город Омск |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А46-11994/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горобец Н.А.,
судей Бодунковой С.А., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13384/2023) бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" на решение от 01.11.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11994/2023 (судья Г.В. Шмаков), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завгор" (ИНН 5505214540, ОГРН 1125543042712) к бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (ИНН 5504237696, ОГРН 1135543009799) о взыскании 462 843 руб. 58 коп., при участии в деле общества с ограниченной ответственностью "Омскагропромстрой" (ИНН 5506231033, ОГРН 1145543022514) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
в судебном заседании участвуют:
от бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" - представитель Листратов А.А. по доверенности N 32 от 15.02.2023 сроком действия один,
от общества с ограниченной ответственностью "Завгор" - представитель Гарганенко А.В. на основании решения от 19.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЗавГор" (далее - ООО "ЗавГор", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", ответчик) о взыскании 462 843 руб. 58 коп. неосновательного обогащения.
Определением суда от 11.07.2023 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Омскагропромстрой" (далее - ООО "Омскагропромстрой").
Определением от 04.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, дело назначено к судебному разбирательству.
Решением от 01.11.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11994/2023 исковые требования ООО "Завгор" удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, БУ г. Омска "УДХБ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд не оценил и не исследовал представленные ответчиком доказательства, которые имеют существенное значение по делу. Указывает, что подрядчик уклонялся от получения проектной документации. Также отмечает, что в соответствии с условиями контракта заказчик вправе в целях исполнения принятого денежного обязательства перед подрядчиком производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
В судебном заседании представитель БУ г. Омска "УДХБ" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЗавГор" (подрядчик) и БУ г. Омска "УДХБ" (заказчик) заключен контракт на выполнение подрядных работ от 21.02.2022 N Ф.2022.000013 (далее - контракт).
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.3 контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по комплексному благоустройству микрорайона "Прибрежный" (территория в границах улицы Крупской - улицы Лукашевича - улицы Шаронова - улицы Перелета и прилегающей набережной реки Иртыш) в Кировском административном округе города Омска (далее - работы) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
Место выполнения работ: микрорайон "Прибрежный" (территория в границах улицы Крупской - улицы Лукашевича - улицы Шаронова - улицы Перелета и прилегающей набережной реки Иртыш) в Кировском административном округе города Омска (далее - объект).
Срок (период) выполнения работ: начало срока выполнения работ - 15.04.2022, окончание срока выполнения работ - 01.09.2022. Сроки выполнения отдельных видов работ по контракту - в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к настоящему контракту).
В силу пункта 2.1 в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2022 N 2 цена контракта составляет 51 050 696 руб. 55 коп., в том числе НДС 20%.
Оплата выполненных работ производится заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) на основании счета-фактуры (счета), выставленного подрядчиком, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, в соответствии с разделом 9 настоящего контракта.
Счет-фактура составляется в унифицированной форме.
Заказчик вправе произвести оплату выполненных работ за вычетом неустойки за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиком, рассчитанной в соответствии с настоящим контрактом (пункты 2.7, 2.8).
Как указывает истец, в силу пункта 5.1.2 контракта заказчик обязуется передать подрядчику выдержки из проектной документации в течение 3 дней с даты заключения контракта.
Однако утверждённая проектная документация была передана заказчиком лишь 14.06.2022, о чем свидетельствует виза и дата утверждения на листе проектной документации.
Таким образом, задержка заказчика в предоставлении подрядчику надлежаще оформленной проектной документации составила 4 календарных месяца, т.е. заказчиком допущено существенное нарушение своих контрактных обязательств по своевременному предоставлению проектной документации.
В то же самое время, существенная просрочка в предоставлении проектной документации обусловила соразмерный сдвиг в сроках выполнения подрядчиком работ по благоустройству объекта. Как следствие, работы по благоустройству были завершены подрядчиком с некоторым отступлением от сроков выполнения, установленных графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту).
Вместе с тем, заказчик, допуская со своей стороны существенную просрочку в исполнении своих контрактных обязательств, необоснованно удержал неустойку в общем размере 462 843 руб. 58 коп., за просрочку в выполнении работ, которая явилась прямым следствием ненадлежащего исполнения обязательств бюджетным учреждением в предоставлении надлежащим образом оформленной проектной документации.
В целях возврата необоснованно удержанной заказчиком суммы неустойки, подрядчик направил в адрес бюджетного учреждения претензию от 16.06.2023 исх. N 133.
