Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф05-11894/19 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А41-16273/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Мытищи Московской области: Райкова Н.В., представитель по доверенности от 10.10.2018;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Великанова М.С., представитель по доверенности от 09.04.2019;
от ГКУ МО "Мособллес": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2019 года по делу N А41-16273/18, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению Администрации городского округа Мытищи Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области; ТУ ФАУГИ в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, третьи лица: ГКУ МО "Мособллес", Управление Росреестра по Московской области; о признании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Мытищи Московской области обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО, Федеральному агентству лесного хозяйства, с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Образовать земельный участок, занятый захоронениями, площадью 15 552 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Московская область, городской округ Мытищи, вблизи д. Еремино, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8 в соответствии с п. 6 ст. 11.4 Земельного Кодекса РФ с сохранением исходного земельного участка в измененных границах и установить границы образованного земельного участка в соответствии с геодезическими данным;
2. Земельному участку, образованному путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8, площадью 15 552 кв.м, согласно геодезическим данными, установить категорию: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "ритуальная деятельность";
3. Установить границы исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8 и внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части площади равной 9 013 296 м2 и указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8, согласно геодезическим данным;
4. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый захоронениями и образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:8, площадью 15 552 кв.м, согласно геодезическим данным;
5. Признать право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием "Городской округ Мытищи Московской области". Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2019 года по делу N А41-16273/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Мытищи Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Мытищи Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчиков и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.06.1936 Президиумом Московского областного Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. принято постановление "О передаче под кладбище близь селений Еремино - Абакумово Дмитровского района лесного участка площадью 1,5 га (т. 1, л.д. 29).
Из текста постановления следует, что передаваемая площадь 1,5 га состоит из: 0,7 га из состава лесов местного значения Дмитровского райлесхоза и 0,8 га из землепользования "Известий ЦИК" в границах согласно прилагаемого чертежа (т. 1, л.д. 30) без права вырубки деревьев.
На выделенной территории, как пояснил истец, расположено муниципальное кладбище "Еремино" площадью 30 057 кв.м.
Постановлением Главы Мытищинского района Московской области N 2111 от 03.08.2001 г. "О признании муниципальной собственностью объектов специализированного бытового назначения - кладбищ (внешнее благоустройство), расположенных на территории Мтыищинского района" объекты специализированного бытового назначения - кладбища, расположенные на территории Мытищинского района признаны муниципальной собственностью (т. 1, л.д. 38).
Согласно Перечню объектов специализированного назначения, являющемуся приложением к данному постановлению (Перечень N 1), кладбище 7,0 га в деревне Еремино передано в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 39).
Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 2510 от 10.09.2001 г. в указанное выше постановление N 2111 от 03.08.2001 г. внесены изменения (т.1, л.д.41).
Данным постановлением в связи с уточнением площадей в процессе подготовки планов земельных участков объектов специализированного назначения - кладбищ, расположенных на территории Мытищинского района, приложение N 1 к постановлению N 2111 от 03.08.2001 г. признано утратившим силу.
Данное приложение постановлено читать в новой редакции.
Согласно Перечню - приложению N 1 к постановлению Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 2510 от 10.09.2001 г., - в деревне Еремино расположено кладбище площадью 30 057 кв.м. (т.1, л.д.42)
Согласно представленной истцом инвентаризации захоронений на данном кладбище, первые захоронения датированы в 1920-1930 гг. (т. 1, л.д.46-60).
В целях постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 30 057 кв.м, занятого кладбищем, по заказу истца проведены кадастровые работы, составлена схема расположения кладбища в деревне Еремино (т. 1, л.д. 31).
В ходе работ выявлено наложение испрашиваемого земельного участка под кладбищем на земли лесного фонда, а именно на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:8.
Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:8 общей площадью 9 029 100 кв.м находится в собственности РФ, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - заготовка древесины (включая СОМ), заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности, осуществление рекреационной деятельности, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специальных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление религиозной деятельности, изыскательские работы, дата присвоения кадастрового номера 26.06.02012г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.12.2017 г. (т. 1, л.д. 21).
В досудебном порядке вопрос согласования границ участка под кладбище не разрешен (т. 1, л.д. 33, 34).
Считая, что право собственности РФ на участок с кадастровым номером 50:12:0050304:8 зарегистрировано без учета постановления от 11.06.1936 г. о выделении участка под кладбище, а также с учетом позиции истца, что в силу закона на испрашиваемый участок возникло право муниципальной собственности, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
В силу статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В обоснование заявленных требований Администрация указала на то, что во исполнение постановление от 11.06.1936 г. "О передаче под кладбище близь селений Еремино - Абакумово Дмитровского района лесного участка площадью 1,5 га" на территории городского округа Мытищи расположено кладбище, которое налагается на земли лесного фонда.
