г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А21-16029/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Топоров Я.А. по доверенности от 09.04.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6274/2019) Военной прокуратуры Балтийского гарнизона на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2019 по делу N А21-16029/2018 (судья С.А.Зинченко), принятое
по заявлению Военной прокуратуры Балтийского гарнизона
к акционерному обществу "Главное управление обустройства войск"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Военный прокурор Балтийского гарнизона (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (далее - Общество, АО "ГУОВ") к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.02.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на необоснованный отказ суда в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности в связи с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год
В судебном заседании представить Прокурора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Минобороны России и АО "ГУОВ" заключен государственный контракт N 618187375092554164000000 от 07.12.2016 (далее - Контракт) на выполнение полного комплекса работ по проектированию и строительству объекта "Распределительные сети и сооружения системы электроснабжения 25 военного городка г. Балтийска Калининградской области" (шифр объекта 3-41/16-75).
АО "ГУОВ" является юридическим лицом и зарегистрировано как таковое в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1097746390224, ИНН/КПП 7703702341/770401001, расположенного по адресу: 119021, г. Москва, Комсомольский проспект, д. 18, стр. 3).
В соответствии с п. 8.2.21 Контракта Генподрядчик обязан выполнить строительно-монтажные работы по Контракту в соответствии с Проектной и Рабочей документациями, условиями Контракта и требованиями нормативных документов в области строительства.
В соответствии с п. 8.2.45 Контракта Генподрядчик обязан оформить разрешение (ордер) на производство работ и нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушение правил и порядка ведения работ, как со стороны самого Генподрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" определено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, является, помимо прочих, Министерство обороны Российской Федерации, на которое возложено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно п. 3 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. N 2300 (далее - Регламент), государственную функцию по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляет органы государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 N 54 (далее - Положение), проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (об устранении нарушений при строительстве).
В период с 3 по 5 октября 2018 года начальником отделения 255 отдела ГАСН МО РФ Самойловым В.П. в присутствии начальника группы строительного контроля ОКС БФ РУЗКС ЗВО Мигай Ю.Г., начальника СМУ N 4/11 Строительного управления N 4 АО "ГУОВ" Глякова Ю.С, мастера СМУ N 4/11 АО "ГУОВ" Сучкова О.А. проведена выездная проверка в отношении федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "УЗКС МО РФ") объекта капитального строительства Распределительные сети и сооружения системы электроснабжения 25 военного городка г. Балтийска Калининградской области" (шифр объекта 3- 41/16-75).
Основанием для проведения проверки явилось распоряжение начальника 255 отдела ГАСН МО РФ от 27.09.2018 N 205; программы проверок от 06.07.2018; истечения срока устранения нарушения, указанного в предписании об устранении нарушений от 06.08.2018 N 356/2.
В соответствии с актом проверки органом государственного надзора юридического лица от 5.10.2018 N 399, доведенным до начальника группы строительного контроля ОКС БФ РУЗКС ЗВО Мигай Ю.Г. 5.10.2018, установлено, что на момент проверки выполняются работы:
Устройство щебеночного основания под фундаменты БКТП N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N7, N 8, N 9;
Устройство траншеи под кабельные линии от БКТП N 1 до БКТП N5;
Устройство траншеи под кабельные линии от БКТП N 7, 38, N 9 доРПN 15;
Прокладка кабельных линий из 6-ти одножильных кабелей от БКТП N 1 до БКТП N 2.
