г. Хабаровск |
|
24 апреля 2019 г. |
А73-22936/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Севморречфлот": представитель не явился;
от Ванинской государственной районной инспекции Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севморречфлот"
на решение от 19.02.2019
по делу N А73-22936/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашникова А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севморречфлот"
о признании незаконным и отмене постановления Ванинской государственной районной инспекции Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севморречфлот" (далее - ООО "Севморречфлот", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2018 N 9783/604-18 Ванинской государственной районной инспекции Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, Пограничное управление, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400000 руб.
Решением суда от 19.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что 27.05.2018 общество, используя судно "Омолон", нарушило порядок пересечения государственной границы, установленный частью 21 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4730-1; Закон о государственной границе) (пересекло государственную границу в координатах, не заявленных в уведомлениях, при пересечении государственной границы в пограничные органы не передавались данные местоположении судна).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Севморречфлот" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель жалобы указывает на то, что: Пограничным управлением пропущен срок для привлечения заявителя к административной ответственности; дата совершения правонарушения- 27.05.2018, постановление о привлечение к административной ответственности принято 27.07.2018, с пропуском двухмесячного срока для привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5. КоАП РФ, при этом, указанному доводу заявителя судом оценка не была дана; уведомление о составлении протокола в отношении заявителя не содержало сведений о нарушении, за совершение которого заявитель приглашается для составления протокола; телеграмма не содержала номера телефонов, по которым заявитель мог бы уточнить обстоятельства, в связи с которыми он привлекается к административной ответственности, не содержала расшифровку наименования административного органа, что не позволило заявителю самому установить телефоны и уточнить необходимые сведения; в телеграммах в качестве генерального директора был указан Скачкин В.Н., что доказывало ошибочность направления телеграммы в адрес заявителя; судом необоснованно отклонено ходатайство заявителя о снижения размера штрафа, поскольку как указано судом, заявитель не представил в суд обоснованных доводов и доказательств, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, которые могли бы явиться основанием для снижения размера штрафа.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, административный орган просит отказать заявителю в удовлетворении его требований.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 27.05.2018 года в 00 часов 37 минут (время Хабаровское) ООО "Севморречфлот" в координатах 45°45,7 СШ 142°30,2 ВД, используя судно т/х "Омолон" (судовладелец - ООО "Севморречфлот"), под управлением капитана Слепнева С.Л., нарушило порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации, установленный ч. 21 ст. 9 Закона РФ N 4730-1, п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N 863 "Об утверждении Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российскими судами имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля" не передавая в пограничные органы данные о местоположении судна.
16.07.2018 ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении ООО "Севморречфлот" составлен протокол об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола общество извещено телеграммой (вручена секретарю ООО "Севморречфлот" Стрельцовой 10.07.2018).
27.07.2018 ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 9783/604-18, которым ООО "Севморречфлот" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400000 руб.
О времени и месте рассмотрения дела административным органом в адрес ООО "Севморречфлот" направлена телеграмма, которая получена инспектором по кадрам Прохоровой 23.07.2018.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Пограничного управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо за нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридический лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 4730-1 - государственная граница Российской Федерации" есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 Закона о Государственной границе Российской Федерации пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Закона о Государственной границе пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Таким образом, при выезде с территории Российской Федерации и въезде на территорию Российской Федерации необходимо пройти соответствующее оформление для признания законности пересечения Государственной границы Российской Федерации транспортным средством в пункте пропуска через Государственную границу.
Порядок пересечения Государственной границы РФ регламентируется частью 21 статьи 9 Закона РФ N 4730-1 согласно которой, российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Согласно части 23 статьи 9 Закона РФ N 4730-1 правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 863 от 27.08.2014 утверждены правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля (далее - Правила N 863), пунктом 2 которых установлено, что капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению (далее - уведомление).
Российское судно может осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации только в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Согласно пункта 3 Правил N 863 к уведомлению прилагаются: а) план перехода российского судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район; б) судовая роль; в) список пассажиров (при наличии пассажиров).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 863 в случае изменения в ходе плавания плана перехода и (или) района осуществления деятельности и планируемого маршрута следования в указанный район российского судна, указанного в уведомлении, капитан российского судна незамедлительно информирует об этом по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте пограничный орган и проверяет получение пограничным органом указанной информации, при этом направление повторного уведомления не требуется.
По пункту 9 Правил N 863 в случае изменения в ходе плавания заявленных в уведомлении географических координат места пересечения государственной границы Российской Федерации капитан российского судна незамедлительно информирует об этом пограничный орган по месту пересечения государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 863 - при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна.
Согласно положениям статьи 43 Закона РФ N 4730-1, лица, виновные в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.05.2018 капитаном судна т/х "Омолон" Слепневым С.Л. в адрес Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области направлено уведомление о намерении пересечь Государственную границу РФ. Предполагаемое место пересечения Границы указано в координатах 45°45,7 СШ 142°30,5 ВД - 26.05.2018 в 13.00.
27.05.2018 в 00 часов 37 минут судно т/х "Омолон" под управлением Слепнева СЛ. фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации в координатах 45°45,7 СШ 142°30,2 ВД (не заявленных в уведомлении); при пересечении Государственной границы РФ в пограничные органы не передавались данные о местоположении судна.
При этом в нарушение п. 9 Правил при изменении в ходе плавания координат мест пересечения Государственной границы Российской Федерации, не поданы в адрес Пограничных органов корректировки в уведомление о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации.
На момент совершения административного правонарушения Слепнев С.Л., являясь должностным лицом, то есть лицом выполняющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции, капитаном судна т/х "Омолон", действовал от имени и в интересах юридического лица ООО "Севморречфлот".
Таким образом, материалами проверки установлено и не опровергнуто заявителем жалдобы, то обстоятельство, что своими действиями (бездействиями) ООО "Севморречфлот" по средствам судна т/х "Омолон" нарушило порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации, установленный ч. 21 ст. 9 Закона РФ N 4730-1, п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 года N 863 "Об утверждении Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российскими судами имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что обществом не выполнены установленные законом требования по соблюдению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, не представлены доказательства наличия объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, повлекших совершение данным лицом рассматриваемого нарушения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, и обоснованном его привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка ведения административного производства судом не установлено.
Из материалов дела видно, что о времени и месте рассмотрения дела ООО "Севморречфлот" было извещено телеграммой, которая получена инспектором по кадрам Прохоровой 23.07.2018, что подтверждается материалами дела.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 18.1 Пленума N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Вместе с тем, Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
При этом состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения и считается оконченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.
Кроме того, правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушает установленный порядок обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации, входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, имеется существенная угроза интересам государства в области обеспечения суверенитета.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление пограничного управления о назначении административного наказания за нарушение правил пересечения государственной границы Российской Федерации, которым общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 400000 руб., соответствует действующему законодательству.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, нормы права применены правильно.
Доводы заявителя жалобы по существу не опровергают выводов, сделанных судом первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, поэтому они не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 февраля 2019 года по делу N А73-22936/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.