Определением Арбитражного суда Московской области от 29.05.2018 г. была назначена судебная экспертиза.
Согласно экспертному заключению установлена фактическая граница земельного участка под кладбищем, занятым захоронениями, расположенным по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, д. Еремино, определены его координаты (т.2, л.д.45).
Граница закреплена металлическим секционным забором. Фактическая площадь земельного участка с захоронениями, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Мытищи, д. Еремино, составляет 37 832 кв.м.
При этом при определении графической границы земельного участка, занятого кладбищем, эксперты пришли к выводу о том, что установить границу земельного участка под кладбищем по Постановлению Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 11.06.1936 г. N 1495 "О переводе под кладбище близь селений Еремино - Абакумове Дмитровского района лесного участка площадью 1,5 га" и по акту технического обследования 1936 г. не представляется возможным (т.2, л.д.46).
Данный вывод обусловлен тем, что помимо границ Дмитровского шоссе, на местности и по сведениям ЕГРН не сохранились иные объекты местности, отображенные на чертеже, по которым возможно было бы осуществить его трансформацию в систему координат МСК-50, и схематичный чертеж не содержит достаточных сведений математической основы для того, чтобы использовать его в качестве планово-картографического изображения с возможность производства измерений.
Таким образом, эксперты пришли к выводу о том, что не представляется возможным установить, какую часть земельного участка, фактически занятого кладбищем с захоронениями, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Мытищи, д. Еремино, занимает участок, отведенный под кладбище постановлением Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 11.06.1936 N 1495.
Экспертами также установлено наложение фактических границ земельного участка, занятого кладбищем с захоронениями на границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:12:0050304:8 (т.2, л.д.48).
Площадь наложения земельного участка кладбища, занятого по фактическому пользованию захоронениями, и границ земельного участка лесного фонда КН 50:12:0050304:8 составляет 15 552 кв.м.
Также эксперты пришли к выводу, что установить площадь наложения земельного участка кладбища, отведенного постановлением Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 11.06.1936 N 1495, и границ земельного участка лесного фонда КН 50:12:0050304:8 не представляется возможным, так как ранее экспертами установлена невозможность установления того, к какой части земельного участка, фактически занятого кладбищем с захоронениями, относится участок, отведенный под кладбище постановлением от 11.06.1936 N 1495 (т.2, л.д.51).
В ходе проведения экспертизы установлено, что не представляется возможным по представленным документам достоверно установить конфигурацию земельного участка, который выделен под кладбище.
Суд первой инстанции правомерно принял заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу, оснований для проведения повторной экспертизы, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, суд первой инстанции обосновано указал, что документы, положенные в обоснование иска, не являются правоустанавливающими.
Так, постановлением Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 11.06.1936 N 1495 г. передан земельный участок под кладбище, в том числе 0,7 га из состава лесов.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено документов о том, что данный участок передавался на каком-либо праве администрации Дмитровсого района (либо правопредшественнику).
При этом участок передавался без права вырубки деревьев.
В материалах дела не имеется документов, подтверждающих, что данный участок был выведен в установленном законом порядке из земель лесного фонда. Категория земель и вид разрешенного использования не изменялся.
Следовательно, данный участок лесного фонда был передан лишь для пользования под кладбище. Однако не выбывал из собственности Российской Федерации и не относился к землям, собственность на которые не разграничена.
Доказательств обратного истцом в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.
То обстоятельство, что на испрашиваемой территории находится кладбище, само по себе не может являться безусловным основанием для удовлетворения требований.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Однако в статье 19 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований отнесения земельного участка к муниципальной собственности, при этом нахождение кладбища в ведении муниципального образования не наделяет муниципальное образование правом собственности на земельный участок под кладбищем.
Кроме того, истец испрашивает земельный участок площадью 37 832 кв.м, из которых 15 552 кв.м наложение на земли лесного фонда, что существенно превышает площадь 0,7 га (7 000 кв.м), выделенную из земель лесфонда под захоронения в 1936 году.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что кладбище расположено на землях лесного фонда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
При этом особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая обязательность процедуры перевода земель лесного фонда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 года N 1 -П), сам по себе факт размещения на участке кладбища не изменяет правового статуса этого участка.
Данное обстоятельство может являться лишь основанием для перевода таких земель в нелесные и изъятия их из земель лесного фонда.
Доказательства соблюдения процедуры перевода спорных земель в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда, предусмотренной действующим законодательством, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на законодательство советского периода, однако указанные доводы не были заявлены в суде первой инстанции, а потому не могут приниматься судом апелляционной инстанции во внимание.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2019 года по делу N А41-16273/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.