г. Тула |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А09-10937/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Волошиной Н.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юрьевым Е.Ю., при участии в судебном заседании от Управления имущественных отношений Брянской области - Саенко О.В. (доверенность от 09.01.2019), от Департамента финансов Брянской области - Залесской Т.И. (доверенность от 09.01.2019), от муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска - Кудрявцевой Т.И. (доверенность от 09.01.2019), от государственного казенного учреждения Брянской области "Государственный архив Брянской области" - Аксеновой Л.А. (доверенность от 16.04.2019), в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2019 по делу N А09-10937/2018 (судья Матвеева Н.И.), принятое по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска, г. Брянск, к Брянской области в лице Управления имущественных отношений Брянской области, г. Брянск, третьи лица: Департамент финансов Брянской области, г. Брянск, государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Брянска", г. Брянск, государственное казенное учреждение Брянской области "Государственный архив Брянской области", г. Брянск, о взыскании 106 759 руб. 31 коп.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска (далее - МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Брянскойобласти, г. Брянск, о взыскании 106 759 руб. 31 коп. неосновательного обогащения за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Кольцова за период с 01.10.2015 по 31.08.2018, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Брянской области, г. Брянск.
Определением суда от 10.10.2018 исковое заявление МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 29.10.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предусмотренного пунктом 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 11.12.2018 произведена замена ответчика на Брянскую область в лице Управления имущественных отношений Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, от Управления имущественных отношений Брянской области в Двадцатый арбитражный апелляционный суд поступила жалоба о его отмене. В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 52 по ул. Кольцова в силу закона и договора возложены на ГКУ "ЦЗН города Брянска" и ГКУ "Государственный архив Брянской области" с учетом используемой площади. Полагает, что правомочие ссудополучателя состоит как в пользовании, так и во владении имуществом, преданным в безвозмездное пользование.
МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска представило отзыв, в котором возражало против доводов апелляционной жалобы, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления имущественных отношений Брянской области и Департамента финансов Брянской области поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители МУП "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска и ГКУ Брянской области "Государственный архив Брянской области" возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268, 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д. 2, на основании договора управления многоквартирным домом N 8-27 от 12.01.2008, заключенного по результатам собрания собственников многоквартирного дома от 24.10.2007 (том 1, л. д. 22 - 28).
В соответствии с пунктом 1.1 договора предметом договора является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д. 2. Управление многоквартирным домом включает в себя, в том числе, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечение реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Владельцы нежилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить управляющей организации за содержание и ремонт жилого помещения (общего имущества) многоквартирного дома соразмерно площади нежилого помещения (пункт 2.1.9 договора).
Согласно пункту 2.3.2 договора управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда по перечню, объему услуг, работ и условиями их выполнения, определяемых в соответствии с порядком, установленным п. 1.5, 1.6 и 1.7 договора.
Цена договора управления определена на основании принятого органом местного самоуправления постановления об экономически обоснованной цене по содержанию и ремонту общего имущества, перечень и объем которых определен в соответствии с п.1.4; 1.5; 1.6 договора. Цена договора управления подлежит изменения не чаще 1 раза в год на основании принятого органом местного самоуправления постановления (пункт 4.1.1 договора).
Пунктом 4.2.2 договора установлено, что плата за содержание и текущий ремонт помещений определяется исходя из цены договора для каждого заказчика пропорционально его доле на общее имущество собственников соответствующих жилых и нежилых помещений в общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома.
Срок внесения ежемесячных платежей по договору устанавливается до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом собственники жилых помещений, наниматели жилых помещений и владельцы нежилых помещений имеют право вносить плату за содержание и текущий ремонт жилых помещений (общего имущества) многоквартирного дома и за коммунальные услуги частями за прошедший месяц до окончания установленного срока внесения соответствующих платежей или осуществлять предварительную оплату услуг по содержанию и текущему ремонту жилых помещений (общего имущества) многоквартирного дома и коммунальных услуг в счет будущих периодов (пункт 4.4.12 договора).
Субъект Российской Федерации Брянская область является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 32:28:0021206:213, общей площадью 508,2 кв. м, этаж N 1, адрес: Брянская область, г. Брянск, ул. Кольцова, д.2 (номер государственной регистрации 32-32-01/056/2008-511 от 22.01.2009), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 1, л. д. 53 - 55).
