Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2019 г. N Ф08-5802/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А15-2768/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу УФАС России по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.01.2019 по делу N А15-2768/2018 (судья Тагирова З.Т.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление, антимонопольный орган) от 01.06.2018 N 40Т/2018 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Первая лифтовая компания".
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: ООО "Мосрегионлифт", ООО "АБВ инжиниринг".
Решением суда от 24.01.2019 требования заявителя удовлетворены частично. Признаны незаконными пункты 1,2 и 3 решения от 01.06.2018 года N 40Т/2018 и предписание управления от 01.06.2018 г. N 40Т/2018. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспоренные заявителем пункты 1, 2 и 3 решения управления от 01.06.2018 и предписание управление являются незаконными, не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, нарушают права и законные интересы министерства.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что общество подало заявку 24.04.2018, так как заявка была подана 16.04.2018. Также является необоснованным вывод суда о том, что в составе заявки следовало представить копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2018 года на день подачи заявки (24.04.2018), так как датой представления расчета по страховым взносам является 30.04.2018 (выходной день), а с учетом выходных праздничных дней дата представления расчета по страховым взносам выпадала на 03.05.2018, в связи с чем ООО "Первая лифтовая компания" не имела возможности и не могла представить в составе заявки поданной 16.04.2018 расчет по страховым взносам, которого еще не было.
В отзыве на апелляционную жалобу, министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения и рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционных жалоб, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом министерства от 30.03.2018 N 48 "Об утверждении документации на проведение предварительного отбора подрядных организаций имеющих право принимать участие в выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан" утверждена документация о проведении предварительного отбора для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Уполномоченным органом на сайте министерства и на официальном сайте оператора электронной торговой площадки 31.03.2018 размещены извещение и документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций имеющих право принимать участие в выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан утверждена документация о проведении предварительного отбора для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт за номером закупки 03/18-в, номер извещения FKR 31031800003.
Согласно данному извещению дата и время окончания срока подачи заявок - 26.04.2018 18:00, дата окончания срока рассмотрения заявок - 07.05.2018 16:00.
Согласно протоколу N 01/18 заседании комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт по извещению от 31.03.2018 N FKR 31031800003 (дата проведения - 07.05.2018) (раздел, стр.10) по данному предварительному отбору подали заявки 8 участников, в том числе и ООО "Первая лифтовая компания" (г. Москва). Комиссия признала заявки 8 участников предварительного отбора несоответствующими требованиям документации по предварительному отбору.
Участнику предварительного отбора ООО "Первая лифтовая компания" (заявка N 2), как следует из указанного протокола (подпункт 3.3.1 пункта 3.3, стр.15), отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций со следующим обоснованием: "Подпункт "б" пункта 53 Положения, подпункт "б" пункта 2.7. раздела Х конкурсной документации (несоответствие требованию - подпункт "з" пункта 4 раздела У1 конкурсной документации: расчет по страховым взносам представлен не за отчетный период, предшествующий дате подаче заявки, а за 4 квартал 2017 года; несоответствие требованию - подпункт "л" пункта 4 раздела У1 конкурсной документации: нет сведений о включении сотрудников в национальный реестр специалистов в области строительства".
ФАС России с сопроводительным письмом от 21.05.2018 направило в Управление ФАС России по Республике Дагестан для рассмотрения по существу жалобу ООО "Первая лифтовая компания" (далее - общество) на действия оператора торгов министерства (извещение FKR 31031800003).
ООО "Первая лифтовая компания" при обращении в ФАС России к своей жалобе от 17.05.2018 N 619 наряду с другими документами также приобщило уведомления о включении сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства от 10.08.2017 N 0072245 в отношении Ихсанова П.Г., N 0072244 в отношении Муфлихановой Т.Р., уведомление о включении сведений в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий в отношении Баязитова Я.В.
Уведомлением от 25.05.2018 N 07-01/3586 управление назначило рассмотрение жалобы на 15 час. 00 мин. 01.06.2018 по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина 2, этаж 4, кабинет N 88.
01.06.2018 по результатам рассмотрения жалобы общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон N 125-ФЗ) управление приняло решение N 40Т/2018.
Указанным решением управление признало жалобу ООО "Первая лифтовая компания" обоснованной (пункт 1), признало в действиях уполномоченного органа Минстроя РД нарушение пункта 39 Положения и части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ (пункт 2) и решено выдать уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений (пункт 3). Пункт 4 оспоренного решения управления решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
На основании указанного решения управление выдало предписание от 01.06.2018 N 40Т/2018, которым уполномоченному органу, его комиссии необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения предварительного отбора FKR 31031800003, провести процедуру рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе FKR 31031800003 в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, исполнить предписание в срок до 25.06.2018.
Считая решение и предписание управления незаконными, общество обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнений).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, правомерно удовлетворил требования заявителя в связи со следующим.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу ст. 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным решения антимонопольного органа от 16.04.2018 N 02-15/2399 необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта нормам действующего законодательства и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя (общества).
