г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А56-151779/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жиляева Е.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6732/2019) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2019 (резолютивная часть) по делу N А56- 151779/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Егорова Д.А.),
принятое по иску Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга к ООО "СПБ РЕНОВАЦИЯ" о взыскании 50 000 рублей штрафа,
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СПб Реновация" (далее - Общество) о взыскании 50 000 рублей штрафа в соответствии с пунктом 7.7 договора аренды от 25.04.2013 N 04-РЗ03420 по состоянию на 24.08.2018.
Решением арбитражного суда от 04.02.2019, принятым в форме подписания резолютивной части судебного акта, в удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска, в связи с нарушением судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы Комитет сослался на то, что в нарушение пункта 5.2.3 договора аренды земельного участка от 25.04.2013 N 04-Р303420, статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" Общество не выполнило принятых на себя обязательств по содержанию арендуемого земельного участка, что подтверждается актом осмотра (обследования) территории N 1054978 от 23.07.2018. Указанные обстоятельства, по мнению Комитета, являются основанием для взыскания с Ответчика штрафа в сумме 50 000 руб. в силу положений пункта 7.7. договора аренды от 25.04.2013 N 04-Р303420, в связи с чем, оснований для отказа в иске у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение, принятое в порядке упрощенного производства, рассмотрена без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 N 1371 "О развитии застроенных территорий в пределах: кварталов 7,8,9 района Автово, ограниченных Автовской ул., ул. Примакова, ул. Червонного Казачества и проездом вдоль сквера по пр. Стачек; квартала 55 Тихорецкого пр., ограниченного Тихорецким пр., пр. Науки, ул. Обручевых, ул. Гидротехников; квартала 1-5 Сосновой Поляны, ограниченного ул. Чекистов, ул. Пограничника Гарькавого, пр. Ветеранов, ул. Летчика Пилютова; района Нарвской заставы, ограниченного Промышленной ул., пр. Стачек, Новоовсянниковской ул., Баррикадной ул., ул. Грефолева, ул. Калинина; территории, ограниченной береговой линией р. Невы, береговой линией р. Славянки, проектируемой магистралью; квартала 17-17А Гражданского пр., ограниченного Северным пр., ул. Карпинского, пр.Науки, ул. Софьи Ковалевской, и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий" и договором о развитии застроенных территорий от 29.01.2010 N 04-РЗТ02940 между Комитетом по управлению городским имуществом (правопредшественник Комитета) и ООО "СПб Реновация" (инвестор) заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии N 04-Р303420 от 25.04.2013 (далее - Договор аренды).
Согласно пункту 1.1. Договора аренды предметом аренды является часть площадью 3 713 кв.м. (учетный кадастровый номер части 78:10:0005217:16925/4) земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005217:16925, находящегося по адресу: г. Санкт-Петербург, Северный проспект, участок 93 (территория квартала 17-17А Гражданского проспекта (западнее дома 93, литера А по северному проспекту).
В силу положений пункта 5.2.3 Договора аренды Общество обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик арендуемого земельного участка, экологической и санитарной обстановки на арендуемой и близлежащей территории.
Согласно составленному Местной администрацией муниципального образования Муниципальный округ Гражданка акту осмотра (обследования) территории N 1054978 от 23.07.2018 на предоставленном в аренду земельном участке (на внутридворовом проезде вдоль дома) выявлены множественные ямы и выбоины, частично имеющие признаки аварийности.
Ссылаясь на то, что за допущенное арендатором нарушение Общество на основании пункта 7.7 Договора должно уплатить штраф в размере 500 МРОТ (по состоянию на 24.08.2018 сумма штрафа составляет 50 000 руб.), Комитет 30.08.2018 направил в адрес Общества претензию N 4076-пр./18 от 24.08.2018 с требованием об оплате штрафа.
Поскольку указанная претензия оставлена Ответчиком без удовлетворения, Истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" лица, которым объекты благоустройства и элементы благоустройства предоставлены во владение и (или) пользование, иные лица, на которых обязательства по содержанию объектов благоустройства или элементов благоустройства возложены действующим законодательством или договором, обязаны осуществлять мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства в соответствии с правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.1 Приложения N 5 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" установлено, что уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В силу положений пункта 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и п. 8 статьи 46.1, пп. 9 п. 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации договором о развитии застроенной территории предусмотрено право инвестора на приобретение бесплатно в собственность или в аренду (по его выбору) земельных участков, расположенных в границах территории, для жилищного и иного строительства с учетом утвержденной документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора аренды часть земельного участка предоставлена инвестору для осуществления в соответствии с договором о развитии застроенной территории проектирования и строительства результата инвестирования, функциональное назначение и максимальная общая площадь которого определяется документацией по планировке территории. Приведенное описание целей использования участка является окончательным и изменение названных условий использования не допускается.
