Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2019 г. N Ф05-12618/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А41-85613/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.01.2019 по делу N А41-85613/2018 (судья Бирюков Р.Ш.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "РТП" - Норкина Е.С. по доверенности от 12.09.2016;
Министерства строительного комплекса Московской области - Акопян Р.Р. по доверенности N 165 от 29.12.2018;
Администрации городского округа Щелково Московской области - Лычагин А.Н. по доверенности N 1.1.32/60 от 28.03.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "РТП" (далее - ООО "РТП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Минстрой, заинтересованное лицо), Министерству жилищной политики Московской области (далее - Министерство жилищной политики, заинтересованное лицо) с требованием (с учетом уточнения): признать незаконным уведомление Минстроя от 13.07.2018 об отказе в выдаче ООО "РТП" разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями позиция N 13 по ГП по адресу: Московская область, г. Щелково, Фряновское шоссе (пос. РТП), второй этап строительства и обязать Министерство жилищной политики выдать обществу разрешение на строительство на основании заявления ООО "РТП" от 19.06.2018.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Щелковского муниципального района (с учетом изменения наименования в настоящее время - Администрация городского округа Щелково Московской области (решение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 19.03.2019 N 919/85)).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.01.2019 (резолютивная часть объявлена 22.01.2019) требования удовлетворены: суд признал незаконным обжалуемый отказ Минстроя в выдаче разрешения на строительство, обязал Министерство жилищной политики (с учетом передачи полномочий) выдать обществу разрешение на строительство.
С вынесенным решением не согласился Минстрой и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Минстрой (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на законности обжалуемого отказа в выдаче разрешения на строительство, ссылается на невыполнение обществом обязательств по инвестиционному контракту от 02.09.2005 и на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050303:134 частично входит в пределы ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия по производству кондитерских изделий, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050303:54.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Министерства жилищной политики не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанного заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители общества и Администрации возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что 02.09.2005 между ООО "РТП", Администрацией Щелковского муниципального района Московской области, Минстроем заключен инвестиционный контракт от 02.09.2005, действующий в редакции дополнительного соглашения N 550 от 21.05.2012 и дополнительного соглашения N 2 от 28.06.2016.
Предметом контракта является реализация сторонами в 2007-2029 годах инвестиционного проекта комплексной застройки жилого квартала, местоположение: Московская область, г. Щелково, Фряновское шоссе (пос. РТП), с социальной, инженерной инфраструктурами и благоустройством, в соответствии с проектной документацией и техническими условиями, с ориентировочной общей площадью квартир не менее 154 773 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, г. Щелково, Фряновское шоссе (пос. РТП), согласно схеме архитектурно-планировочной организации территории Проекта планировки территории жилого квартала, утвержденного Постановлением Главы городского поселения Щелково от 02.07.2014 N 104, со сносом 15-ти зданий жилого назначения и переселением граждан в количестве ориентировочно 55 семей/157 человек, 3-х нежилых зданий и гаражно-строительного кооператива освобождением от прав собственников/арендаторов земельных участков, необходимых для строительства Инвестиционного объекта, в том числе 6-ти земельных участков общей площадью 19 505 кв.м.
В соответствии с п. 2.2 контракта строительство объекта осуществляется пусковыми комплексами, в том числе первая очередь строительства со сроком реализации ориентировочно 2016 год - 1-я половина 2020 года в составе:
- жилой дом N 13 в жилом квартале по адресу: г. Щелково, Фряновское шоссе (пос. РТП) (позиция N 13 по генплану застройки) с ориентировочной общей площадью квартир 41 400 кв.м., а также связанные с ним инженерные сети и сооружения, объекты благоустройства, в соответствии с проектной документацией и результатами обмеров уполномоченной организацией;
- обустройство территории автостоянки на 340 машино-мест с позицией N 30 по генплану застройки.
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050303:3677 общей площадью 7225 кв.м, на котором ООО "РТП" планирует осуществить второй этап строительства жилого дома N 13, принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Градостроительный план N RU50510105-VSR005352 земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:3677, предназначенного для второго этапа строительства жилого дома N 13, подготовлен Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области 26.09.2017 на основании постановления главы городского поселения Щелково "Об утверждении проекта планировки территории жилого квартала, местоположение: Московская область, г. Щелково, Фряновское шоссе (пос. РТП) (корректировка)" от 02.07.2014 N 104.