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) к юридическому лицу предъявляются требования о наличии по месту основной работы не менее двух специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные ст. 55.5-1 настоящего Кодекса.
Частью 13 ст. 55.5-1 ГрК РФ установлено, что порядок ведения национальных реестров специалистов, порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, операторов электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение о привлечении подрядных организаций).
В соответствии с подпунктом "о" п. 23 Положения о привлечении подрядных организаций при проведении предварительного отбора устанавливается требование к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ.
Аналогичные требования содержатся в пункте "л" раздела 5. документации - наличие у участника предварительного отбора в штате работников, соответствующих минимально установленным квалифицированным требованиям: для юридических лиц - не менее 2 специалистов по месту основной работы, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, предусмотренный ст. 55.5-1 ГрК РФ.
Приказом Минстроя России от 06.04.2017 N 688/пр утвержден Порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры. Пунктом 20 данного Порядка предусмотрено, что национальное объединение саморегулируемых организаций уведомляет в письменной форме физическое лицо о включении сведений о нем в национальный реестр.
Согласно материалам дела и как видно из заявки ООО "Первая лифтовая компания" от 16.04.2018 N 509 на участие в предварительном отборе подрядных организаций номер закупки 03/18-в, представленной уполномоченным органом в материалы дела, в заявке общества перечислены прилагаемые документы.
В числе перечисленных в приложении документов не указаны уведомления о включении сведений в национальный реестр специалистов в области строительства от 10.08.2017 N 0072245 в отношении Ихсанова П.Г., N 0072244 в отношении Муфлихановой Т.Р., уведомление о включении сведений в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий в отношении Баязитова Я.В.
Тогда как, при обращении в ФАС России ООО "Первая лифтовая компания" к своей жалобе от 17.05.2018 N 619 наряду с другими документами также приобщило уведомления о включении сведений в национальный реестр специалистов в области строительства от 10.08.2017 N 0072245 в отношении Ихсанова П.Г., N 0072244 в отношении Муфлихановой Т.Р., уведомление о включении сведений в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий в отношении Баязитова Я.В., копии которых не приложены к вышеуказанной заявке на участие в предварительном отборе подрядных организаций номером закупки 03/18-в.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается отсутствие в составе заявки общества уведомления о включении сведений в национальный реестр не менее 2 специалистов по месту основной работы, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, предусмотренный ст. 55.5-1 ГрК РФ, и которое приложено к жалобе в ФАС России.
Кроме того, абзацем 5 подпункта "б" пункта 38 Положения о привлечении подрядных организаций предусмотрены документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения: копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа.
Аналогичное требование содержится в пп. "з" п. 4 раздела У1 документации.
Из материалов дела видно, что ООО "Первая лифтовая компания" в составе заявки представило расчет по страховым взносам за 4 квартал 2017 года, а не за отчетный период предшествующей дате подачи заявки.
Документация по предварительному отбору размещена на официальном сайте 30.03.2018, срок подачи заявки завершался 26.04.2018.
Общество подало заявку 16.04.2018.
В данном случае отчетным периодом, предшествующим подаче заявки (26.04.2018), для общества является 1 квартал 2018 года. Обществу следовало представить в составе заявок копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2018 года на день подачи заявки (16.04.2018).
Однако общество не выполнило предусмотренные абзацем 5 подпункта "б" пункта 38 Положения о привлечении подрядных организаций и подпунктом "з" пункта 4 раздела У1 документации требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что датой представления расчета по страховым взносам является 30.04.2018 (выходной день), а с учетом выходных праздничных дней дата представления расчета по страховым взносам выпадала на 03.05.2018, в связи с чем ООО "Первая лифтовая компания" не имела возможности и не могла представить в составе заявки поданной 16.04.2018 расчет по страховым взносам, которого еще не было, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно статье 423 Налогового Кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30- го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, общество должно было представить в составе заявки расчет по страховым взносам не за 4 квартал 2017 как ошибочно полагает управление, а как указано выше, за 1 квартал 2018 года, который уже имелся на момент подачи обществом заявки.
Правовых или иных препятствий к составлению и представлению РСВ до крайней даты окончания приема заявок, установленной документацией предварительного отбора - до 26.04.2018 не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что общество подало заявку 24.04.2018, так как заявка была подана 16.04.2018, является обоснованным, так как заявка фактически была подана 16.04.2018, что подтверждается материалами дела, однако неправильное указание судом первой инстанции даты подачи заявки не повлияло на правильность вынесенного решения, так как обществу в нарушение не вменялось нарушение срока подачи заявки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспоренные заявителем пункты 1, 2 и 3 решения управления от 01.06.2018 и вынесенное на его основании предписание управления в силу вышеприведенных обстоятельств являются незаконными, не соответствуют требованиям Закона N 135-ФЗ, нарушают права и законные интересы министерства.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и не подтверждены материалами дела.
Следовательно, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.01.2019 по делу N А15- 2768/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.