г. Вологда |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А66-18249/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Доломит Инвест" Глуппина А.А. по доверенности от 19.05.2017, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. по доверенности от 10.01.2019 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 января 2019 года по делу N А66-18249/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Доломит Инвест" (ОГРН 1146952034481, ИНН 6950007319; адрес: 170538, Тверская область, Калининский район, деревня Савватьево, дом 6а, квартира 2; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании недействительным отказа во внесении изменений в лицензию, выраженного в письме от 31.08.2018 N 10402-06.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17 января 2019 года по делу N А66-18249/2018 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ обществу во внесении изменений в лицензию от 16.03.2015 ТВЕ 80127 ТП, выраженный в письме министерства от 31.08.2018 N 10402-06. На министерство возложена обязанность устранить нарушения, внести изменения в лицензию от 16.03.2015 ТВЕ 80127 ТП на право пользования недрам, изложенные в заявлении общества от 02.08.2018, N 5/18, в течение 7 дней после вступления данного решения в законную силу. Кроме того, с министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменения в лицензию на право пользования участком недр местного значения; заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель министерства изложенную в апелляционной жалобе позицию поддержал.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей министерства и общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами ТВЕ 80127 ТП со сроком действия до 01.03.2020 с целевым назначением - геологическое изучение на песчано-гравийный материал участка недр местного значения Ключи.
Общество 02.08.2018 обратилось в министерство с заявлением N 5/18 о внесении изменений в лицензию с приложением документов (том 1, листы 10-12).
Письмом от 31.08.2018 N 10402-06 заявителю отказано во внесении изменений в лицензию по причине нецелесообразности (том 1, лист 13).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в обжалованной части в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статья 10 Закона N 2395-1предусматривает возможность предоставления участков недр в пользование на определенный срок или без ограничения срока и дифференцирует эти сроки в зависимости от целей пользования. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Иные основания для продления срока действия лицензии либо возможность их установления (изменения) при оформлении условий пользования недрами Законом о недрах не предусмотрены.
Таким образом, продлениесрока действия лицензии по инициативе владельца лицензии возможно только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных Законом о недрах.
Из пункта 4 условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии) следует, что недропользователь обязан в срок до 01.01.2016 поставить и согласовать в министерстве в установленном порядке проект на изучение лицензионного участка, не позднее 01.01.2019 завершить геологоразведочные работы и представить в министерство на государственную экспертизу отчет по оценке запасов полезного ископаемого.
Как установил суд первой инстанции, необходимость обращения общества с заявлением о продлении срока действия лицензии обусловлена незаконным бездействием ответчика, установленным решениями Арбитражного суда Тверской области по делам N А66-8275/2017, А66-14962/2017, и необходимостью продления срока действия лицензии на период вынужденного простоя заявителя.
Кроме того, как следует из материалов дела, приказ министерства от 11.01.2018 N 4/1-кв об утверждении заключения Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Тверской области, по рассмотрению и согласованию проекта на выполнение работ по объекту "Геологическое изучение на песчано-гравийный материал участка недр местного значения Ключи в Кувшиновском районе Тверской области", представленного обществом направлен в адрес общества принудительно лишь 24.07.2018, то есть после возбуждения судебными приставами-исполнителями исполнительного производства и принятия мер для принудительного исполнения судебного акта.
Проект на выполнение работ по объекту "Геологическое изучение (поиск и оценка) песчано-гравийного материала на участке недр местного значения" согласован министерством приказом от 28.05.2018 N 183/1-кв.
Таким образом, условия пользования участком недр, установленные в лицензии, в части завершения геологоразведочных работ и предоставление отчета по оценке запасов полезного ископаемого в срок не позднее 01.01.2019 общество не могло исполнить в установленный срок.
Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 N 249-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 28 Порядка изменение условий пользования участком недр местного значения, предусмотренных в лицензии, внесение дополнений, продление сроков действия лицензии производятся по решению Министерства по инициативе недропользователя (по согласованию с недропользователем).
Согласно пункту 30 Порядка срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе недропользователя в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
Для внесения изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения недропользователь предоставляет в министерство документы, поименованные в пункте 30 Порядка.
