Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2019 г. N Ф05-11496/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А40-270050/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Канал имени Москвы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2019 по делу N А40-270050/2018, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-2855)
по заявлению: Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы"
к Центральному управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии:
от заявителя: |
Зачиняев С.В. по доверенности от 21.12.2018; |
от заинтересованного лица: |
Большаков И.А. по доверенности от 14.01.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Канал имени Москвы" (далее - заявитель, ФГБУ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) от 22.10.2018 N 07/18-СГТС.
Решением от 22.02.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав принятый судебный акт тем, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что судом первой инстанции не приняты во внимание изменения в действующем законодательстве; факт списания паромной переправы заявителем.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ Ространснадзор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Ространснадзора поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 22.10.2018 Ространснадзором проведена внеплановая документарная проверка ФГБУ "Канал имени Москвы" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 21.01.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
По результатам проверки составлен акт от 22.10.2018 г. N 07/18 - ГТС и выдано предписание от 22.10.2018 г. N 07/18-СГТС об устранении выявленных нарушений в срок до 30.04.2019.
Гидротехнические сооружения гидроузла Фаустово, в том числе, паромная переправа гидроузла Фаустово, является собственностью Российской Федерации.
ФГБУ владеет указанными сооружениями на праве оперативного управления, является эксплуатирующей организацией, на основании передаточного акта от 26.12.2014.
В перечень сооружений, примыкающих к шлюзу Фаустово и входящих в состав гидроузла Фаустово входит паромная переправа, расположенная в верхнем подходном канале в 430 метрах от верхней головы шлюза Фаустово и предназначенная для сообщения левого берега с островом.
Согласно ст3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", декларация безопасности гидротехнического сооружения - является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса, а также указываются действительные технические и эксплуатационные параметры декларируемого объекта.
Проверкой также было установлено, что паромная переправа гидроузла Фаустово не эксплуатируется, демонтирована будка механизмов паромной переправы на левом берегу и светофор переправы, начат процесс списания и ликвидации объекта, что подтверждается приказом о списании имущества от 03.07.2018 г. N 01-02-108, объяснением к акту проверки от 15.10.2018 г..
Актов вывода из эксплуатации на период консервации и (или) ликвидации ФГБУ "Канал имени Москвы" предоставлено не было.
Указанные действия Учреждения являются нарушением Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ, ликвидация гидротехнического сооружения - демонтаж установленного на гидротехническом сооружении оборудования, снос конструктивных элементов гидротехнического сооружения, приведение территории, на которой оно расположено, включая соответствующую часть водного объекта, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья граждан, безопасность объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охрану окружающей среды, включая растительный и животный мир.
В нарушение статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ, обеспечение безопасности паромной переправы гидроузла Фаустово осуществляется с нарушением следующих общих требований:
* не осуществляются меры по обеспечению безопасности паромной переправы гидроузла Фаустово, путем обеспечения надежной и безопасной работы сооружения в соответствии с его назначением, не проведено преддекларационное обследование гидротехнических сооружений паромной переправы гидроузла Фаустово, не разработана декларация безопасности по факту ликвидации паромной переправы гидроузла Фаустово;
* не обеспечивается непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений гидроузла Фаустово, а именно паромная переправа гидроузла Фаустово не эксплуатируется, демонтированы будка механизмов и светофор паромной переправы, начат процесс ликвидации объекта.
В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ:
* не обеспечивается соблюдение обязательных требований при эксплуатации, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений гидроузла Фаустово, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, а именно начат процесс ликвидации паромной переправы гидроузла Фаустово без учета требований действующего законодательства РФ;
* не обеспечивается проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения паромной переправы гидроузла Фаустово, отсутствуют акты ежегодных инспекторских осмотров паромной переправы гидроузла Фаустово.
- не обеспечивается внесение в Регистр сведений о гидротехнических сооружениях паромной переправы гидроузла Фаустово.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе, возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В нарушение пункта 2 статьи 21 Закона:
- гидротехнические сооружения паромная переправа гидроузла Фаустово, находящиеся в эксплуатации при вступлении в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. Акт ввода в эксплуатацию паромной переправы гидроузла Фаустово от 01.06.1969 г., что подтверждает письмо от 24.06.2014 г. N КСС-27/5737. Актов вывода из эксплуатации на период консервации и (или) ликвидации ФГБУ "Канал имени Москвы" предоставлено не было.
Нарушены требования пунктов б, в, д статьи 3 "Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе, гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался", утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 г. N 237, в соответствии с которыми собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности, обеспечивать соблюдение обязательных требований, осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию или ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Пунктом 3 "Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения" установлено, что в решении о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения должны быть определены: перечень мероприятий по консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения; лица, ответственные за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения при его консервации и (или) ликвидации (должностное лицо или организация); сроки проведения мероприятий по консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения; оценка и прогноз возможных изменений природных и техногенных условий территории гидротехнического сооружения после проведения мероприятий по консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения, выполненные на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и проведению инженерных изысканий, в случае отсутствия таких оценок и прогнозов в проектной документации гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 14 "Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения", проект акта Правительства Российской Федерации о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения, находящегося в собственности Российской Федерации, подготавливается и вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится эксплуатирующая организация, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 "Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения" комиссия по обследованию гидротехнического сооружения, находящегося в собственности Российской Федерации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится эксплуатирующая организация.
