г. Чита |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А19-27153/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 25.04.2019.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ангара" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года по делу N А19-27153/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лидер" (ОГРН 1163850094440, ИНН 3812063049, ул.Белобородова, д. 19В, пом. 16, г. Иркутск) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ангара" (ОГРН 1053808135688, ИНН 3808125084, ул. Касьянова, д. 28, г. Иркутск) об обязании передать документацию, (суд первой инстанции: Щуко В.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" обратилось в арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ангара" об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом N 7 по ул. Розы Люксембург г. Иркутск и иные, связанные с управлением домом документы, а также с требованием о взыскании судебных издержек в размере 25 000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года иск удовлетворён.
Суд обязал ООО Управляющая компания "Ангара" в течение десяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу следующую документацию в отношении многоквартирного жилого дома N 7 по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург: документы технического учета жилого фонда - технически паспорт многоквартирного жилого дома с экспликацией и поэтажными планами; паспорт готовности многоквартирного дома в зимних условиях; схемы и акты установки, приемки в эксплуатацию и проверки общедомовых индивидуальных приборов учета ресурсов; акты допуска электроустановок жилого дома в эксплуатацию, разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации; акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с ресурсоснабжающими организациями; копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка).
Распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда, ввиду нарушений норм материального и процессуального права, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Указывает, что судом не установлен факт наличия у ООО УК "Ангара" истребуемой документации. Судом первой инстанции не было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица ТСЖ "Кедр", чем нарушено право данного юридического лица.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей истца, ответчика, третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Розы Люксембург, г. Иркутска приняты решения о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО УК "Ангара" и поручении осуществления управления многоквартирным домом управляющей организации ООО "УК Ангара плюс", что отражено в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Розы Люксембург, г. Иркутска от 13.11.2017.
Решением Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 04.04.2018 г. N 396/18 в реестр многоквартирных домов внесены сведения по управлению ООО "УК АНГАРА ПЛЮС" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 7.
Решением единственного участника ООО "УК Ангара плюс" изменено наименование общества на ООО Управляющая компания "Лидер", данные сведения внесены в ЕГРЮЛ, что отражено в Выписке из ЕГРЮЛ, сформированной по состоянию на 31.10.2018.
Уведомлением, полученным ответчиком 17.11.2017 г., последний извещен о том, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Розы Люксембург г. Иркутска, ООО "УК Ангара плюс" приступает к управлению многоквартирным домом, в связи с чем, истец просил ответчика передать техническую документацию в отношении данного объекта. Аналогичное уведомление было вручено истцом ответчику 18.04.2018 г.
В связи с тем, что ООО УК "Ангара" не исполнило требование ООО УК "Лидер" в части передачи технической документации согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Правительство Российской Федерации в силу части 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно пункту 20 раздела 5 названных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.
Согласно пункту 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 27 Правил N 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Пунктом 18 Правил N 416 установлено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 по делу N 17074/09, следует, что отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности по ее передаче.
Таким образом, законодательно установлена обязанность управляющей организации принимать, хранить техническую документацию, осуществлять ведение документации и передавать техническую документацию и иные документы на многоквартирный дом. Данная документация в силу указаний закона должна была храниться у Компании, поскольку данное лицо ранее осуществляло управление многоквартирным домом.
Требование истца о передаче технической документации ответчиком не исполнено, истребуемая документация истцу не передана.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку также не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Обществу и освобождения Компании от обязанности передать техническую документацию на многоквартирной дом и иные связанные с управлением таким домом документы Обществу.
Учитывая изложенное, поскольку Компанией не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика передать истцу указанные в решении суда документы.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам, оснований для переоценки выводов суда у арбитражного суда апелляционной инстанции в силу ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года по делу N А19-27153/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.