г. Пермь |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А50-29985/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от истца Министерства физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН
1025900530611, ИНН 5902290586) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Пермского края (ОГРН 1105900001624, ИНН 5902174445) - Тукмачев А.Ю., паспорт, доверенность от 27.03.2018;
от третьего лица Еговцева Игоря Александровича - Еговцев И.А., паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Министерства физической культуры и спорта Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 января 2019 года
по делу N А50-29985/2018,
принятое судьей Герасименко Т.С.
по иску Министерства физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН
1025900530611, ИНН 5902290586)
к Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Пермского края,
третье лицо: Еговцев Игорь Александрович
о возврате субсидии,
установил:
Министерство физической культуры и спорта Пермского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Пермского края (далее - ответчик, общество) о возврате субсидии в размере 233 365 руб., в том числе расходы на приобретение кубков в Кунгурском и Нытвенском районе на сумму 3 885 руб. и затраты на оплату труда судей во всех территориях на сумму 229 480 руб. (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суд Пермского края от 24.01.2019 исковые требования удовлетворены в части. С ответчика в пользу истца взыскана субсидия в сумме 24 939,76 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением в части, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение изменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ответчика в пользу истца субсидию в размере 233 365 руб., предоставленную на основании Соглашения от 27.07.2017 N ДС-87/2017. Заявитель жалобы отмечает, что в нарушение пункта 3.1. Порядка предоставления субсидий ответчик не представил отчет о целевом использовании субсидий с приложением надлежащим образом заверенных документов, подтверждающие расходы на сумму 233 365 руб. по проведенному физкультурному мероприятию, в том числе на оплату работы спортивных судей на сумму 229 480 руб. Также отмечает, что начисленные в ведомостях суммы не соответствуют нормам, установленным постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 N 1106-п и в смете на финансовое обеспечение затрат. Кроме того ведомости на выдачу денежных средств заполнены с нарушением требований, указанных в Приказе от 30.03.2015 N 52н.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы отзыва, третье лицо Еговцев И.А. поддержал позицию ответчика, просил решение суда оставить без изменения.
Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между Министерством и обществом заключено соглашение на предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат на проведение Краевой Спартакиады "Волшебный мяч" среди подростков от 27.07.2017 N ДС-87/2017 в общей сумме 689 480 руб.
Условиями соглашения предусмотрено, что финансирование является целевым, выделяется из бюджета Пермского края.
Платежным поручением от 02.08.2017 N 610945 Министерство перечислило обществу субсидию по соглашению.
Ссылаясь на то, что целевое использование средств субсидии в порядке, установленном соглашением, обществом не подтверждено, Министерство обратилось к получателю субсидии с письмом от 19.07.2018 о возврате субсидии.
Поскольку добровольно субсидия обществом не была возвращена, Министерство обратилось в арбитражный суд за ее принудительным возвратом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством не доказан факт нецелевого использования предоставленной ответчику субсидии на проведение спортивных мероприятий.
Исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенного судебного акта.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу пункта 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края на финансовое обеспечение затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, действовавший в период спорных взаимоотношений, утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 15.03.2017 N 88-п (далее - Порядок).
В силу пункта 1.1. Порядка он устанавливает правила предоставления субсидий из бюджета Пермского края на финансовое обеспечение затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края (далее соответственно - субсидии, физкультурные мероприятия, затраты), произведенных в текущем финансовом году, определяет критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий (далее - отбор), цели и условия предоставления субсидий и порядок их возврата.
Субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству физической культуры, спорта и туризма Пермского края (далее - Министерство) в законе Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период, в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Пермского края и в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год (пункт 1.2. Порядка).
Согласно пункту 1.3. Порядка субсидии предоставляются в целях проведения физкультурных мероприятий в пределах норм расходов, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 N 1106-п "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, и норм расходов средств бюджета Пермского края на их проведение".
Главным распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидий является Министерство (пункт 1.4 Порядка).