В силу пункта 31 Порядка изменения, вносимые в лицензию, оформляются в виде дополнения к лицензии, которое подписывается Министром природных ресурсов и экологии Тверской области и недропользователем.
В пункте 33 Порядка отражены случаи, при которых министерство отказывает претенденту во внесении изменений в лицензию:
а) непредставления документов, установленных пунктом 29 настоящего Порядка;
б) представления заявителем недостоверных сведений о себе.
В течение 5 дней с момента рассмотрения представленных документов Министерство в письменной форме уведомляет заявителя об отказе о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения с указанием причин отказа.
Отказ не лишает заявителя права на повторное обращение с заявлением о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр местного значения.
Согласно пункту 25 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 07.02.2014 N 4-нп "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача лицензий на пользование участками недр местного значения" (далее - Административный регламент) решение о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию или отказ в предоставлении государственной услуги в случае выявления оснований для этого (с мотивированным обоснованием) принимается в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами в министерстве или филиале ГАУ "МФЦ".
В рассматриваемом случае общество с целью продления действия лицензии 02.08.2018 обратилось в министерство с заявлением N 5/18 о внесении изменений в лицензию с приложением всех указанных в Порядке документов. Данный факт не отрицается министерством.
Таким образом, у министерства возникла обязанность рассмотреть поступившее заявление и дать обществу мотивированный ответ по результатам рассмотрения.
В ответ на заявление общества министерство письмом от 31.08.2018 N 10402-06 отказало заявителю во внесении изменений в лицензию по причине нецелесообразности, то есть причине, не соответствующей пункту 33 Порядка. Кроме того, в оспариваемом письме не имеется ссылок на вынесенное решение об отказе во внесении изменений в лицензию, предусмотренное названным пунктом Порядка.
Доводы министерства о том, что указанное письмо не является отказом, отклонены судом первой инстанции, поскольку он был дан на надлежаще оформленное обществом заявление с приложением всех документов, в связи с этим у министерства возникла обязанность в рассмотрении заявления общества, по сути, отразил позицию министерства.
Доводы апеллянта о том, что требования статьи 10 Закона о недрах и пункта 29 Порядка обществом не соблюдены, коллегией судей не принимаются.
В соответствии с пунктом 29 Порядка срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе недропользователя в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
Согласно пункту 186 Административного регламента основанием для начала выполнения административной процедуры является наличие у специалиста отдела документов, необходимых для принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений (отказе во внесении изменений и (или) дополнений) в лицензию на право пользования участком недр местного значения.
Специалист отдела направляет документы заявителя на комиссию, которая рассматривает документы на предмет их соответствия требованиям федерального законодательства и законодательства Тверской области в сфере пользования недрами (пункт 187).
В соответствии с пунктами 189, 195, 207 указанного Регламента результатом выполнения административной процедуры является рекомендация Комиссии о возможности внесения изменений и (или) дополнений (отказе во внесении изменений и (или) дополнений) в лицензию на право пользования участком недр местного значения.
Результатом выполнения административной процедуры является принятие Министерством решения о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию.
Результатом выполнения административной процедуры являются направление заявителю уведомления об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в лицензию на право пользования участком недр местного значения и передача лицензионного дела на хранение в архив министерства.
Поскольку в обоснование необходимости внесения изменения в лицензию общество указало на продолжительность судебных споров между ним и министерством по вопросу согласования проекта на выполнение работ по объекту "Геологическое изучение (поиск и оценка) песчано-гравийного материала на участке недр местного значения", министерство полагает, что общество не представило документы, необходимые для выполнения административной процедуры (пункта 187 Административного регламента). В связи с этим министерство указало, что на основании пункта 100 Административного регламента направило заявителю спорное письмо от 31.08.2018 N 10402-06.
Вместе с тем отсутствие документов не отражено в качестве основания для отказа во внесении изменений в лицензию. В названном письме указано, что в настоящее время лицензия на право пользования недрами действует, срок действия истекает 01.03.2020, в связи с этим общество может осуществлять деятельность в соответствии с лицензионными условиями. На основании изложенного министерство сочло нецелесообразным внесение изменений в лицензию в части продления сроков.
Следовательно, как обоснованно установил суд первой инстанции, причина отказа не соответствует пункту 33 Порядка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 января 2019 года по делу N А66-18249/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.