г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А56-142964/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семенова А.Б., Юрков И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Климцовой Н.А.
при участии:
от заявителя: Гуща П.В. по доверенности от 27.12.2018
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1686/2019) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2018 по делу N А56-142964/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" Филиал "Водоснабжение Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГАТИ) от 02.11.2018 N 3127 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40249 от 27.09.2018, которым Предприятие привлечено к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 4, 6 статьи 14, пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 26.12.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, снизив размер административного штрафа до 175 000 руб. Заявитель считает, что назначенный штраф является чрезмерным, не учитывает смягчающее ответственность обстоятельство - предотвращение Обществом вредных последствий и отсутствие вреда, финансовое положение и основную деятельность Предприятия.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция уведомлена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
08.09.2018 года специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, пл. Ленина, ул. Комсомола, которым выявлено неисполнение условий, предусмотренных ордерами ГАТИ N У-26641 и N У-26643 от 10.09.2018 (пл. Ленина. Восточный проезд пл. Ленина от ул. Комсомола до д. 3, лит.А пл. Ленина).
В частности, зафиксировано превышение объемов производства аварийных работ, указанных в ордерах ГАТИ N У-26641, N У-26643 от 10.09.2018 на объекте водопровод: разрешенный объем работ по каждому ордеру составляет по 10 п.м., осмотром установлено: зоны производства работ по двум ордерам соединены в одну и длина траншеи составляет 55,0 п.м.
Кроме того, обнаружено неисполнение условий, предусмотренных ордерами ГАТИ N У-26789, N У-26811 от 12.09.2018 на объекте канализация (пл. Ленина. Восточный проезд пл. Ленина от д.16 по ул. Комсомола до Арсенальной наб.), а именно - разрешенный объем работ по каждому ордеру составляет по 10 п.м., фактически зона производства работ -длина открытой траншеи составляет 15,0 п.м. и 20,0 п.м., выполнено штробирование асфальтобетонного покрытия между траншеями вне зоны производства аварийных работ согласно ордеров.
Также зафиксировано превышение объемов производства аварийных работ на объекте канализация, указанных в ордере ГАТИ N У-26799 от 12.09.2018, а именно - длина открытой траншеи составляет 15,0 п.м. при разрешенном объеме работ 10 п.м.
Осмотром зафиксировано, что установлено ограждение, применяемое при производстве аварийных работ вокруг открытых траншей по ордерам, а также установлено временное сетчатое металлическое ограждение по всему периметру пл. Ленина для предотвращения доступа посторонних лиц в зону производства работ. Информационные щиты установлены.
Результаты осмотра отражены в протоколе от 08.09.2018.
10.09.2018 года специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых проведен осмотр территории по вышеуказанному адресу. При осмотре выявлено превышение объемов производства аварийных работ, указанных в ордерах ГАТИN У-26641, N У-26643 от 10.09.2018 на объекте водопровод (разрешенный объем работ по каждому ордеру составляет по 10 п.м., осмотром установлено 55 п.м.) Вне зоны производства аварийных работ на тротуаре и проезжей части Восточного проезда пл. Ленина напротив д. 16 по ул. Комсомола производится складирование водопроводных труб, доски.
Также допущено превышение объема работ по ордерам ГАТИ N У-26789, N У-26811 от 12.09.2018 на объекте канализация (пл. Ленина. Восточный проезд пл. Ленина от д.16 по ул. Комсомола до Арсенальной наб.), разрешенный объем работ по каждому ордеру составляет по 10 п.м., осмотром установлено, что длина открытой траншеи составляет 15 п.м. и 20 п.м., выполнено штробирование асфальтобетонного покрытия между траншеями вне зоны производства аварийных работ согласно ордеров. Вне зоны производства аварийных работ на тротуаре и проезжей части Восточного проезда пл. Ленина производится складирование канализационных труб, со стороны Арсенальной наб., складирован песок.
Также зафиксировано превышение объемов производства аварийных работ на объекте канализация, указанных в ордере ГАТИ N У-26799 от 12.09.2018 - длина открытой траншеи составляет 15 п.м. при разрешенном объеме работ 10 п.м. Вне зоны производства аварийных работ на проезжей части Западного проезда пл. Ленина производится складирование канализационных труб.
Установлено ограждение, применяемое при производстве аварийных работ вокруг открытых траншей по ордерам, а также установлено временное сетчатое металлическое ограждение по всему периметру пл. Ленина для предотвращения доступа посторонних лиц в зону производства работ. Информационные щиты установлены.
Означенные обстоятельства отражены в протоколе осмотра территорий от 10.09.2018 г.
Для соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных ст. 28.2., 27.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), законный представитель Предприятие путём направления телеграммы по адресу местонахождения вызван на 13.09.2018 года к 11 часам 00 минут для составления протоколов по делам об административных правонарушениях и проведения осмотра территории предприятия.
