г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А26-1347/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Тангиевой С.Б.
при участии:
от истца заявителя: Екимова А.В. (доверенность от 20.11.2018);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8421/2019) акционерного общества "Прионежская сетевая компания" на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2019 об отказе в принятии заявления по делу N А26-1347/2019 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Прионежская сетевая компания"
заинтересованное лицо: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
о признании недействительным протокола заседания правления
установил:
Акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (далее - заявитель, АО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - ответчик, Комитет) о признании недействительным протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 ноября 2018 года N 115.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2019 в принятии заявления акционерного общества "Прионежская сетевая компания" отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Не согласившись с определением суда первой инстанции Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, указывает, что определение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, считает, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку обжалуется ненормативный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. О времени извещен надлежащим образом путем направления почтового извещения в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От заинтересованного лица поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
Отказывая в принятии заявления, суд первой инстанции посчитал, что заявителем оспаривается нормативный акт, который подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемых арбитражными судами.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами определен главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц определен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дела об оспаривании нормативных правовых актов, названные в статье 192 АПК РФ (о признании недействующим нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица), подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Действующее законодательство дифференцирует процедуры оспаривания нормативных и ненормативных правовых актов. Эта дифференциация обусловлена их принципиальным различием, состоящим в том, что ненормативный правовой акт носит индивидуальный характер, наделяя правами или возлагая обязанности на конкретных лиц, тогда как нормативный правовой акт направлен на установление, изменение или отмену правовых норм, т.е. обязательных для неопределенного круга лиц государственных предписаний, рассчитанных на многократное применение.
Согласно п.1. ст.23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) подлежат государственному регулированию. В соответствии с п.1 ст.23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п,3 ст.24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в ст.23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - ГК РК по ценам и тарифам, регулирующий орган) является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергию в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 г. N 232-П.
Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Карелия на 2019 год утверждены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 21.12.2018 г. N 203; цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения) на 2019 год установлены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 21.12.2018 г. N 204.
Указанные нормативные правовые акты заявителем не оспариваются.
Вместе с тем, согласно п.34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178, применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 г. N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, и утвержденным экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсо снабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В соответствии с установленным Постановлениями Правительства Республики Карелия от 07.02.2017 г. N 46-П и от 07.02.2017 г. N 47-П порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с установлением льготного тарифа на отпускаемую потребителям электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями в населенных пунктах, не имеющих централизованного энергоснабжения, расчет размера субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляется на основании экономически обоснованного тарифа на отпускаемую электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями в населенных пунктах, не имеющих централизованного энергоснабжения, установленного Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам получателю субсидии.
Оспариваемый заявителем протокол заседания Правления Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.11.2018 г., определивший НВВ АО "ПСК" на выработку электроэнергии дизельными электростанциями на 2019 год и экономически обоснованный тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО "ПСК" покупателям на 2019 год, принят исключительно в целях реализации вышеуказанного порядка компенсации выпадающих доходов гарантирующего поставщика - АО "ПСК" и расчета размера субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Карелия.
Согласно ст.2 Закона Республики Карелия "О нормативных правовых актах Республики Карелия", п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" от 25.12.2018 г. N 50 признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Положения вышеуказанного оспариваемого правового акта распространяются только па АО "ПСК" и направлены исключительно на возможность определения размера субсидии заявителю в целях реализации порядка компенсации выпадающих доходов АО "ПСК".
В соответствии с п.1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лит рассматриваются арбитражным судом.
На новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 указанного Кодекса). В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах определение подлежит отмене, вопрос - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2019 по делу N А26-1347/2019 отменить.
Направить вопрос в Арбитражный суд Республики Карелия на новое рассмотрение.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.