г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А56-47055/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Быкова Т.А. по доверенности от 12.02.2019 N 100
от ответчика: Скоробогатова С.С. по доверенности от 01.08.2018, Булатников Д.А. по доверенности от 01.08.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-47055/2018 по правилам установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции
по заявлению Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого Автономного Округа
к ООО Корпорация "Роснефтегаз"
о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду
об обязании привести участки лесного фонда в пригодное состояние
установил:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН: 1058900021861, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Салехард, ул. Матросова, д. 29; далее - ДПРР ЯНАО, Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Корпорация "Роснефтегаз" (ОГРН 1078904005993, адрес: 197110, Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, д. 13, лит. А, пом. 27Н, оф. 3; далее - ООО Корпорация "Роснефтегаз", ответчик) ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 199775 руб., обязании ООО Корпорация "Роснефтегаз" привести участки лесного фонда, расположенные в квартале N 838 в выделе N 162 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем рекультивации в установленном законом порядке.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 06.02.2019 суд первой инстанции обязал ООО Корпорация "Роснефтегаз" привести участки лесного фонда, расположенные в квартале N 838 в выделе N162 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем рекультивации в установленном законом порядке; взыскал с ООО Корпорация "Роснефтегаз" в пользу ДПРР ЯНАО 199 775 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду.
Не согласившись с решением суда, ООО Корпорация "Роснефтегаз" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента.
Определением апелляционного суда от 04.03.2019 апелляционная жалоба Общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в общем порядке, поскольку заявленное Департаментом требование в части обязания привести земельный участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства не подпадает под категорию дел, предусмотренную статьей 227 АПК РФ, подлежащую рассмотрению в упрощенном порядке. Судебное заседание назначено на 16.04.2019.
В судебном заседании представитель ДПРР ЯНАО заявил отказ от заявленного требований в части взыскания 199 775 руб. ущерба на том основании, что ущерб в указанном размере ООО Корпорация "Роснефтегаз" фактически выплачен, что подтверждается платежным поручением от 29.01.2019 N 47.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ДПРР ЯНАО ходатайство, находит его подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если в соответствии со статьей 49 названного Кодекса истец отказался от иска и отказ принят судом.
Отказ от заявленных требований не противоречит требованиям закона, не нарушает прав других лиц, соответствует положениям статьи 49 АПК РФ, а потому подлежит принятию судом.
При таких обстоятельствах в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство в части требований о взыскании 199 775 руб. ущерба подлежит прекращению.
В части обязания ООО Корпорация "Ростенфегаз" привести участки лесного фонда, расположенные в квартале N 838 выделе N 162 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства путем рекультивации в установленном законом порядке представитель Департамента иск поддержал.
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска в указанной части. Ссылаясь на отсутствие у ДПРР ЯНАО полномочий на обращение в суд с подобного рода требованием, а так же на том основании, что иск в указанной части не является обоснованным.
Как установлено материалами дела, 29.12.2017 письмом N 5164 от 16.10.2017 в адрес Департамента из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО поступил акт внеплановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 14.09.2017 N 132, проведенной в отношении ООО Корпорация "Роснефтегаз".
Как следует из акта N 132 в период с 18.08.2017 по 14.09.2017 Управлением Росприроднадзора по ЯНАО в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе осмотра земельных участков, прилегающих к буровой площадке по строительству поисково-оценочных скважин N 1 и N 2 на Кунатовском лицензионном участке ООО корпорация "Роснефтегаз", были выявлены места с загрязнением почвенного покрова.
В целях установления компетентного состава и определения степени негативного воздействия на почву представителем филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ЯНАО были отобраны пробы почвы в месте загрязнения, а также фоновые пробы почвы на земельном участке, не испытывающем негативное воздействие от данного вида нарушения (координаты места отбора фоновых проб почвы N 64.653278 E 67.588903).
В соответствии с заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ЯНАО от 13.09.2017 N 12 установлено наличие превышения фоновых концентраций в 5,8 раз на участке с координатами N 64.648786 E 67.589121, площадью 239 м2. Загрязняющее вещество - нефтепродукты.
Согласно схеме размещения земельного участка, в разрезе лесопользования, землепользования и недропользования, нефтезагрязненный участок с координатами N 64.648786 Е67.589121 находится на лесном участке, в составе земель лесного фонда, переданном по договору аренды от 27.08.2014 N 250/Л-14 ООО корпорация "Роснефтегаз".