В ответе на указанную претензию БУ г. Омска "УДХБ" от 22.06.2023 N ИсУДХБ/1442 требования подрядчика не признало, сочло удержанную им неустойку законной и обоснованной.
В частности, в указанном письменном ответе, заказчик сослался на факт передачи по электронной почте 21.02.2022 в 14:38 проектной документации дословно "в формате разработки (dwg формат)".
При этом о необходимости ускорения согласования корректировок и предоставления надлежаще оформленной проектной документации по контракту, а равно как и необходимости продления сроков выполнения работ путем внесения изменений в график выполнения работ, подрядчик сообщал неоднократно письмами от 15.04.2022 N 77, от 26.04.2022 N 86.
Факт внесения изменений в проектную документацию, и, соответственно, предоставление заказчиком согласованной проектной документации с существенной задержкой, подтверждается ответным письмом бюджетного учреждения от 21.04.2022 N ИсУДХБ/866.
Претензия от 16.06.2023 исх. N 133 с требованием о возврате неосновательного обогащения оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворение исковых требований послужило причиной для подачи БУ г. Омска "УДХБ" апелляционной жалобы.
Статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
На основании части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблении в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
На основании части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 6, 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
На основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что заказчиком не оказано достаточное содействие подрядчику в части получения проектной документации (статья 718 ГК РФ) на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5.1.2 контракта заказчик обязан передать подрядчику выдержки из проектной документации в течение 3 дней с даты заключения контракта.
Таким образом, передача проектной документации должна быть произведена до 24.02.2022.
Из позиции истца следует, что проектная документация фактически передана лишь 14.06.2022 (исходя из визы и даты утверждения на листе проектной документации).
В свою очередь, ответчик отметил, что проектная документация передана истцу в электронном виде 05.03.2022, о возможности получения документации у уполномоченного представителя заказчика ООО "ЗавГор" также было проинформировано.
Между тем в письме от 15.04.2022 исх. N 77 истец просил ответчика для своевременного проведения работ на объекте предоставить плановое положение парковок на общей схеме.
Письмом от 26.04.2022 исх. N 86 ООО "ЗавГор" также сообщило, что Администрация Кировского административного округа не согласовала схему движению автотранспорта из-за отсутствия планового расположения парковок. Кроме того, по состоянию на дату составления письма от ответчика не поступала информация о сроках предоставления откорректированного проекта в части планового расположения парковок.
В письме от 21.04.2022 исх. N Ис-УДХБ/866 БУ г. Омска "УДХБ" указало, что проектной организацией, разработавшей проект по комплексному благоустройству микрорайона "Прибрежный" (территория в границах улицы Крупской - улицы Лукашевича - улицы Шаронова - улицы Перелета и прилегающей набережной реки Иртыш) в Кировском административном округе города Омска, в проект вносится корректировка по плановому положению парковок. По результатам внесения корректировок в проект истец будет проинформирован дополнительно.
Следовательно, из переписки усматривается, что представленная истцу проектная документация потребовала внесения изменений.
В окончательной редакции проектная документация передана истцу ответчиком 14.06.2022.
Как пояснил в судебном заседании суда первой инстанции представитель истца, схема расположения парковки необходима для производства работ.
Представитель ООО "Омскагропромстрой" отмечал, что разработка проектной документации завершена в декабре 2021, после заключения контракта между сторонами в феврале 2022 запросы об изменении проектной документации в адрес ООО "Омскагропромстрой" не поступали.
Оплата по контракту произведена ответчиком за вычетом начисленной неустойки на сумму 467 843 руб. 58 коп. (включая штраф на сумму 5 000 руб., не являющийся предметом спора).
Судом первой инстанции также принято во внимание, что частью 42.1. статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783) (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.04.2020 N 591), списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера);
д) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Действие Правил N 783 распространяется на все контракты, независимо от года, когда заключен контракт и произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Согласно пункту 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
В подпункте "а" пункта 3 названных правил установлено, что заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней), в том числе, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% от цены контракта.
В соответствии с пунктом 11 Правил списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что сумма начисленных неустоек не превышает 5% от цены контракта, выполнение работ подрядчиком в полном объеме и их принятие БУ г. Омска "УДХБ" представителем последнего в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, в связи с чем подлежала списанию в порядке, установленном частью 9.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для иной, нежели данной судом первой инстанции, оценки представленных в материалы деле доказательств, и установлении на их основе иных имеющих значение для дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.11.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11994/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Горобец |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11994/2023
Истец: ООО "ЗАВГОР"
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА"
Третье лицо: ООО "Омсагропромстрой"