КПП литера "А" с пристройкой литера "а" общей площадью 105,3 кв.м., с крыльцом (3 шт.), гараж литера "Ж", площадью 151,5 кв.м., хозяйственное строение литера "К" с крыльцом, ограждение N 1.
Право собственности на часть указанного объекта недвижимого имущества зарегистрировано за частным предприятием "Фирма Эскулап".
10.09.2008 между Яковенко Михаилом Дмитриевичем и обществом с ограниченной ответственностью "Новострой" был заключен договор купли-продажи части недвижимого имущества ВКГ N 064628 (далее - договор ВКГ N 064628), в соответствии, с условиями которого Яковенко М.Д. продал, а общество с ограниченной ответственностью "Новострой" купило 3/4 части комплекса зданий, строений и сооружений, который расположен по адресу: г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40.
Согласно пункту 1.2 договора ВКГ N 064628 комплекс зданий строений и сооружений в целом состоит из: здания КПП литера "А", площадью 105,3 кв.м, пристройки литера "а", крыльца (3 шт.), склада литера "Б" площадью 95,5 кв.м., овощехранилища литера "В", площадью 83,8 кв.м., входа в подвал литера "в", котельной литера "Г" площадью 62,9 кв.м., бани литера "Д" площадью 24,2 кв.м., крыльца, общежития литера "Е" площадью 647,7 кв.м., пристройки литера "е", гаража литера "Ж" площадью 151,5 кв.м., гаража литера "3", строения ТП литера "И", хозяйственного строения литера "К", крыльца, ограждений 1-2, мощения 1, общей площадью 1170,90 кв.м., расположенные по адресу г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40.
Согласно сведениям, изложенным в справке-характеристике N 5362, выданной 10.09.2008 коммунальным предприятием Севастопольского городского Совета "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" отчуждается 3/4 части объекта недвижимого имущества, в состав которой входят: склад литера "Б" площадью 95,5 кв.м., овощехранилище литера "В", площадью 83,8 кв.м., с входом в подвал литера "в", котельная литера "Г" площадью 62,9 кв.м., баня литера "Д" площадью 24,2 кв.м., крыльцо, общежитие литера "Е" площадью 647,7 кв.м., пристройка литера "е", гараж литера "З", строение ТП литера "И", ограждение N 2, мощение.
Право собственности на части указанного объекта недвижимого имущества было зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "Новострой".
Таким образом, право общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40, было зарегистрировано за частным предприятием ""Фирма Эскулап" и частным предприятием "Новострой", что подтверждается выпиской из реестра прав собственности на недвижимое имущество от 13.04.2012 N 33836401, л.д. 41 том 1).
С целью приведения учредительных документов частного предприятия "Фирма Эскулап" и частного предприятия "Новострой" в соответствии с действующим законодательством в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации 10.01.2015 и 18.01.2015 были внесены записи о юридических лицах - обществе с ограниченной ответственностью "Новострой" (ОГРН 1159102019691) и обществе с ограниченной ответственностью "Фирма Эскулап" (ОГРН 1159102030031).
Истцы, считая себя собственниками спорного имущества, право общей долевой собственности, на которое зарегистрировано уполномоченным органом, 16.10.2015 обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлениями о регистрации права собственности на спорное имущество.
Уведомлением от 29.10.2015 N 91/001/081/2015-594 и N 91/001/081/2015-597 Севреестр известил организации о приостановлении государственной регистрации, начиная с 29.10.2015 до 27.11.2015 в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРП право собственности на объект (кадастровый номер 91:02:001017:404) 12.08.2015 зарегистрировано за другим лицом.
Уведомлением от 29.10.2015 N 91/001/081/2015-614 и N 91/001/081/2015-615 Севреестр известил организации о приостановлении государственной регистрации, начиная с 29.10.2015 до 27.11.2015 в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРП право собственности на объект (кадастровый номер 91:02:001017:434) 12.08.2015 зарегистрировано за другим лицом.
Уведомлением от 29.10.2015 N 91/001/081/2015-601 и N 91/001/081/2015-604 Севреестр известил организации о приостановлении государственной регистрации, начиная с 29.10.2015 до 27.11.2015 в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРП право собственности на объект (кадастровый номер 91:02:001017:443) 12.08.2015 зарегистрировано за другим лицом.
Уведомлением от 29.10.2015 N 91/001/081/2015-609 и N 91/001/081/2015-610 Севреестр известил организации о приостановлении государственной регистрации, начиная с 29.10.2015 до 27.11.2015 в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРП право собственности на объект (кадастровый номер 91:02:001017:435) 12.08.2015 зарегистрировано за другим лицом.
