г. Пермь |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А71-24975/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 февраля 2019 года по делу N А71-24975/2018,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" (ИНН 1821009492, ОГРН 1101821000423)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ИНН 1831099255, ОГРН 1041800269928)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" (далее - ООО "Ува-молоко", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее - Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике, Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 03.12.2018 N 04-126/пс по статье 8.9, по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.02.2019 (резолютивная часть решения объявлена 19.02.2019) оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Заинтересованное лицо направило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 2 статьи 210 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 08.05.2018 в Управление от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Удмуртской Республике поступили материалы N 06-60/02444@, содержащие данные о том, что ООО "Ува-молоко" эксплуатирует скважину N 58504 без лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод (т. 3 л.д. 83-119).
10.05.2018 Управлением в отношении ООО "Ува-молоко" было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.3 л.д. 81-82).
В результате административного расследования было установлено, что ООО "Ува-молоко" является правопреемником ОАО "Ува-молоко".
Первоначально право пользования участком недр "Водозабор п. Ува" было оформлено лицензией ИЖВ 00432 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения предприятия. Лицензия ИЖВ 00432 ВЭ выдана ОАО "Ува-молоко" 05.10.2000 и зарегистрирована в Комитете по недрам Удмуртской Республики в реестре за N 457 со сроком действия 05.10.2020. Неотъемлемой частью лицензии являлся контракт N ВЭ-189/99-2019 об условиях пользования участком недр в Увинском районе Удмуртской Республики для добычи подземных пресных вод от 27.10.1999.
Максимальная величина добычи подземных вод по участку недр, предоставленному в пользование по лицензии, составляет 840 м3/сут.
Обществом эксплуатировался верхнепермский (нижнетатарский P2t1) водоносный комплекс Увинского месторождения подземных вод. Групповой водозабор расположен в п. Ува и включал изначально 3 действующие скважины N N 15337, 32903 и 58504.
18.11.2010 ОАО "Ува-молоко" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования в новое юридическое лицо ООО "Ува-молоко". При этом ООО "Ува-молоко" не воспользовалось правом переоформления лицензии ИЖВ 00432 ВЭ выданной ОАО "Ува-молоко" 05.10.2000 на добычу подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения предприятия.
В рамках административного расследования, Управлением были направлены запросы в Удмуртнедра, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Отдел геодезии и лицензирования по УР.
Из представленных ответов следует, что 21.07.2016 от ООО "Ува-молоко" в Удмуртнедра поступила заявка от 19.07.2016 N 505 на переоформление лицензии ИЖВ 00432 ВЭ в связи с реорганизацией юридического лица - пользователя недр путем его преобразования изменения его организационно - правовой формы. Письмом от 18.08.2016 N УР-ПФО-10-00-22/1201 отдел геологии и лицензирования по Удмуртской Республике Приволжскнедра уведомил ООО "Ува-молоко" об отказе в переоформлении лицензии ИЖВ 00432 ВЭ на основании пункта 65 Административного регламента, в связи с тем, что заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления события, являющегося основанием для переоформления лицензии. По состоянию на 18.05.2018 ООО "Ува-молоко" не имеет лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод объем добычи свыше 500 кубм./сут. из скважины N 58504.
11.04.2017 от ООО "Ува-молоко" в Удмуртнедра поступила заявка о досрочном прекращении права пользования недрами на основании лицензии ИЖВ 00432 ВЭ. В соответствии с приказом Отдела геологии и лицензирования по Удмуртской Республике Приволжскнедра от 28.04.2017 N 86-Б право пользование недрами, предоставленное ОАО "Ува-молоко" на основании лицензии ИЖВ 00432 ВЭ было досрочно прекращено по заявлению ООО "Ува-молоко", являющегося правопреемником ОАО "Ува-молоко". Также 11.04.2017 от ООО "Ува-молоко" в Удмуртнедра поступила заявка на предоставление права пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи подземных вод. Участок недр расположен в северо-западной части п. Ува Удмуртской Республики. Комиссией Удмуртнедра (протокол от 02.10.2017 N554) принято решение об отказе в приеме заявки по причине отсутствия положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, отсутствия утвержденного проекта зон санитарной охраны и положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны скважин NN 15337, 32903 и 58504. В дальнейшем заявок на получение права пользования недрами на данный участок для добычи технических вод от ООО "Ува-молоко" в Удмуртнедра не поступало.
В соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ в рамках административного расследования, 01.06.2018 Управлением, в присутствии представителя общества, двух понятых, с применением фотосъемки и видеосъемки, произведен осмотр эксплуатируемой ООО "Ува-молоко" скважины N 58504 и прилегающей к ней территории в пределах первого пояса зон санитарной охраны в п.Ува.
По результатам осмотра, составлен протокол осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.06.2018 N б/н (т.4 л.д.3-4).
