город Воронеж |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А64-9200/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Кораблевой Г.Н., Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от Тамбовстат: Володина А.С., представителя по доверенности от 12.02.2018;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.01.2019 по делу N А64-9200/2018 (судья Егорова Т.В.), по исковому заявлению Тамбовстат (ОГРН 1026801156150, ИНН 6831002978) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) об обязании принять в казну РФ недвижимое имущество, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее - истец, Тамбовстат) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях) об обязании в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять от Тамбовстат в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества: нежилое помещение, общей площадью 32,8 кв.м, расположенное на первом этаже нежилого здания по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, р.п. Мучкапский, ул. Советская, д. 8 (кадастровый номер нежилого помещения: 68:10:1000060:43); долю в размере 1262/10000 в отношении объекта недвижимого имущества- нежилое здание, общей площадью 253,5 кв.м, расположенное по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Коммунальная, д.37 (кадастровый номер: 68:14:1001045:267) (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 15.11.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.01.2019 по делу N А64-9200/2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, третьи лица, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили.
В силу статей 156, 266 АПК РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав объяснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области от 19.03.2014 N 57-р за Тамбовстат на праве оперативного управления закреплено 1262/10000 долей в отношении объекта недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 253,5 кв.м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Коммунальная, д. 37 (кадастровый номер: 68:14:1001045:267).
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области от 25.07.2014 N 229-р за Тамбовстат на праве оперативного управления закреплен объект: нежилое помещение, общей площадью 32,8 кв.м, расположенное на первом этаже нежилого здания по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, р.п. Мучкапский, ул.Советская, д. 8 (кадастровый номер нежилого помещения: 68:10:1000060:43).
Согласно выписке из ЕГРН от 05.12.2018 N КУВИ-001/2018-15097569 нежилое здание с кадастровым номером 68:14:1001045:267, расположенное по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул.Коммунальная, д. 37, принадлежит Российской Федерации на праве собственности, Тамбовстат - на праве оперативного управления.
В выписке из ЕГРН от 05.12.2018 N КУВИ-001/2018-15097268 содержится информация о праве собственности Российской Федерации на нежилое помещение с кадастровым номером 68:10:1000060:43, расположенное по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, р.п.Мучкапский, ул. Советская, д.8, и праве оперативного управления Тамбовстат.
В письме от 10.07.2018 N ВР-70-08/232-ТС, адресованном МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, Тамбовстат просило прекратить право оперативного управления на указанные объекты недвижимости по причине ликвидации подразделений службы в Мучкапском и Пичаевском районах Тамбовской области.
Согласно письму от 01.08.2018 N АК-16-2/3706-ТО Федеральная служба государственной статистика согласовала изъятие из оперативного управления Тамбовстат и передачу в государственную казну Российской Федерации указанных объектов.
МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в письме от 30.07.2018 N 5792-02.1 сообщило Тамбовстат о принятии мер по перераспределению указанного недвижимого имущества.
В материалы дела представлены письма от 19.07.2016 N ДП-08/29736, от 30.07.2018 N 5791-02.1, адресованные федеральным органам исполнительной власти, с предложением закрепления за ними (их подразделениями) объектов недвижимого имущества.
По результатам полученных отказов МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях подготовлен дополнительный ответ Тамбовстат (письмо от 30.11.2018 N 9078-02.1), где указано об отсутствии нуждаемости государственных учреждений в спорном имуществе и необходимости соблюдения порядка изъятия имущества в казну Российской Федерации, установленного информационным письмом Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736.
Полагая наличие у МТУ Росреестра в Тамбовской и Липецкой областях обязанности по принятию в казну Российской Федерации имущества переданного на праве оперативного управления, Тамбовстат обратился в арбитражный суд с настоящим иском в уточненном объеме.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В пункте 1 статьи 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4, 4.1, 4.1.2, 4.1.9 Приказа Росимущества от 19.12.2016 N 461 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом вместе с "Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях", территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением; территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого Тамбовстат, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики (письмо от 01.08.2018 N АК-16-2/3706-ТО), в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд области пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Данная правовая позиция нашла отражение в определении Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 по делу N А13-2776/2017.
Довод ответчика о несоблюдении истцом формы обращения с заявлением о принятии имущества в казну Российской Федерации предусмотренной письмом Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736, не является основанием для неисполнения территориальным органом полномочий по изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями (пункт 4.1.9 Положением о МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях).
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и основанный на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 23.01.2019 по делу N А64-9200/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.