г. Ессентуки |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А15-4835/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новолакского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.2019 по делу N А15-4835/2018 (судья П.М. Омарова),
по заявлению Новолакского районного потребительского общества (ОГРН 1020500910748) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Дагестан в г. Хасавюрте о признании недействительным предписания N 23/155, признании незаконными и отмене постановлений от 01.10.2018 по делам об административном правонарушении N N 1041/23, 1042/23, 1043/23, 1044/23 и 1045/23,
при участии в судебном заседании:
от Новолакского районного потребительского общества - Исмаилов Н.И.,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Новолакское районное потребительское общество (далее - заявитель, общество, Новолакское РайПО) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением (жалобой) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Дагестан в г. Хасавюрте (далее - заинтересованное лицо, территориальный отдел, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрте) с требованиями: о признании недействительным предписания N 23/155; о признании незаконными и отмене постановлений о наложении административных штрафов от 01.10.2018: N 1041/23 и N 1042/23 по ст. 6.3 КоАП РФ, N 1043/23 - по ст. 14.15 КоАП РФ, N 1044/23 - по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ и N 1045/23 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 14.02.2019 постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Хасавюрте от 01.10.2018 N 1043/23 о привлечении Новолакского районного потребительского общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ, признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания, заменено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей на предупреждение. Постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Хасавюрте от 01.10.2018 N 1044/23 о привлечении Новолакского районного потребительского общества (ОГРН 1020500910748) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, признано незаконным и отменено полностью. Признан недействительным пункт 2 предписания Территориального отдела Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Хасавюрте N 23/155 (от 19.09.2018). В части требований заявителя об отмене постановлений от 01.10.2018 N 1041/23 и N 1042/23 о привлечении Новолакского районного потребительского общества (ОГРН 1020500910748) к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, производство по делу прекращено. В остальной части в удовлетворении заявления Новолакского районного потребительского общества отказано.
Не согласившись с решением суда от 14.02.2019 в части признания незаконным и отмены постановления о наложении административного штрафа от 01.10.2018 N 1045/23 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.02.2019 в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрте просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Учитывая, что обжалуется только часть решения, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда от 14.02.2019 в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
По итогам плановой проверки, проведенной 05.09.2018 на основании распоряжения от 25.12.2017 в отношении в отношении Новолакского районного потребительского общества оставлен акт проверки от 19.09.2018 N 23/299, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, в частности:
1. торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Светильники в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов не имеют защитные плафоны для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт. Не все холодильные установки оснащены термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Не соблюдаются правила товарного соседства. Не везде имеются стеллажи, поддоны или подтоварники, изготовленные из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Не ведется ежедневный контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей (нарушение СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов");
2. отсутствуют единообразные ценники с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника;
3. отсутствует информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона (нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака");
4. отсутствует программа производственного контроля, что является нарушением требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения";
5. на реализуемую пищевую продукцию не представлена товарно-сопроводительная документация, подтверждающая их происхождение, качество и безопасности (нарушением требований статьи 5 Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции").
На основании акта проверки от 19.09.2018 N 23/299 Новолакскому районному потребительскому обществу выдано предписание N 23/155 об устранении вышеуказанных нарушений.
19.09.2018 в отношении Новолакского РайПО составлены протоколы об административном правонарушении: N 1041/23 (по пункту 1 акта проверки от 19.09.2018) по ст. 6.3 КоАП РФ; N 1042/23 (пункт 4 акта проверки) по ст. 6.3 КоАП РФ; N 1043/23 (пункт 2 акта проверки от 19.09.2018) по ст. 14.15 КоАП РФ; N 1044/23 (пункт 3 акта проверки) по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ; N 1045/23 (пункт 5 акта проверки) по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Постановлениями от 01.10.2018 N 1041/23 и N 1042/23 Новолакское районное потребительское общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ, ему назначены наказания в виде административных штрафов в размере по 10000 рублей.
Постановлением от 01.10.2018 N 1043/23 обществу назначен административный штраф в размере 10000 рублей по ст. 14.15 КоАП РФ.
Постановлением от 01.10.2018 N 1044/23 на Новолакское РайПО наложен административный штраф по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ в размере 30000 рублей.
Постановлением от 01.10.2018 N 1045/23 обществу назначено наказание по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Общество, считая указанные постановления и предписание незаконными, в порядке главы 24 АПК РФ оспорило их в арбитражном суде.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, составляет нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 (далее - ТР ТС 021/2011), который вступил в силу с 01.07.2013.
Согласно части 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Частью 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В статье 4 ТР ТС 021/2011 даны определения понятий, используемых для целей применения настоящего технического. В частности, прослеживаемость пищевой продукции - возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Пунктом 8.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, также предусмотрено, что в организациях торговли запрещается реализация продукции, в частности, без наличия сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение.
В силу статьи 21 ТР ТС 021/2011 одной из форм оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента является декларирование соответствия.
Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны (пункт 2 статьи 23 ТР ТС 021/2011).
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Согласно материалам дела, обществом на реализуемую пищевую продукцию (весь ассортимент) не представлена товарно-сопроводительная документация, подтверждающая их происхождение, качество и безопасность.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что документы (товарно-сопроводительные документы, декларации о соответствии и сертификаты соответствия) административным органом у общества не запрашивались, судом отклоняются, поскольку на необходимость представления этих документов указано в подпункте 6 пункта 13 распоряжения от 25.12.2017 N 1243 о проведении проверки.
Кроме того, получив уведомление на составление протокола, копию акта проверки от 19.09.2018 и протокола об административном правонарушении от 19.09.2018 N 1045/23, в которых указаны выявленные нарушения (в том числе отсутствие товарно-сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность пищевой продукции), общество имело возможность и достаточно времени при наличии таких документов представить их территориальному отделу до вынесения оспариваемого постановления от 01.10.218 N 1045/23, что им не сделано. Обоснование невозможности представления этих документов, при их наличии на момент проверки, обществом не приведено.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции.
Постановлением от 01.10.2018 N 1045/23 обществу назначено наказание в виде минимального размера санкции, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ - административного штрафа в размере 100000 рублей.
Оснований для признания данного правонарушения малозначительным или применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа ниже минимального размера санкции, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, судом не установлены.
Доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения, его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, не представлено.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности по соблюдению требований технического регламента при осуществлении деятельности по реализации пищевой продукции.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Новолакского РайПО в части требований об отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрте от 01.10.2018 N 1045/23 правомерно отказано.
Доводы, апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование заявителем норм действующего законодательства, а также иная оценка установленных обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении их судом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.2019 по делу N А15-4835/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.