В ходе осмотра скважины, представителем ООО "Ува-молоко" были даны пояснения о том, что основной целью добычи подземной воды из скважины является поддержание скважины в рабочем состоянии для исключения ее заиливания. Ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны ранее существовало, но было демонтировано неизвестными лицами, остались частично стойки ограждения. Пояснения представителя отражены в протоколе осмотра от 01.06.2018 N б/н.
В результате проведенного осмотра административном органом было установлено, что ООО "Ува-молоко" осуществляет пользование недрами для добычи подземных пресных вод из скважины N 58504. Добываемая подземная вода используется обществом для удовлетворения своих хозяйственно-бытовых и технических нужд, для промывки скважины от заиления, для поддержания жизнедеятельности активного ила в очистных сооружениях. Скважины NN 15337 и 32903 ликвидированы по договору с ООО "Удмуртская Гидрогеологическая экспедиция" от 30.11.2016 N 30/11.
На ликвидацию этих скважин составлен проект ликвидационного тампонажа, геолого-техническое задание и акты о ликвидационном тампонировании от 07.02.2017. Скважина N 58504 является действующей, не ликвидирована, затампонирована, не законсервирована и расположена в северо-западной части п. Ува на расстоянии 200 м от производственной площадки.
Географические координаты скважины: 56°59'36" северной широты, 52°08'44" восточной долготы. Скважина пробурена государственным трестом Промбурвод в 1983 году. Фактическая глубина скважины составляет 120 м. Устье скважины находится в павильоне, оборудованном запорным устройством. Приустьевая площадка скважины забетонирована, пол разбит у устья скважины. Верхняя часть эксплуатационной колонны скважины выступает над полом на высоту 20 см. В скважине установлен насос ЭЦВ 6-16-160 и счетчик (водомер) для учета добываемых подземных вод марки ВСХ 80 с заводским номером 4000. Показания водомера на момент осмотра скважины 676648. На момент проведения осмотра скважина эксплуатировалась.
Кроме того, в ходе расследования, установлено, что ООО "Ува-молоко" ведется журнал учета водопотребления добываемых подземных вод из скважины N 58504. Журнал учета водопотребления соответствует требованиям приказа Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" в части ведения ежедневных замеров расходов воды, поскольку по требованию пункта 3 формы 1.2 "Журнал учета средствами измерений" записи в журнале ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов воды. В нарушении этих требований учет замеров расходов воды с занесением в журнал ведется только 1 раз в месяц.
Декларации по водному налогу за 4 квартал 2010 года - 1 квартал 2018 года обществом сданы в Межрайонную инспекцию ФНС России N 6 по Удмуртской Республике, водный налог уплачен.
По данным, представленным АУ "Управление Минприроды УР" 31.05.2018 N 01-12/705, в гидрогеологическом отношении территория, на которой расположена скважина N 58504, находится в пределах Камско-Вятского артезианского бассейна. Скважиной эксплуатируется нижнеуржумский и казанский водоносные комплексы (Р2ur1). Водоносные породы встречаются на глубинах 44-90 м.
В ходе административного расследования было установлено, что ООО "Ува-молоко" осуществляет добычу подземных пресных вод из скважины N 58504 глубиной свыше 35-м запасы подземных вод числятся на государственном балансе (утверждены СВГРЭ протоколом от 29.04.1988 N 40 в количестве 6,3 тыс.м3/сутки), следовательно положения статьи 19 Закона о недрах и постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.09.2013 N419 о том, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в их границах могут осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд и эксплуатацию скважин на первый водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения, глубиной не более 35 м, не числящихся на государственном балансе, без лицензии на право пользования недрами, в данном случае не применимы и ООО "Ува-молоко" для того чтобы иметь право добывать подземные воды из скважины N 58504 в период с 18.05.2011 по 04.10.2018 необходимо было получить лицензию.
Между тем, в нарушение части 1 статьи 23 Закона о недрах, ООО "Ува-молоко" с 18.05.2011 по 04.10.2018 осуществляло пользование недрами для добычи подземных пресных вод из скважины N 58504 без лицензии на право пользования недрами, что также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2016 по делу NА71-12990/2016.
Кроме того, в ходе административного расследования было установлено, ООО "Ува-молоко" осуществляет использование скважины с нарушением требований статей 1, 4, пунктов 1, 7 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 2 "а", 3 "б", 5 "б" "Правил охраны подземных водных объектов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94, пунктов 5.10 и 5.11 Свода правил "СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных приказом Министерста регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14 (свод правил СНиП 2.04.02-84).
Нарушения заключаются в том, что верхняя часть эксплуатационной колонны скважины N 58504 выступает над полом на высоту 0,2 м (то есть менее 0,5 м) не обеспечена полная герметизация оголовка скважины, пол разбит у устья скважины. Тем самым при разработке месторождения технических подземных вод не обеспечено проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, а именно проведение мероприятий по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли в подземные воды.