12.10.2007 приказом Управления имущественных отношений Брянской области N 2027 ГКУ "ЦЗН города Брянска" передано в оперативное управление нежилое помещение, литер. А, назначение: нежилое, общая площадь 509,80 кв. м, этаж 1, адрес: Брянская область, г. Брянск, Володарский р-н, ул. Кольцова, д.2 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2012 32-АЖ N 020428, том 1, л. д. 152).
30.01.2012 между ГКУ "ЦЗН города Брянска" (ссудодатель) и ГКУ "Государственный архив Брянской области" (ссудополучатель) заключен договор передачи в безвозмездное пользование административных зданий, нежилых помещений областной собственности (том 1, л. д. 153 - 155), согласно которому ссудодатель по решению управления имущественных отношений Брянской области передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование нежилые помещения, указанные в приложении к договору, расположенные на 1-м этаже в административном здании по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д.2, для использования под размещение архива Брянской области. Площадь передаваемых в безвозмездное пользование помещений - 228,4 кв. м. Срок действия договора с 01.01.2012 по 30.12.2015 (пункты 1.1, 2.1 договора).
Дополнительным соглашением N 143 от 28.12.2012 к договору безвозмездного пользования от 30.01.2012 N 11 стороны внесли изменения в пункт 1.1 договора, указав, что площадь передаваемых в безвозмездное пользование помещений - 243,4 кв. м (том 1, л. д. 156).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 05.12.2013 N 3098 нежилое помещение, общей площадью 509,8 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, Володарский р-н, ул. Кольцова, д.2 (согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности Брянской области N 32-АГ N 453566 от 22.01.2009) изъято из оперативного управления ГКУ "ЦЗН города Брянска". Указанное имущество включено в состав казны Брянской области (том 1, л. д. 157).
05.04.2014 между Управлением имущественных отношений Брянской области (сторона 1) и ГКУ "ЦЗН города Брянска" (сторона 2) в целях обеспечения сохранности областного имущества заключен договор хранения N 20 (том 1, л. д. 160 - 162), по условиям которого в соответствии с приказом управления имущественных отношений Брянской области от 05.12.2013 N 3098 сторона 1 передает, а сторона 2 принимает и обязуется хранить находящиеся в областной собственности объекты недвижимого имущества, в том числе нежилое помещение, общей площадью 509,8 кв. м, лит. А, адрес объекта: Брянская обл., г. Брянск, Володарский р-н, ул. Кольцова, д.2. Передача имущества на хранение не влечет за собой прекращения на него права областной собственности и (или) возникновения в отношении него права собственности стороны 2 (пункты 1.1, 1.5 договора).
22.03.2016 между Управлением имущественных отношений Брянской области (ссудодатель) и ГКУ "Государственный архив Брянской области" (ссудополучатель) заключен договор передачи в безвозмездное пользование административных зданий, нежилых помещений государственной собственности Брянской области (т.1, л.д.162-166), согласно которому ссудодатель на основании приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22.03.2016 N 326 передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д.2, для размещения архива Брянской области. Площадь передаваемых в безвозмездное пользование помещений - 243,4 кв. м., позиции с 1 по 10,позиция 12, 16, часть позиции 42 первого этажа, согласно экспликации к поэтажному плану от 15.08.2006, выполненному ГУП "Брянскоблтехинвентаризация". Срок действия договора с 22.03.2016 по 21.03.2021 (пункты 1.1, 2.1 договора).
Ссылаясь на неисполнение собственником нежилого помещения обязанности по несению расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, письмом N 2/07-6459 от 03.09.2018 МУП "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска направило начальнику Управления имущественных отношений Брянской области претензию с требованием оплатить задолженность по оплате взносов за содержание и текущий ремонт в размере 106 759 руб. 31 коп. в течение 5 дней с момента получения указанного уведомления.
Направленная ответчику претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате взносов за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. В данном случае не имеет значение, собственником какого помещения (жилого или нежилого) является лицо, которое должно производить расходы на содержание имущества. Жилищный кодекс регулирует, в том числе и отношения по пользованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно положениям статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом первой инстанции, спорное нежилое помещение общей площадью 508,2 кв. м входит в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д. 2, находится в собственности Брянской области.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Поскольку право собственности Брянской области на спорное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д. 2, зарегистрировано 22.01.2009, в связи с чем у ответчика возникла обязанность участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно части 2 и 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном жилом доме N 2 по ул. Кольцова в г. Брянске выбрали способ управления домом - управление управляющей организацией МУП "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска, в соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 24.10.2007.