19 июня 2018 года ООО "РТП" обратилось в Минстрой с заявлением о выдаче разрешения на второй этап строительства инвестиционного объекта первой очереди - многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями позиция N 13 по генплану застройки по адресу: Московская область, г. Щелково, Фряновское шоссе, пос. РТП.
13 июля 2018 года Минстрой уведомлением отказал ООО "РТП" в выдаче разрешения на второй этап строительства жилого дома N 13 на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 10.5.1 Административного регламента: отсутствует положительное заключение экспертизы, с учетом внесенных изменений в проектную документацию (добавлены технические условия "Безопасный регион").
Посчитав отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "РТП" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в силу положений частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, которые прикладываются заявителем к своему заявлению о выдаче разрешения на строительство, определен частью 7 статьи 51 ГрК РФ. К указанным документам, в частности, относятся правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса и т.д.
При этом в материалах, содержащихся в проектной документации, должно содержаться: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально- культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В настоящем случае Минстрой в качестве основания для отказа указал на отсутствие положительного заключения экспертизы, с учетом внесенных изменений в проектную документацию (добавлены технические условия "Безопасный регион").
При этом заинтересованное лицо руководствовалось типовыми техническими условиями на подключение многоквартирных домов к сетям связи общего пользования и системе технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" на территории Московской области, утвержденными распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15.09.2016 N 10-73/РВ в связи со следующим.
В соответствии с указанным распоряжением органам местного самоуправления и органам государственной власти Московской области предписано руководствоваться данными техническими условиями при проектировании, реконструкции и строительстве многоквартирных домов.
Поскольку, как отмечает заинтересованное лицо, указанные Типовые технические условия не нашли своего отражения в проектной документации, представленной в Минстрой заявителем, то было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Однако, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно пункту 6 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 N 272, процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
При этом застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 49 Кодекса в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий предусмотрено проведение только государственной экспертизы.
В то же время в целях исполнения возложенной законодательством обязанности и на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
В настоящем деле проектная документация, представленная застройщиком для получения разрешения на строительство, подтверждена положительным заключением экспертизы от 17.04.2018 N 77-2-1-2-0006-18.
В соответствии с данным заключением камеры домофона и также все камеры подключаются к системе технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион", это осуществляется за счет подключения системы через сеть ООО "ФГИЦ".
В тоже время изменения в распоряжение Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15.09.2016 N 10-73/РВ, которым рекомендовалось органам местного самоуправления и органам государственной власти Московской области руководствоваться Техническими условиями на подключение многоквартирных домов к сетям связи общего пользования и системе технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" на территории Московской области, были внесены только 18.04.2018, то есть после получения заявителем положительного заключения экспертизы (17.04.2018).
Следовательно, на момент подготовки проектной документации и получения положительного заключения экспертизы проектная документация соответствовала требованиям действующего законодательства.
Более того, как указано в самом распоряжении, утвержденные типовые технические условия носят рекомендательный характер при проектировании многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство был приложен полный комплект документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения.
Также судом первой инстанции верно отклонен довод Минстрой о невыполнении заявителем обязательств по расселению граждан в конкретные квартиры в соответствии с пунктами 2.4.1.1 и 2.4.1.2 инвестиционного контракта от 02.09.2005, а именно жильцов в доме, расположенном по адресу: г. Щелково, ул. Механизаторов, д. 1.
Так, в соответствии с выпиской из ЕГРН в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Щелково, ул. Механизаторов, д. 1, с кадастровым номером 50:14:0050303:800 в указанном доме имеется четыре жилых помещения с кадастровыми номерами 50:14:0050303:1929, 50:14:0050702:391, 50:14:0050303:2871 и 50:14:0050303:2879. Указанные помещения полностью принадлежат на праве собственности заявителю, что подтверждается выписками из ЕГРН в отношении указанных помещений.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района 13.06.2018 N 3070 жилой дом по адресу: г. Щелково, ул. Механизаторов, д. 1, подлежит сносу.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Минстроя о том, что земельный участок, на котором планируется осуществление строительства, располагается с санитарно-защитной зоне предприятия по производству кондитерских изделий, поскольку какие-либо доказательства подтверждающие данный довод, в материалы дела заинтересованным лицом не представлены.
Более того, указанные выше доводы не являлись основанием для отказа в выдаче разрешения, оспариваемого в рамках настоящего дела.
Таким образом, требования заявителя удовлетворены судом первой инстацнии правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.01.2019 по делу N А41-85613/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.