Пунктом 7 "Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения" установлено, что мероприятия по ликвидации гидротехнического сооружения осуществляются в порядке, определенном соответствующим разделом проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
ФГБУ "Канал имени Москвы" начало процесс ликвидации Паромной переправы гидроузла Фаустово, не выполнив требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ, согласно которым собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Довод жалобы о том, что ФГБУ "Канал имени Москвы" не может быть привлечен к обязанности устранить выявленные нарушения, поскольку Центральное УГРН Ространснадзора нарушило порядок проведения внеплановой документарной проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2018 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не состоятелен и отклоняется судом по следующим основаниям:
Положения об организации и проведении внеплановой документарной проверки установлена ст. 10 Федерального закона от 26.12.2018 N 294-ФЗ.
Судом установлено, что проверка юридического лица ФГБУ "Канал имени Москвы" проводилась в соответствии с Распоряжением (приказом) от 11.10.2018 г. года N 135-р начальника Центрального УГРН Ространснадзора А.В. Яшкина, основанием возникновения которой послужило мотивированное представление должностного лица Центрального УГРН Ространснадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, а именно мотивированного особого мнения к акту преддекларационного обследования гидротехнических сооружений гидроузла Фаустово регистрационный код в Российском регистре гидротехнических сооружений - 309460000977200 ФГБУ "Канал имени Москвы", которое было составлено начальником отдела надзора за портовыми и судоходными гидротехническими сооружениями Центрального УГРН Ространснадзора Большаковым Игорем Алексеевичем, на основании Распоряжения Заместителя Министра транспорта Российской Федерации - руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Ю.А. Цветкова от 28.09.2018 г. NЮЦ-332-р о создании Комиссии по проведению преддекларационного обследования гидроузла Фаустово ФГБУ "Канал имени Москвы".
Согласно пояснениям представителя ответчика, распоряжение на проведение преддекларационного обследования гидроузла Фаустово составлено в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303, Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371.
В соответствии с Распоряжением Заместителя Министра транспорта Российской Федерации - руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Ю.А. Цветкова (Росморречфлот - далее) от 28.09.2018 г. N ЮЦ-332-р, утверждён состав Комиссии по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений гидроузла Фаустово ФГБУ "Канал имени Москвы".
Являясь членом комиссии по преддекларационному обследованию гидроузла Фаустово, в соответствии с приложением N 2 (п. 3.4, Гл. III "Организация деятельности") Распоряжения Росморречфлота от 28.09.2018 г. N ЮЦ-332-р, а также с требованиями, предусмотренными "Формой акта преддекларационного обследования судоходных и портовых гидротехнических сооружений, составленного участниками обследования", утвержденной приказом Минтранса России от 03.08.2016 г. N 224, регламентирована возможность и право членов Комиссии на формализацию, в приложении к Акту, мотивированного особого мнения в отношении преддекларационного обследования гидроузла Фаустово, начальник отдела надзора за портовыми и судоходными гидротехническими сооружениями Центрального УГРН Ространснадзора Большаков И.А. составил настоящее мотивированное особое мнение 08 октября 2018 года, в отношении преддекларационного обследования гидроузла Фаустово о том, что эксплуатация гидротехнических сооружений гидроузла Фаустово ФГБУ "Канал имени Москвы" ведется с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в том числе, с нарушением требований Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", а также отражено событие и факт ликвидации паромной переправы гидроузла Фаустово.
Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В рассматриваемом случае, суд соглашается с позицией ответчика о том, что указанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации в мотивированном особом мнении могут повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, ФГБУ было заранее уведомлено о проведении внеплановой, документарной проверки письмом Центрального УГРН Ространснадзора от 11.10.2018 г. N 623/19/1 с приложением Распоряжения (приказа) от 11.10.2018 г. года N 135-р начальника Центрального УГРН Ространснадзора А.В. Яшкина, что в период с 15.10.2018 г. по 26.10.2018 г. будет проведена внеплановая, документарная проверка юридического лица ФГБУ "Канал имени Москвы".
Довод ФГБУ об отсутствии в предписании указыний на то, что необходимо сделать для устранения нарушений, указанных в предписании, не состоятелен по следующим основаниям.
По результатам проверки выдано предписание от 22.10.2018 г. N 07/18-СГТС об устранении выявленных нарушений срок исполнения предписания до 30.04.2019 г., срок устранения указанных в предписании нарушений согласован с представителем юридического лица присутствующим при проведении проверки, о чем имеется соответствующая отметка в Акте проверки от 22.10.2018 г. N07/18 - ГТС, все требования предписания об устранении выявленных нарушений от 22.10.2018 N07/18-СГТС представителю юридического лица разъяснены и понятны, о чем имеется соответствующая отметка в предписании и акте проверки. Каких либо, дополнительных заявлений с просьбой разъяснить порядок выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, указанных в предписании от представителя юридического лица, не поступало.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2019 по делу N А40-270050/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.