Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2019 г. N Ф07-9080/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А56-6196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Котельников Д.В. - доверенность от 24.12.2018
от заинтересованного лица: Демина Д.А. - доверенность от 26.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2128/2019) ООО "Океан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2018 по делу N А56-6196/2017 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океан"
к Балтийской таможни Северо-Западного таможенного управления
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Океан" (адрес:199178, г. Санкт-Петербург, линия 16-я В.О., д.91, 1 литер А, ОГРН: 1027801545551, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (адрес: 198184, г.Санкт-Петербург, остров Канонерский, 32-А, ОГРН: 1037811015879, далее - таможенный орган) от 02.11.2016 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216110/180816/0050261.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 29.11.2018 отменить. По мнению подателя жалобы, решение суда основано на неправильном применении и толковании норм таможенного законодательства, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кроме того, таможенным органом неправильно произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Таможни доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Океан" во исполнение внешнеторгового контракта от 14.06.2012 N 672645, заключенного с компанией "Jewometaal Stainless Processing B.V." (Нидерланды, покупатель), на условиях поставки FCA Санкт-Петербург вывезен товар "отходы и лом _ никелевых сплавов_" для помещения под таможенную процедуру "экспорт".
В целях таможенного декларирования указанных товаров в электронной форме подана ДТ N 10216110/180816/0050261.
Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом по методу "по стоимости сделки с вывозимыми товарами", регламентированному Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N191).
Таможенным органом проанализированы документы, представленные Обществом при декларировании товара, согласно статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в том числе: внешнеторговый контракт от 14.06.2012 N 672645; дополнения к внешнеторговому контракту от 14.06.2012 N 672645; инвойсы; паспорт сделки от 15.06.2012 N 12060001/3016/0001/9/0.
В ходе таможенного контроля таможней обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные ООО "Океан" сведения о таможенной стоимости указанных товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС таможенным органом 19.08.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки, которым у ООО "Океан" запрошены дополнительные документы и сведения, которые представлены Обществом письмами от 21.09.2016 N 460, от 30.09.2016 N 545.
Учитывая представленные ООО "Океан" в ходе проведения дополнительной проверки документы, таможенным органом установлено, что компанией "Jewometaal Stainless Processing B.V." за товары, задекларированные по рассматриваемой ДТ, подлежат уплате денежные средства, представляющие собой: 1) стоимость товаров, к соглашению о которой Стороны пришли во внешнеторговом договоре; 2) компенсацию (возмещение) понесенных ООО "Океан" расходов по оплате экспортной таможенной пошлины и расходов по перевалке груза.
Таким образом, в ходе дополнительной проверки таможенным органом выявлен факт заявления ООО "Океан" недостоверных сведений о таможенной стоимости указанных товаров, поскольку Общество не включило в таможенную стоимость сумму экспортной таможенной пошлины и расходы за перевалку грузов (стивидорные услуги).
02.11.2016 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10216110/180816/0050261, что повлекло доначисление таможенных пошлин в размере 6 993, 60 руб.
Считая незаконными решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона о таможенном регулировании (далее - Закон N311-ФЗ) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Такой порядок установлен вышеуказанными Правилами N 191, которыми, в том числе, установлены особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), при вывозе товаров из Российской Федерации (далее - оцениваемые (вывозимые) товары).
Согласно пункту 7 Правил N 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 названных Правил.
В пункте 11 Правил N 191 определено, что таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил.
Пункт 16 Правил N 191 раскрывает, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (выводимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену расходы, которые произведены покупателем в числе прочего на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров (подпункт а) пункта 17 Правил).
Как следует из пункта 17 Правил N 191, при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену, в том числе, расходы, которые произведены покупателем: - на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров; - на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (вывозимыми) товарами; - по упаковке оцениваемых (вывозимых) товаров, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Несмотря на то, что во внешнеторговом контракте от 14.06.2012 N 672645 указано, что цена товара не включает расходы по перевалке груза в морских портах Российской Федерации и уплату вывозной таможенной пошлины и иных таможенных платежей, в указанном контракте содержится также важное условие, что Покупатель оплачивает (возмещает) Продавцу суммы уплаченных в отношении Товара таможенных пошлин.
Учитывая указанные обстоятельства, в силу императивных положений пункта 16 Правил, данные расходы иностранного покупателя следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу.
В рассматриваемом случае в таможенную стоимость подлежит включению не сама экспортная таможенная пошлина, а денежные средства (платеж) в размере, эквивалентном размеру таможенной пошлины за конкретный товар, фактически перечисленные покупателем в адрес продавца, т.е. компенсация (возмещение), представляемая покупателем продавцу за понесенные продавцом расходы, связанные с исполнением установленной законом обязанности по уплате экспортной таможенной пошлины (т.е. денежные средства имеют совершенно иной статус).
Согласно статье 79 ТК ТС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, пользу в данном случае извлекает именно ООО "Океан", получая от иностранного контрагента компенсацию в размере, эквивалентном размеру обязательных платежей.
Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Правил N 191, Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения, при вывозе товаров из Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Соглашения основными принципами определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров являются принципы, которые установлены в Соглашении, с учетом особенностей, установленных Правилами.
Таким образом, особенности определения таможенной стоимости вывозимых товаров установлены именно Правилами, положения Правил не противоречат положениям Соглашения.
Как следует из пункта 13.1 Договора на перевалку металлолома от 26.12.2012 N МЛ-07-2013, Заказчик оплачивает Оператору стоимость работ и услуг, выполненных/оказанных Оператором по настоящему договору по действующим у Оператора тарифам и ставкам. Тарифы и ставки на отдельные виды работ и услуг согласовываются сторонами в Приложениях к настоящему договору. Валютой, в которой формируются тарифы и ставки - является доллар США.
В соответствии со статьей 78 ТК ТС, в случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена Таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, - если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Учитывая изложенное, таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10216110/180816/0050261.
Таможенная стоимость определена таможенным органом следующим образом: ТС = Ст + КЭп + КСу, где: ТС - определенная таможенным органом таможенная стоимость, Ст - стоимость товара, о которой стороны пришли к соглашению в контракте, КСу - компенсация стивидорных услуг, определенная исходя из тарифов, установленных на перевалку металлолома; КЭп - компенсация экспортной таможенной пошлины, определенная по установленным. ставкам исходя из суммы стоимости товара, о которой стороны пришли к соглашению в контракте, и компенсации стивидорных услуг.
Соответствующие расчеты в разрезе конкретных сумм приведены в решении о корректировке таможенной стоимости.
По мнению апелляционной коллегии, примененный таможенным органом порядок расчета таможенных платежей соответствует вышеприведенным нормам таможенного законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, по мнению апелляционной коллегии, некоторые допущенные таможенным органом арифметические неточности в решении о корректировке таможенной стоимости в отношении сумм, подлежащих доплате таможенных платежей, не свидетельствуют о незаконности принятого решения, так как само решение о корректировке не является исполнительным документом, на основании которого начинается процедура принудительного взыскания.
Допущенные арифметические неточности в расчетах (на сумму 139, 24 руб., как определили стороны в представленном расчете) могут быть устранены путем обжалования требований об уплате таможенных пошлин, налогов в части неправильно произведенных расчетов, а если такие платежи Обществом уже уплачены, то оно не лишено возможности обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в установленном статьей 147 Закона N 311-ФЗ порядке.
Таким образом, судом правомерно сделан вывод, что решение Балтийской таможни от 02.11.2016 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10216110/180816/0050261, не противоречит положениям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, и не нарушает права и законные интересы Заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда, поскольку судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2018 по делу N А56-6196/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.