В период с 01.10.2015 по 31.12.2016 постановлением Брянской городской администрации от 25.12.2015 N 4393-п утвержден размер платы за содержание помещений в размере 12,96 руб./кв. м (том 1, л. д. 64 - 66).
В период с 01.01.2017 по 31.12.2017 постановлением Брянской городской администрации от 22.12.2016 N 4484-п утвержден размер платы за содержание помещений в размере 13,60 руб./кв. м (том 1, л. д. 67 - 69).
В период с 01.01.2018 по настоящее время постановлением Брянской городской администрации от 20.12.2017 N 4433-п утвержден размер платы за содержание помещений в размере 14,14 руб./кв. м (том 1, л. д. 70 - 73).
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Отсутствие между сторонами письменного договора не освобождает Брянскую область как лица, владеющего нежилым помещением в многоквартирном доме на праве собственности, от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Пунктом 4.4.12 договора управления N 8-27 от 12.01.2008 установлено, что срок внесения ежемесячных платежей по договору устанавливается до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно расчету истца за спорный период (с 01.10.2015 по 31.08.2018) размер платы за содержание и текущий ремонт помещений многоквартирного дома, исходя из площади принадлежащего ответчику нежилого помещения (226,80 кв. м) составляет 106 759 руб. 31 коп.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Ответчик возражений по сумме задолженности по уплате взносов за содержание и текущий ремонт общего имущества не заявил, контррасчет не представил.
В апелляционной жалобы заявитель полагает, что обязанность по содержанию нежилого помещения общей площадью 508,2 кв. м с кадастровым номером 32:28:0021206:213 в силу закона и договора возложены на ГКУ "ЦЗН города Брянска" и ГКУ "Государственный архив Брянской области с учетом используемой площади.
Вместе с тем, указанный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции, которому дана соответствующая правовая оценка.
Как указывалось выше, ГКУ "Государственный архив Брянской области" получил в безвозмездное пользование нежилое помещение, общей площадью 243,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д.2, на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 22.03.2016 N 326 и договора от 22.03.2016 N 34 (том 1, л. д. 115).
В пункте 3.1 договора N 34 от 22.03.2016 указаны обязанности ссудополучателя, в том числе в пятидневный срок после вступления в силу договора заключить с поставщиками эксплуатационных и коммунальных услуг договор на оплату коммунальных, эксплуатационных услуг на срок, установленный в п.2.1 (пункт 3.2.1); нести расходы на содержание помещение, поддерживать их в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Своевременно производить текущий ремонт помещений, переданных в безвозмездное пользование, и принимать долевое участие в капитальном ремонте здания, указанного в п.1.1, производимом ссудодателем, пропорционально отношению площади помещений к полезной площади данного здания (пункту 3.2.4).
Договоры безвозмездного пользования помещениями регулируют отношения ссудодателя и ссудополучателя. Ни ГК РФ, ни ЖК РФ не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на ссудополучателей нежилых помещений, в том числе находящихся в жилых домах.
Согласно части 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Статья 695 ГК РФ, предусматривающая обязанность ссудополучателя поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования, регулируем отношения по безвозмездному пользованию имуществом между ссудодателем и ссудополучателем и не является основанием для возникновения обязательств у ссудополучателя перед управляющей компанией по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирною дома.
Судом области правомерно отражено, что указанная норма права регулирует вопросы содержания переданных в безвозмездное пользование помещений между ссудодателем и ссудополучателем и Управляющая организация, не являясь стороной договора передачи государственного имущества в безвозмездное пользование, не имеет возможности предъявить требование непосредственно к ссудополучателю.
Более того, в связи с отсутствием у ссудополучателя вещного права (права хозяйственного ведения, право оперативного управления) на передаваемые помещения, положения статьи 695 ГК РФ не регулируют вопросы содержания общей собственности многоквартирного дома.
На ссудополучателя нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 ЖК РФ обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложены быть не могут. Доказательств заключения ГКУ "Государственный архив Брянской области" и МУП "Жилкомсервис" Володарского района Брянской области самостоятельного договора на несение соответствующих расходов суду не предъявлено.