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения на предоставление субсидии (далее - соглашение), заключенного между Министерством и получателем субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Пермского края. Соглашение заключается в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты подписания приказа Министерства. Условиями соглашения являются, в том числе: размер субсидии; условия предоставления субсидии; целевое назначение субсидии; показатели результативности использования субсидии; права и обязанности сторон; сроки и порядок предоставления отчета о выполнении условий соглашения; порядок осуществления контроля за соблюдением целей, порядка предоставления субсидии и условий, установленных настоящим Порядком и (или) соглашением; порядок и сроки возврата неиспользованного остатка субсидии; порядок и сроки возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии в соответствии с настоящим Порядком и (или) соглашением; срок действия соглашения (пункт 2.11 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что получатель субсидии в течение 20 календарных дней со дня проведения физкультурного мероприятия предоставляет в Министерство:
- технический отчет о проведении физкультурного мероприятия по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку с приложением надлежащим образом заверенной получателем субсидии копии протокола мероприятия и копий и (или) оригиналов документов, подтверждающих проведение физкультурного мероприятия (афиши и печатная продукция (если печатались), фотографии, иные документы);
- отчет о целевом использовании субсидии, предоставленной из бюджета Пермского края на финансовое обеспечение затрат на проведение физкультурного мероприятия по соглашению на предоставление субсидии, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку (далее - отчет о целевом использовании субсидии) с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих произведенные за счет субсидии расходы (далее - документы, подтверждающие расходы);
- отчет о выполнении показателей результативности использования субсидии в соответствии с порядком и формой отчетности, установленными в соглашении, в сроки, установленные соглашением.
При этом в силу пункта 3.2 Порядка проверка отчета о целевом использовании субсидии и отчета о выполнении показателей результативности использования субсидии осуществляется Министерством в течение 5 рабочих дней с даты их поступления в Министерство.
Субсидия подлежит возврату в бюджет Пермского края в случае нарушения получателем субсидии целей, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, порядка предоставления субсидий и условий, установленных пунктом 2.2 настоящего Порядка и (или) соглашением (пункт 4.2 Порядка).
27.07.2017 Министерством физической культуры, спора и туризма Пермского края и региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Пермского края заключено соглашение N ДС-87/2017, в соответствии с которым ответчику предоставляется субсидия на финансовое обеспечение затрат на проведение спортивного мероприятия - Краевой Спартакиады "Волшебный мяч" среди подростков с установленным графиком проведения мероприятий.
Настоящим соглашением предусмотрены условия и порядок предоставления субсидии, порядок взаимодействия и ответственность сторон.
Факт предоставления ответчику субсидии на финансовое обеспечение затрат на проведение спортивного мероприятия - Краевой Спартакиады "Волшебный мяч" среди подростков в сумме 689 480 руб. установлен судами, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Доказательств того, что ответчик не соответствовал требованиям, установленным Порядком для получения субсидии, истцом ни суду первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении не предоставлено (статья 65 АПК РФ).
В обоснование требований о возврате субсидий Министерство, как в уточненном исковом заявлении, так и в апелляционной жалобе ссылается на нарушение ответчиком срока представления подтверждающих целевое использование средств документов, наличие замечаний к указанным документам, отсутствие надлежащих документов, подтверждающих факт целевого использования расходов.
В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Принимая решение, суд, в том числе исходил из того, что ответчиком признан иск в части 1665 руб. (приобретение кубков), а также в части средств на оплату труда судей, превышающих 208 425,24 руб. Кроме того суд признал обоснованным исковые требования о возврате субсидии в сумме 2 220 руб., поскольку доказательств их использования ответчиком не представлено.
Между тем в отношении средств субсидии, использованной на заработную плату судейского состава и уплату соответствующих платежей в бюджет и внебюджетные фонды, суд первой инстанции пришел к иным выводам и отказал в удовлетворении иска, указав на то, что факт целевого использования денежных средств за исключением суммы 24 939,76 руб. документально подтвержден.
Так, судом установлено и подтверждено материалами дела, что по соглашению о взаимодействии, заключенному между ответчиком и Еговцевым И.А., обязанности по привлечению и оплате труда судей на спортивном мероприятии были возложены ответчиком на Еговцева И.А., на расчетный счет которого перечислены средства в размере 157 116,51 руб., что подтверждается платежным поручением от 26 09.2017 N 1061.
Еговцев И.А., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, подтвердил суду, что обязанности по соглашению выполнены им в полном объеме, в каждой территории Пермского края, где проходила спартакиада, было организовано судейство, привлечены судьи, труд которых оплачен за счет средств, перечисленных ему ответчиком.
В подтверждение выплаты средств на оплату труда судей ответчиком представлены ведомости, согласно которым выплаченная сумма составила 136 062 руб.
Повторно оценив с позиции статей 71, 268 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции усматривает, что цель, на которую предоставлена субсидия, - возмещение затрат на проведение спортивного мероприятия - Краевой Спартакиады "Волшебный мяч" среди подростков, достигнута.