В адрес ответчика Управлением направлена претензия исх. N 2701-17/2462 от 31.01.2018 с предложением о добровольном возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.
Оставленная без удовлетворения претензия послужила основанием для обращения истца в суд с заявлением об обязании ООО Корпорация "Роснефтегаз" привести участки лесного фонда, расположенные в квартале N 838 в выделе N 162 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем рекультивации в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела, доводы заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
Статьей 60.14 ЛК РФ установлено, что в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации.
Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт "1" пункта 14 Правил).
Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункта 25 Правил).
Таким образом, обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке предписана как законом (пункт 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 60.12 ЛК РФ), так и иными правовыми актами (пункты 14, 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607).
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Постановление N 800) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается, в том числе арендаторами земельных участков.
Согласно пункту 6 Постановления N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, ЛК РФ.
Превышение фоновых показателей нефтепродуктов на спорном земельном участке подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом КХА проб почвы от 13.09.2017 N С-244/П, актом проверки N 132 от 14.09.2017, а также экспертным заключением филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ЯНАО от 13.09.2017 исх. N 12, подготовленным экспертом Халиловым М.Н., согласно которому на участке с координатами N 64.6487860 Е67.5891210 установлено превышение показателей нефтепродуктов в 5,8 раз.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан рекультивировать лесной участок, подвергшийся нефтезагрязнению, площадью 239 м2, расположенный в квартале N 838 в выделе N 162 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества.
Доводы ответчика о том, что в представленном истцом Акте проверки отсутствует информация о координатах участка, на котором выявлены загрязнения, противоречит данным, указанным в Акте, согласно которому координаты загрязненного участка - N 3 N 64.6487860 Е67.5891210.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды.
В силу части 5 статьи 5 Закона N 102-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.
Приказом Минприроды России от 07.12.2012 N 425 утвержден перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений. В указанном перечне отсутствуют требования к измерению площади или определению местоположения земельного (лесного) участка.
Координат, определяющих широту и долготу, достаточно для определения местоположения земельного участка. Положения Приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90, на которые ссылается Общество в своих возражениях, в рассматриваемом случае не применимы, поскольку указанный Приказ издан в соответствии с частью 13 статьи 22 и частью 13 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который спорные правоотношения не регламентирует.
Довод Общества о том, что департамент не наделен полномочиями на предъявление рассматриваемого иска, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с пунктами 2.1.30, 2.1.32, 2.1.37 Положения о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений в развития нефтегазового комплекса ЯНАО, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО N 297-П от 29.04.2013, на которое ссылается сам ответчик в своих возражениях, истец осуществляет государственные функции в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), и в связи с осуществляемыми функциями наделен полномочиями на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
При этом Управлением Росприроднадзора по ЯНАО указанными полномочиями не наделено, что отражено в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 304-КГ14-5525, от 22.06.2018 N 304-КГ18-8161.
Согласно пункту 4.1.2 Приказа федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2016 N 554 Управлением Росприроднадзора по ЯНАО осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный земельный надзор.
Вопреки доводам ответчика добровольная выплата им ущерба, причиненного лесному участку в размере 199775 руб., не исключает его обязанности по рекультивации загрязненного им участка.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" суд по требованию истца может возложить на причинителя вреда (его правопреемника) обязанность по представлению уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий (статья 206 ГПК РФ, статья 174 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные Департаментом требования об обязании ООО Корпорация "Роснефтегаз" привести участки лесного фонда, расположенные в квартале N 838 в выделе N 162 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем рекультивации в установленном законом порядке, подлежат удовлетворению.
Оплаченная при подаче апелляционной жалобы Обществом государственная пошлина в размере 3000 руб. возлагается апелляционным судом на ООО Корпорация "Роснефтегаз", поскольку принятое по делу решение суда первой инстанции отменено по безусловным процессуальным основаниям.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 февраля 2019 года по делу N А56-47055/2018 отменить.
Принять отказ Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от требования о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.
В указанной части производство по делу прекратить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью корпорация "Роснефтегаз" привести участки лесного фонда, расположенные в квартале N 838 в выделе N162 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем рекультивации в установленном законом порядке.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.