Отсутствие загерметизированного устья скважины N 58504 и несоблюдение норматива выступающей над полом верхней части эксплуатационной колонны скважины N 58504 в размере не менее чем 0,5 м, создает высокую вероятность загрязнения подземных вод, а значит и недр, так как артезианская скважина является источником потенциального загрязнения подземных водных горизонтов, и следовательно имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением указанных требований правил и возможностью загрязнения недр.
По факту выявленных нарушений Управлением в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО "Ува-молоко", составлен протокол от 14.06.2018 N 04-126/Пр об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 КоАП РФ, а также протокол N04-127/Пр об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ (т.2 л.д.99-113).
О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении общество было извещено путем направления уведомления от 04.06.2018 о явке на составление протоколов, полученного обществом 08.06.2018 (т.3 л.д.142-144).
03.12.2018 Управлением в присутствии представителя общества, вынесено постановление N 04-126/пс о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3, статье 8.9 КоАП РФ с применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененных административных правонарушений, вместе с тем снизил размер административного штрафа до 400 000 рублей на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно частям 1 и 6 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством о недрах.
В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах основанием для предоставления права пользования участком недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Частями 3, 4 статьи 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пунктом 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 установлено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Согласно пунктам 7, 9 части 1 статьи 12 Закона о недрах в лицензии на пользование недрами устанавливаются условия об уровне добычи подземных вод, конкретные условия выполнения требований по охране недр, окружающей природной среды и безопасному ведению работ.
В силу пунктов 1, 8 части 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
Факт нарушения указанных требований закона, заключающихся в осуществлении ООО "Ува-молоко" добычи подземных вод из скважины N 58504 в отсутствие лицензии в период с 18.05.2011 по 04.10.2018, установлен административным органом и судом первой инстанцией, подтвержден представленными в дело материалами дела, в том числе протоколом от 14.06.2018 N 04-127/Пр об административном правонарушении, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2016 по делу N А71-12990/2016, заявителем по существу не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно статье 8.9 КоАП РФ нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" недра являются компонентом природной среды и объектом охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Согласно пунктам 1, 7 части 1 статьи 23 Закона о недрах основным требованием по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр и соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункты 1, 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Согласно пунктам 2 "а", 3 "б", 5 "б" "Правил охраны подземных водных объектов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94, охрана подземных водных объектов осуществляется при разработке месторождений питьевых и технических подземных вод путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов и включает в себя: проведения мероприятий по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли в подземные воды.
Согласно пунктам 5.10, 5.11 Свода правил "СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14 (свод правил СНиП 2.04.02-84) верхняя часть эксплуатационной колонны скважины должна выступать над полом не менее чем на 0,5 м, конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникновение в межтрубное и затрубное пространство скважины поверхностной воды и загрязнений.
Факт нарушения обществом указанных требований закона, норм и правил, заключающихся в отсутствие загерметизированного устья скважины N 58504 и несоблюдении норматива выступающей над полом верхней части эксплуатационной колонны скважины N 58504 в размере не менее чем 0,5 м, создающее высокую вероятность загрязнения подземных вод, подтвержден представленными в дело материалами дела, в том числе протоколом от 14.06.2018 N04-126/Пр об административном правонарушении, заявителем фактически не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения административным органом установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Вина ООО "Ува-молоко" заключается в том, что, имея возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не предприняло достаточных мер для недопущения совершения правонарушения, что свидетельствует о небрежном отношении общества к своей публично-правовой обязанности по соблюдению требований законодательства.
Доказательства принятия обществом своевременных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, а также доказательств, отсутствия реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, в материалах дела отсутствуют, суду в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены. Вина заявителя выразилась в бездействии, непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях (бездействии) общества состава административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, статьи 8.9 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 N 10 в редакции от 20.11.2008, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае вопрос о малозначительности совершенного обществом правонарушения уже рассматривался, в результате чего административный орган и суд первой инстанцией пришли к обоснованному выводу о невозможности применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Оснований для признания данного вывода необоснованным и квалификации конкретных обстоятельств дела как исключительных арбитражный суд апелляционной инстанции суд не усматривает.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, в том числе получение лицензии на добычу подземных вод из скважины на момент составления протокола об административном правонарушении, длительность процесса лицензирования добычи, необходимость поддержания скважины в рабочем состоянии, защита ее от заиливания, необходимость проведения исследований воды для оценки возможности ее использования в пищевом производстве, а также другими вынужденными действиями, связанными с необходимостью поддержания скважины в рабочем состоянии, не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера административного правонарушения, представленными в материалы дела документами, отсутствия отягчающих обстоятельств, принятие обществом мер по устранению допущенных нарушений, его имущественного и финансового положения, снизил размер административного штрафа до 400 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ (с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ).
Учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также тот факт, что административный орган возражений по снижению административного штрафа не заявляет, суд апелляционной инстанции оснований для переоценки данного вывода не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 февраля 2019 года по делу N А71-24975/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.