г. Вологда |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А13-7213/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 января 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Адамант" Зингер Т.М. по доверенности от 07.06.2023, от отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области Глебова В.В. по доверенности от 11.09.2023 N ГК-55-77517,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 октября 2023 года по делу N А13-7213/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Адамант" (ОГРН 1103525017716, ИНН 3525251592, адрес: город Вологда, улица Рыбная, дом 20а, помещение 9; далее - ООО "Адамант", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217, адрес: город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - отделение, ОСФР) о признании недействительным уведомления от 22.04.2022, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 октября 2023 года по делу N А13-7213/2023 заявленные требования удовлетворены; уведомление отделения от 22.04.2023 признано недействительным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем установления с 01.01.2023 страхового тарифа в соответствии с основным видом экономической деятельности "Торговля оптовая прочими промежуточными продуктами" (ОКВЭД 46.76) в размере 0,2 процента.
ОСФР с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Отмечает, что при установлении обществу более высокого тарифа действовало правомерно, поскольку в силу действующего законодательства обязано в случае неподтверждения страхователем в установленный законодательством срок основного вида своей экономической деятельности, отнести его экономическую деятельность к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность пересмотра установленного страхователю страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
ООО "Адамант" в отзыве считает, что жалобу следует оставить без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество в соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и плательщиком соответствующих страховых взносов.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), оно обязано было не позднее 15.04.2023 представить ОСФР заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2022 год.
Поскольку такие сведения в установленный срок им не предъявлены, отделением обществу направлено уведомление от 22.04.2023, из которого следует, что с учетом определенного отделением в качестве основного вида экономической деятельности такого вида деятельности как "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" - ОКВЭД 77.39.2, обществу с января 2023 года определен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 процента.
Общество направило в адрес отделения с заявлением от 26.04.2023 справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, а также ходатайство от 05.05.2023 N 99 о снижении страхового тарифа.
Письмом от 15.05.2023 отделение указало обществу на отсутствие правовых оснований для пересмотра страхового тарифа.
Не согласившись с уведомлением ОСФР от 22.04.2023, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Согласно пункту 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и подателем жалобы фактически не отрицается, что основным видом экономической деятельности общества является "Торговля оптовая прочими промежуточными продуктами" (ОКВЭД 46.76), который согласно Федеральному закону от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", Федеральному закону от 19.12.2022 N 517-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 N 851н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска" в 2023 году относится к I классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2 процента.
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в соответствии с Порядком N 55.
Как указано в пункте 5 этого Порядка, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 названного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичное положение приведено в пункте 13 Правил N 713.
Действительно, как отмечено ранее, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 сведения обществом не представлены в отделение до 15.04.2023.
Вместе с тем, исходя из правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право территориального органа Фонда самостоятельно отнести экономическую деятельность страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 являются не санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
По смыслу пункта 5 Порядка N 55 страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 указанного Порядка, и после установления территориальным органом Фонда размера страхового тарифа не лишен возможности для подтверждения основного вида экономической деятельности представить документы ОСФР, который должен их оценить и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Довод отделения о невозможности пересмотра установленного страхователю с учетом пункта 5 Порядка N 55 страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является ошибочным, поскольку такой правовой подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Из материалов дела следует также, что общество 26.04.2023 представило отделению предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 документы, подтверждающие основной вид его экономической деятельности "Торговля оптовая прочими промежуточными продуктами" (ОКВЭД 46.76).
При этом отделение не представило доказательств, свидетельствующих об осуществлении обществом фактически нескольких видов экономической деятельности, в том числе вида деятельности "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки" - ОКВЭД 77.39.2
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о недействительности уведомления отделения и обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы ОСФР, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены Арбитражным судом Вологодской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 октября 2023 года по делу N А13-7213/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7213/2023
Истец: ООО "АДАМАНТ"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области