Уведомлением от 29.10.2015 N 91/001/081/2015-612 и N 91/001/081/2015-613 Севреестр известил организации о приостановлении государственной регистрации, начиная с 29.10.2015 до 27.11.2015 в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРП право собственности на объект (кадастровый номер 91:02:001017:433) 12.08.2015 зарегистрировано за другим лицом.
Основанием для регистрации прав на перечисленное имущество за иным субъектом послужили распоряжение Правительства Севастополя от 31.10.2014 N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" (приложение N 1, пункт 88) и распоряжение Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" (приложение N 1, пункт 71).
Исходя из этих актов, объекты, расположенные по адресу: г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40, сначала подлежали включению в Реестр государственной собственности как государственное имущество, а впоследствии переданы безвозмездно из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность.
Сообщениями от 27.11.2015 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя было отказано в регистрации права собственности, поскольку спорное имущество является федеральной собственностью.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов с настоящим иском в суд.
Как установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда города Севастополя от 01.08.2016 по делу N А84-924/2016 с тождественным настоящему спору составу участников, которое оставлено без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016, отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными и отмене распоряжений Правительства Севастополя от 31.10.2014 N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя", от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города Федерального значения Севастополя в федеральную собственность" в части, касающейся передачи недвижимого имущества, принадлежащего обществам, а именно: нежилое здание - здания КПП с пристройкой (литеры А,а), кадастровый номер 91:02:001017:433, нежилое здание - овощехранилище, вход в подвал (литеры В,в), кадастровый номер 91:02:001017:443, нежилого здания - склад (литера Б), кадастровый номер 91:02:001017:435, нежилое здание - котельная (литера Г), кадастровый номер 91:02:001017:434, нежилого здания - гараж (литера Ж), кадастровый номер 91:02:001017:4404.
В силу статей 1 и 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов; со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статьей 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Соответственно, признан факт того, что объекты по предмету спора как недвижимое имущество военного городка в силу указанных правовых норм с 18.03.2014 перешло в собственность города Севастополя, уполномоченным органом по распоряжению которым является Правительство Севастополя в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Во исполнение Закона N 6-ФКЗ, Законодательным Собранием города Севастополя был принят Закон от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что согласно части 1 статьи 9 Закона N 46-ЗС, безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу требований абзаца 9 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В целях реализации передачи военных городков Министерства обороны Украины на территории города Севастополя, а также военных городков, находившихся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной "О параметрах раздела Черноморского Флота" от 28.05.1997, Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 N 483, был утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства (далее - Порядок N 483), в соответствии с которым было принято оспариваемое распоряжение.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 483, на основании заявления Федерального органа государственной власти уполномоченный органа в течение месяца со дня поступления заявления обязан принять решение о безвозмездной передаче имущества из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность, об отказе в такой передаче, либо о вынесении вопроса на рассмотрение согласительной комиссии в соответствии с настоящим Порядком.
Как верно указал суд первой инстанции, что в случае принятия решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении соответствующего предприятия или учреждения, право соответственно хозяйственного ведения, оперативного управления, право постоянного бессрочного пользования или аренды прекращаются с момента подписания передаточного акта в соответствии с пунктом 14 Порядка N 483 (пункт 9 Порядка N 483).
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 483, Главное управление имущественных и земельных отношений и ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" 25.03.2015 подписали акт приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Правительство Севастополя, реализуя свое право распоряжения собственностью города Севастополя, приняло оспоренные распоряжения в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением положений Порядка N 483 и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2016 по делу N А84-2619/2015 с тождественным настоящему спору составу участников отказано в удовлетворении требований о признании недействительными о признании недействительными (погасить) запись от 12.08.2015 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности неустановленного на момент подачи иска лица на объект недвижимости - нежилое здание КПП с пристройкой (литеры А, а) с кадастровым номером 91:02:001017:433, расположенного по адресу г.Севастополь, ул.Щитовая, д.40; запись от 12.08.2015 в ЕГРП о праве собственности неустановленного на момент подачи иска лица на объект недвижимости - нежилое здание КПП с пристройкой (литеры В, в) с кадастровым номером 91:02:001017:443, расположенного по адресу г.Севастополь, ул. Щитовая, д.40; запись от 12.08.2015 в ЕГРП о праве собственности неустановленного на момент подачи иска лица на объект недвижимости - нежилое здание КПП с пристройкой (литера Б) с кадастровым номером 91:02:001017:435, расположенного по адресу г.Севастополь, ул. Щитовая, д.40; запись от 12.08.2015 в ЕГРП о праве собственности неустановленного на момент подачи иска лица на объект недвижимости - нежилое здание КПП с пристройкой (литера Г) с кадастровым номером 91:02:001017:434, расположенного по адресу г.Севастополь, ул. Щитовая, д.40; запись от 12.08.2015 в ЕГРП о праве собственности неустановленного на момент подачи иска лица на объект недвижимости - нежилое здание КПП с пристройкой (литера Ж) с кадастровым номером 91:02:001017:440, расположенного по адресу г.Севастополь, ул. Щитовая, д.40.