13.09.2018 при проведении осмотра территории факты нарушений повторно зафиксированы. По итогам осмотра составлен протокол осмотра, произведена фотофиксация, составлены схемы мест нарушения.
Инспекцией составлены протоколы об административных правонарушениях N 40236 и 40235 от 13.09.2018 года.
24.09.2018 года в 09 часов 10 минут главным специалистом отдела контроля северных районов ГАТИ в присутствии двух понятых был проведен осмотр территории по вышеуказанному адресу, при осмотре территории выявлено: по адресу: Санкт-Петербург, пл. Ленина ограниченной ул. Комсомола, Арсенальной наб. Восточным и Западным проездами предприятием установлено ограждение зоны производства работ полностью перекрывающее Восточный проезд и две полосы проезжей части Западного проезда парковочную зону проезжей части ул. Комсомола и тротуар пл. Ленина со стороны Арсенальной наб. при производстве работ на инженерных сетях (водопровод, канализация). Ограждение выполнено в виде сетчатого металлического ограждения, обеспечивающее недопущение проникновения граждан в зону производства работ. Со стороны Арсенальной наб. на тротуаре напротив д.13/1 по Арсенальной наб., размещен бытовой городок (установлено три бытовки), используемый для производства работ, обязанность по получению ордера на размещение временного ограждения, организацию бытового городка, мест складирования строительных материалов предприятием не исполнена, по данным фактам был составлен протокол осмотра территорий от 24.09.2018 г.
27.09.2018 при проведении осмотра территории факты нарушений повторно зафиксированы. По итогам проведения осмотра составлен протокол осмотра, произведена фотофиксация, составлены схемы мест нарушения.
По фактам нарушений составлены протоколы по делам об административных правонарушениях N 40249 и 40248 от 27.09.2018 года.
При составлении протоколов присутствовал уполномоченный представитель Предприятия, который указал, что объяснения будут даны при рассмотрении дела.
Постановлением от 02.11.2018 N 3127 Предприятие признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1,4,6 статьи 14, пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" от 31.05.2010 N 273-70, и ему назначено административное наказание в пределах санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с размером назначенного штрафа, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления в части наказания. которое просило снизить до 150000 руб.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - работы), без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - ордер), а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей (пункт 1 статьи 14 Закона N 273-70).
В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), заказчик до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, получить ордер ГАТИ на их производство.
В соответствии с пунктом 3.2.16 Правил, производитель работ обязан выполнять условия ордера.
Согласно пунктам 4.5, 4.8, 6.1 Правил запрещено размещение временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, складирование и размещение временных инженерных коммуникаций, материалов, оборудования, временных зданий и сооружений, используемых для производства работ, без ордера ГАТИ.
Ордер действителен на вид работ, указанный в ордере (пункты 4.2, 6.11 Правил N 875).
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона N 273-70 складирование материалов, оборудования, временное хранение техники и размещение временных зданий и сооружений, а также временное размещение грунта, образовавшегося при производстве земляных работ, за пределами зоны производства работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 6 статьи 14 Закона N 273-70 неисполнение условий, предусмотренных ордером, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 273-70 самовольный демонтаж, разрушение, размещение или перемещение элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Имеющимися в деле документами подтверждается проведение ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" земляных работ с нарушением Правил (протоколы осмотра от 08.09.2018, 10.09.2018 и 13.09.2018 года, протоколами по делам об административных правонарушениях 40236 и 40235 от 13.09.2018 года и N 40249 и 40248 от 27.09.2018 года, ордерами на производства аварийных работ N У-26641 и У-26643 от 10.09.2018 года, N У-26789, У-26799 и У-26811 от 12.09.2018 года, N У-27288 и N У-27287 от 20.09.2018 года и N У-27352, У-27356 и У-27359 от 24.09.2018 года, обращениями N ОБ- 807-118\18-0-0 от 10.09.2018 года и N ОБ-831-1239\ 18-0-0 от 18.09.2018 года и иными материалами дела).
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, Предприятие, нарушив вышеперечисленные требования Правил, совершило правонарушения, предусмотренные пунктами 1, 5 и 6 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствует доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ГУП "ВОДОКАНАЛ Санкт-Петербурга" вины в совершении правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 5 и 6 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности не выявлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о снижении размера штрафа отклоняются апелляционным судом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также на ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В рассматриваемом случае ГАТИ, установив отягчающие административную ответственность Общества обстоятельства - совершение однородного административного правонарушения в течение срока, предусмотренного статьей 4.6 КоАП РФ, учитывая множественность нарушений, назначило Обществу наказание в виде 350 000 руб. штрафа.
Суд приходит к выводу об избрании ГАТИ в отношении Общества той меры ответственности, которая, не утрачивая своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, наступившим последствиям, а также соответствует принципам юридической ответственности - законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности.
В материалы дела Обществом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2018 по делу N А56-142964/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.