Суд первой инстанции правомерно отразил, что передача помещения по договору безвозмездного пользования не освобождает собственника помещения от несения бремени расходов на содержание общего имущества, если это помещение находится в многоквартирном жилом доме.
В соответствии с положениями статей 210, 249 ГК РФ, статей 39, 138, 158 ЖК РФ именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание самого помещения, находящегося в собственности.
Таким образом, у ГКУ "Государственный архив Брянской области" в отсутствие наличия вещного права (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество отсутствует обязанность нести расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества, исходя из занимаемой им площади.
В соответствии с условиями договора N 20 от 05.06.2014 нежилое помещение общей площадью 509,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д.2, передано на хранение ГКУ "ЦЗН города Брянска".
Во исполнение требований ЖК РФ, Правил N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также договора управления многоквартирным домом ГКУ "ЦЗН города Брянска" на основании положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ежегодно, начиная с 2015 года, заключает государственные контракты с МУП "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска на возмещение затрат по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (государственные контракты N 88/15-ТО от 27.04.2015, N 88/16-ТО от 25.01.2016, N88/17-ТО от февраля 2017 года, N 88/18-ТО, том 1, л. д. 29 - 52).
Пунктом 1.2 указанных контрактов установлено, что в пользовании заказчика (ГКУ "ЦЗН города Брянска") находится встроенное нежилое помещение в многоквартирном доме по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Кольцова, д.2, общей площадью 281,4 кв. м.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 контрактов их целью является надлежащее содержание текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель (МУП "Жилкомсервис" Володарского района города Брянска) обязуется оказать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится встроенное нежилое помещение, указанное в п.1.2 контрактов, а заказчик оплатить их в соответствии с условиями контрактов.
В разделе 4 контрактов сторонами согласована цена контракта и порядок расчетов. Размер ежемесячного платежа определяется как произведение платы за содержание и текущий ремонт общего имущества (месячный тариф) на общую площадь нежилого помещения заказчика, расположенного в многоквартирном доме (281,4 кв. м) (пункт 4.2 контрактов).
Таким образом, ГКУ "ЦЗН города Брянска" несет расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества, исходя из площади нежилого помещения 281,4 кв. м.
При определении суммы задолженности истец исключил указанную площадь из расчета задолженности ответчика за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Кольцова в г. Брянске.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих оплату Брянской областью в период с 01.10.2015 по 31.08.2018 за содержание и текущий ремонт имущества многоквартирного дома, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о об удовлетворении исковых требований МУП "Жилкомсервис" города Брянска в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 52 по ул. Кольцова в силу закона и договора возложены на ГКУ "ЦЗН города Брянска" и ГКУ "Государственный архив Брянской области" с учетом используемой площади, подлежит отклонению на основании следующего.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно отразил, что поскольку 05.04.2014 между Управлением имущественных отношений Брянской области (сторона 1) и ГКУ "ЦЗН города Брянска" (сторона 2) в целях обеспечения сохранности областного имущества заключен договор хранения N 20 (т.1, л.д.160-162), ГКУ "ЦЗН города Брянска" несет расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества, исходя из площади нежилого помещения 281,4 кв. м.
Вместе с тем, ГКУ "Государственный архив Брянской области" получил в безвозмездное пользование нежилое помещение, общей площадью 243,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Кольцова, д.2, на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 22.03.2016 N 326 и договора от 22.03.2016 N 34.
Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
В силу прямого указания закона именно собственник (титульный владелец) нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Договор безвозмездного пользования регулирует отношения ссудодателя и ссудополучателя, поэтому передача помещения в безвозмездное пользование не освобождает собственника (титульного владельца) помещения от бремени несения расходов по его содержанию.
Указанный правовой подход сформулирован в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
Довод о том, что правомочие ссудополучателя состоит как в пользовании, так и во владении имуществом, преданным в безвозмездное пользование, подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права. Так, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, в рассматриваемом случае передача помещения по договору безвозмездного пользования третьему лицу не освобождает собственника помещения от бремени расходов на его содержание.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование стороной норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм процессуального права, влекущем отмену судебного акта.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенного законного и обоснованного решения в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2019 по делу N А09-10937/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.