В исковом заявлении истцы просят суд первой инстанции признать за обществом "Фирма Эскулап" и обществом "Новострой" право общей долевой собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
Наличие данных обстоятельств должен доказать истец в порядке статьи 65 АПК РФ.
Истцом по иску о признании права собственности является собственник индивидуально-определенной вещи, права которого оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящимся с собственником в обязательственном или иных относительных отношениях по поводу спорной вещи. В качестве ответчика выступает третье лицо, как заявляющее о своих правах на вещь, так и не предъявляющее таких прав, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Предметом иска о признании права собственности является констатация факта принадлежности истцу права собственности, иного вещного права на имущество. Решение по иску о признании права собственности устраняет сомнение в праве, обеспечивает необходимую уверенность в наличии права, придает определенность взаимоотношениям сторон и служит основой для осуществления конкретных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности или иного права на имущество.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что иск о признании права собственности - это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретным требованием о возврате имущества или устранении иных препятствий, не связанных с лишением владения.
По иску о признании права собственности истец должен доказать наличие оснований приобретения такого права.
В качестве доказательства наличия права общей долевой собственности на спорное имущество истцы представили договоры купли-продажи от 10.09.2008, копии извлечений из Реестра прав собственности на недвижимое имущество от 13.04.2012, исполненные полностью на иностранном языке, сопроводив переводом на русский язык только договор от 10.09.2008 N 2399, заключенный обществом "Новострой".
Суду первой инстанции не предоставлены переводы на русский язык указанных документов; апелляционному суду они также не представлены.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что истцами не доказана правомерность отчуждения спорного недвижимого имущества, обладающего специальным статусом военного имущества, исходя из следующего.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных силах Украины" отчуждение военного имущества осуществляется Министерством обороны Украины через уполномоченные Кабинетом Министров Украины предприятия и организации, определенные им по результатам тендера, после его списания, за исключением имущества, определенного частью второй настоящей статьи. Решение об отчуждении военного имущества, пригодного для дальнейшего использования, но не находящего применения в повседневной деятельности войск, избыточного имущества, а также целостных имущественных комплексов и другого недвижимого имущества принимает Кабинет Министров Украины по представлению Министерства обороны Украины.
Отчуждение военного имущества Вооруженных Сил осуществляется через уполномоченные Кабинетом Министров Украины предприятия и организации в Порядке, определенном постановлением Кабинетом Министров Украины от 28.12.2000 N 1919.
Реализация недвижимого военного имущества осуществляется на аукционах в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Перечень военного имущества, которое предлагается к отчуждению, утверждается распоряжением Кабинет Министров Украины.
Из предоставленных в материалы дела не следует, что имущество военного городка N 503 было реализовано с соблюдением Порядка, утвержденного постановлением Кабинет Министров Украины от 28.12.2000 N 1919.
Принимая во внимание изложенное, поскольку истцами не предоставлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении действовавших правил отчуждения спорного военного имущества, апелляционный соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Дополнительно апелляционный суд учитывает, что истец, заявив исковые требования о признании права собственности, не подтвердил того, что он владеет спорным имуществом.
Напротив, из акта приема-передачи от 20.03.2015 видно, что ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации приняло соответствующее имущество от уполномоченного органа исполнительной власти города Севастополя (л.д.149-151 т.1).
Из системного толкования статей 12, 209 ГК РФ следует, что иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом.
Представленные апеллянтом в суде апелляционной инстанции копии судебных актов украинских государственных судов правового значения для правильного рассмотрения спора не имеют, поскольку не подтверждено преюдициальное значение указанных актов с учетом субъектного состава участников этих споров и настоящего спора (пункт 2 статьи 69 АПК РФ).
На основании изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.01.2019 по делу N А84-2049/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма Эскулап", общества с ограниченной ответственностью "Новострой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.