Вопреки доводам жалобы из предоставленных истцом в материалы дела документов, а также, исходя из предоставленных ответчиком в материалы дела доказательств, следует, что ответчик является лицом, имеющим право на получение субсидии; ответчиком представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии в целях возмещения затрат на проведение спортивного мероприятия; обстоятельств подтверждающих нецелевое использование субсидии, а также выдача субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, судом не установлено.
Доводы истца о непредставлении ответчиком в соответствие с пунктом 3.1. Порядка отчетов в подтверждение целевого использования субсидии не могут служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Как верно указал суд первой инстанции, само по себе несвоевременное, либо не полное предоставление финансовых отчетов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств субсидии, искажения документов, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
При этом, принимая решение, суд первой инстанции учел, что во всех предусмотренных соглашением территориях Пермского края спортивные мероприятия по проведению спартакиады были проведены, что подтверждается техническими отчетами и размещением информации в СМИ, отсутствуют претензии муниципальных районов о том, что мероприятие Волшебный мяч 2017 сорвано в результате не обеспечения судейским составом, а также отсутствуют претензии судей, обеспечивавших работу мероприятий, о том, что их труд не оплачен.
Ссылки жалобы на недостатки представленных документов, а также представление неполного пакета документов, дублируют доводы иска, которые обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не имеющие правового значения для вывода о возможности принятия документов в качестве подтверждающих целевое использование средств. Более того, перечень документов, необходимый для подтверждения целевого использования средств ни Порядком, ни соглашением, не предусмотрен.
Доводы о том, что оплата труда судей проведена в размерах, не предусмотренных соглашением, также были исследованы судом первой инстанции и отклонены, поскольку соответствующие расходы произведены ответчиком в пределах сумм, предусмотренных соглашением.
Кроме того материалами дела подтверждено целевое использование средств на оплату налогов и сборов в связи с выплатой средств на оплату труда: сумма НДФЛ в размере 23 460 руб., уплачена платежным поручением от 26.09.2018 N 1063, оплата страховых взносов ОМС в размере 9 203,24 руб. подтверждена платежным поручением от 26.09,2018 N1065, оплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 39 700 руб. также подтверждена.
Непредставление ответчиком договора, заключенного третьим лицом с каждым судьей, вопреки доводам истца, не свидетельствует о том, что соответствующие договоры не заключались. При этом суд принял во внимание пояснения третьего лица о том, что соответствующие договоры были заключены и переданы им ответчику.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 4.2 Порядка субсидия подлежит возврату в бюджет Пермского края в случае нарушения получателем субсидии целей, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, порядка предоставления субсидий и условий, установленных пунктом 2.2 настоящего Порядка и (или) соглашением.
При этом пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях проведения физкультурных мероприятий в пределах норм расходов, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2011 г. N 1106-п "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, и норм расходов средств бюджета Пермского края на их проведение".
Пунктом 2.2 Порядка установлено, что субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: соответствие претендента требованиям, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка; признание претендента победителем отбора; заключение соглашения на предоставление субсидии; достижение значений показателей результативности использования субсидии, устанавливаемых Министерством в соглашении о предоставлении субсидии.
Заключенным соглашением предусмотрена возможность направления получателю субсидии требования о возврате субсидии в бюджет в случае нарушения порядка, целей и условия получения субсидии, в том числе представление недостоверных сведений (п.4.1.8), а также возможность расторжения договора в случае нарушения порядка, целей и условия предоставления субсидии (п.7.4.2) и недостижение показателей результативности (п.7.5).
Как указано выше, ответчик соответствует требованиям, указанным в пункте 2.1. Порядка, соглашение между сторонами заключено 27.07.2017, физкультурные мероприятия проведены согласно установленному календарному плану, показатели результативности достигнуты (что не отрицается ответчиком), условия и порядок предоставления субсидии, предусмотренные соглашением от 27.07.2017, соблюдены.
Таким образом, основания для возврата субсидии в рассматриваемом случае отсутствуют.
Позиция истца основана лишь на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по проведению Краевой Спартакиады "Волшебный мяч" среди подростков, что не отвечает общим задачам и целям программы соответствующего финансирования.
При этом, условие о возврате субсидии в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства.
Поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств Министерством не опровергнут, цели и задачи программы достигнуты, что подтверждается первичными документами, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства
С учетом изложенных обстоятельств, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов и оснований, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Министерство, которое в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 января 2019 года по делу N А50-29985/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.