По результатам проверки на объекте выявлены следующие нарушения, допущенные АО "ГУОВ":
Строительство капитального объекта капитального строительства осуществляется без разрешения на строительство (нарушение требований ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);
До монтажа фундаментальных плит под БКТП N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12 не выполнено освидетельствование строительным контролем заказчика ФКП "УЗКС МО РФ" работ по устройству песчаного и щебеночного оснований (нарушение требований ч. 6 ст. 52, ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ; п. 10 "Положения о проведении строительного контроля..." утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468; п. 6.13 СП 48.13330.2011;
Перед укладкой кабельной линии от БКТП N 1 до БКТП N 2 не выполнено освидетельствование строительным контролем заказчика ФКП "УЗКС МО РФ" работ по устройству траншеи с песчаной подготовкой (нарушение требований ч. 6 ст. 52, ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ; п. 10 "Положения о проведении строительного контроля..." утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468, п. 6.13 СП 48.13330.2011;
Не выполнена песчаная подготовка под уложенные кабели от БКТП N 1 до БКТП N 2 (нарушения требований проекта, альбом 3-43/16-75-ЭС, лист 5.2);
Основание траншеи под уложенные кабели от БКТП N 1 до БКТП N 2 содержит камни, бой кирпича и бетона (нарушения требований п. 6.4.1.26 СП 76.13330.2016);
Расстояние в свету между бордюром существующей дороги и наружной поверхностью кабеля составляет на отдельных участках кабельной линии от БКТП N 1 до БКТП N 2 менее 1 м. вместо 1, 5 м. (нарушения требований проекта, альбом 3-43/16-75-ЭС, лист 5.2;
Наличие допущенных нарушений, указанных в п.п. 1-6 настоящего акта свидетельствуют об отсутствии строительного контроля на объекте (нарушение требований ч. 2 и 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 "Положения о проведении строительного контроля...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468.
В соответствии с актом физического состояния объекта капитального строительства от 03.10.2018 на объекте капитального строительства "Распределительные сети и сооружения системы электроснабжения 25 военного городка г. Балтийска Калининградской области" (шифр объекта 3- 41/16-75) произведены следующие строительные работы:
Отрывка траншеи под кабельные линии 15 кВ от ПС "Флотская" до РП 15/0,4 кВ (новая) - 1500 м.п.;
БКТПN 10,N 11,N 12:
1. Земляные работы - 100%
2. Щебеночная и песчаная подготовка под фундамент - 100%;
3. Монтаж сборного фундамента - 80%;
БКТП N 7, N 8, N 9:
1. Земляные работы - 100%
2. Щебеночная подготовка под фундамент - 100%;
3. Песчаная подготовка под фундамент - 100%;
БКТП N 1, N 2, N 3, N 4, N 5:
1. Земляные работы - 100%
2. Щебеночная подготовка под фундамент - 100%;
3. Песчаная подготовка под фундамент - 100%;
Кабельные линии от БКТП N 7, N 8, N 9 до РП N 15 устройства траншеи - 100%;
Кабельные линии от БКТП N 1 до БКТП N 5 устройство траншеи -
100%;
Кабельные линии БКТП N 1 до БКТП N 2:
1. Устройство траншеи - 100%;
2. Устройство песчаной подготовки - 0%;
3. Укладка кабелей - 90%.
Выявленные в ходе проверки нарушения в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" относятся к нарушениям, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. В связи с этим, на основании пункта 14 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129, выявленные нарушения обязуют орган надзора (контроля) - 255 отдела ГАСН МО РФ выдать предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
По результатам проверки начальником отделения 255 отдела ГАСН МО РФ Самойловым В.П. составлено предписание N 399/2 от 05.10.2018 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства. Согласно данному предписанию 255 отдел ГАСН МО РФ предписал АО "ГУОВ" устранить данные нарушения до 15.10.2018.
В период с 17 по 19 октября 2018 года начальником отделения 255 отдела ГАСН МО РФ Самойловым В.П. в присутствии начальника группы строительного контроля ОКС БФ РУЗКС ЗВО Мигай Ю.Г, мастера СМУ N 4/11 АО "ГУОВ" Сучкова О.А. проведена выездная проверка в отношении федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" объекта капитального строительства "Распределительные сети и сооружения системы электроснабжения 25 военного городка г. Балтийска Калининградской области" (шифр объекта 3-41/16-75).
Основанием для проведения проверки явилось распоряжение заместителя начальника 255 отдела ГАСН МО РФ от 12.10.2018 N 223; истечение срока устранения нарушений, указанное в предписании об устранении нарушений от 5.10.2018 и N 399/2, выданное 255 отделом ГАСН МО РФ в адрес АО ГУОВ.
В соответствии с актом проверки органов государственного надзора юридического лица - АО "ГУОВ" от 19.10.2018 N 414 установлено, что в период с 5.10.2018 по 19.10.2018. АО "ГУОВ" не было приостановлено проведение строительно-монтажных работ на Объекте. Строительство объекта капитального характера продолжается в отсутствии соответствующего разрешения.
Нарушения, указанные в п.п. 1, 2, 3 предписания об устранении нарушений от 5.10.2018 N 399/2 не устранены.
По результатам проверки выявлено, что за период с 5.10.2018 по 17.10.2018 на объекте подрядной организации АО "ГУОВ" выполнены строительно-монтажные работы:
- монтаж фундаментальных плит БКТП N 1- N 6;
- прокладка кабельных линий от БКТП N 3 до БКТП N 5.
Таким образом, зафиксирован факт, что АО "ГУОВ" не исполнено предписание 255 отдела ГАСН МО РФ от 5.10.2018 N 399/2, а именно: продолжают выполняться строительно-монтажных работ без предусмотренного законодательством разрешения на строительство (нарушены требования ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, 17.10.2018 установлено, что АО "ГУОВ" на территории 25 военного городка г. Балтийска Калининградской области, совершило нарушение установленного срока исполнения предписания 255 отдела ГАСН МО РФ N 399/2 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 05.10.2018.
В связи с этим 14.12.2018 в отношении Общества Прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор обратился в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Выслушав представителя Прокурора, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно пункту 3 Положения задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В соответствии с пунктом 8 Регламента государственного архитектурно-строительного надзора при исполнении государственного строительного надзора осуществляют: учет и регистрацию объектов капитального строительства, попадающих под действие государственного строительного надзора, формирование дел по объектам капитального строительства, принятым под государственный строительный надзор; проверку соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации; проверку соответствия применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации; проверку соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; проверку ведения лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, общего и специальных журналов работ, исполнительной документации, правильности составления актов освидетельствования работ; проверку соблюдения заказчиками (застройщиками), лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, порядка проведения строительного контроля; составление актов по итогам проверок, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений; проверку устранения выявленных нарушений (недостатков) при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
Согласно пункту 24 Регламента должностное лицо, ответственное за осуществление государственного строительного надзора за объектом капитального строительства, (далее - должностное лицо уполномоченного органа), по которому получено извещение о начале строительства, определяется руководителем структурного подразделения, осуществляющего государственный архитектурно-строительный надзор.
В соответствии с пунктами 32-52 Регламента должностное лицо уполномоченного органа вправе проводить проверки объекта капитального строительства. При этом не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения обязано уведомить застройщика (заказчика) о проведении проверки посредством телефонной, почтовой, факсимильной или электронной связи.
По результатам проводимых проверок должностное лицо уполномоченного органа вправе составлять акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Материалами дела подтверждается, что событие вменяемого административного правонарушения образует невыполнение Обществом в установленный срок требований, изложенных в пункте 1 и 2 предписания.
Вместе с тем, поскольку в рассматриваемом случае срок исполнения пункта 2 предписания продлен до 02.12.2018, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае имеет место неисполнение в установленный срок (до 05.10.2018) пункта 1 предписания.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения предписания, не установлено.
Таким образом, следует признать, что материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в привлечении Общества к административной ответственности, исходил из того, что на момент рассмотрения им дела истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и составляющий 3 месяца.
Суд апелляционной инстанции, оценивая данный вывод суда первой инстанции, находит его ошибочным, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Невыполнение пунктов 1 и 2 предписания от 05.10.2018 N 399/2, вынесенного по результатам проверки объекта капитального строительства на предмет соблюдения обязательных требований законодательства при его строительстве представляет собой нарушение законодательства о градостроительной деятельности, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Указанный подход подтверждается пунктом 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в данной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.08.2016 N 305-АД16-9927 и определении от 11.07.2017 N 303-АД16-16011.
Таким образом, поскольку Обществу предписано устранить выявленные нарушения в срок до 05.10.2018, следовательно, на момент рассмотрения дела в арбитражном суде срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Размер санкции надлежит определить Обществу в минимальном размере. По мнению апелляционного суда, назначение наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств в рассматриваемой ситуации не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 февраля 2019 года по делу N А21-16029/2018 отменить.
Привлечь акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (ОГРН 1097746390224; место нахождения: 119021, г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 18, стр. 3) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по Калининградской области (Военная прокуратура Балтийского флота)
ИНН: 3906276116
КПП: 390601001
Р/сч: 401 0181 0000 0000 10002 в Отделении Калининград г. Калининград
БИК: 042748001
КБК: 41511 6900 10016 000 140
ОКТМО: 27701000
Назначение платежа: административные штрафы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.