При этом согласно разделу 2 Договора аренды под деятельностью по развитию территории понимается деятельность инвестора, осуществляемая в соответствии с договором о развитии застроенной территории, а под строительством (строительными работами) - работы по строительству результата инвестирования, выполняемые в соответствии с документацией по планировке территории, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
Содержание договора о развитии застроенной территории определено положениями статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений указанной правовой нормы осуществление работ по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту существующих объектов и элементов благоустройства, расположенных в границах земельных участков на которых инвестором должно осуществляться строительство объектов капитального строительства, не отнесено к деятельности по развитию застроенной территории в соответствии с договором о развитии застроенных территорий и не относится к обязательствам инвестора.
На инвестора возложены обязательства по содержанию и эксплуатации исключительно возведенных или реконструированных объектов инвестирования до момента их передачи собственникам квартир (помещений) либо организации, выбранной собственниками, либо передачи в государственную собственность Санкт-Петербурга.
Возложение на лицо, с которым заключен договор о развитии застроенных территорий, обязательств по содержанию и эксплуатации существующих объектов благоустройства не предусмотрено возможными условиям договора о развитии застроенных территорий в соответствии с п. 3-6 ч. 3, ч. 4 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и прямо противоречит ч. 5 указанной статьи, согласно которой запрещается включение в договор о развитии застроенных территорий условий договора, если такие условия влекут за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.
В свою очередь, Договор аренды заключен по типовой форме договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, утвержденной распоряжением Комитета от 13.01.2012 N 3.
Объекты и элементы благоустройства территории по Договору аренды во временное владение и пользование инвестора не передавались.
Осуществление работ по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту существующих объектов и элементов благоустройства, к которым относятся внутриквартальные проезды, не отнесено к обязательствам инвестора в соответствии с Договором аренды, поскольку часть земельного участка предоставлена инвестору в аренду в целях осуществления проектирования и строительства объектов инвестирования.
Условиями данного договора установлены иные обязательства инвестора по содержанию земельного участка, в том числе не ухудшать качественных характеристик участка, экологическую и санитарную обстановку, а также выполнять в соответствии с требованиями эксплуатационных служб условия содержания и эксплуатации городских подземных и наземных инженерных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов и не препятствовать их обслуживанию.
В соответствии с п. 1.5 статьи 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" действие Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны объектов культурного наследия), музейные предметы.
В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Допустимых доказательств тому обстоятельству, что вред внутридворовому проезду причинен в результате действий инвестора, в материалы дела не представлено. Как указывает Общество, работы по проектированию и строительству на арендованном участке не осуществляются. При этом часть земельного участка, предоставленная в аренду для осуществления строительства, не огорожена, беспрепятственно используется гражданами, проживающими на территории данного квартала - по ней осуществляется внутриквартальное пешеходное и транспортное движение, обеспечивается доступ к многоквартирному жилому дому по адресу: Северный проспект, дом 91, корпус 5.
Появление выбоин и ям на дорожном полотне внутриквартального проезда, не эксплуатируемого и не используемого инвестором, не является ухудшением арендатором качественных характеристик земельного участка, ухудшением экологической или санитарной обстановки территории части участка.
Кроме того, акт осмотра территории от 23.07.2018 N 1054978 составлен в одностороннем порядке без извещения арендатора земельного участка, в связи с чем, по мнению апелляционного суда, в любом случае не может являться допустимым доказательством нарушения Обществом условий Договора аренды.
В свою очередь, как было указано выше, требования к содержанию проездов в Санкт-Петербурге установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга". В пункте 1.7 указанных Правил даны следующие определения: внутриквартальный проезд - не являющиеся автомобильными дорогами или их частями проезды, включая тротуары, въезды и выезды, расположенные на внутриквартальной территории; уполномоченное на содержание лицо - собственник объекта благоустройства и элемента благоустройства, лицо, которому объект благоустройства и элемент благоустройства предоставлен во владение и (или) пользование, иное лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены действующим законодательством или договором. Согласно приложению N 1 Правил к работам по благоустройству территории Санкт-Петербурга относится содержание и ремонт элементов благоустройства (пункт 1).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований относится осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающие: текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки.
В соответствии с пунктом 1.21 статьи 4 Устава Муниципального образования Гражданка, принятого постановлением Муниципального совета Муниципального образования Гражданка от 07.12.2005 N 534, к вопросам местного значения относятся: текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки.
Содержание и благоустройство территории Санкт-Петербурга в границах земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, местных бюджетов и средств государственных учреждений и предприятий Санкт-Петербурга в соответствии с распределенными полномочиями и определенными вопросами местного значения.
Таким образом, следует признать, что ни договором о развитии застроенной территории, ни Договором аренды, ни иными нормативно-правовыми актами на ООО "СПб Реновация" не возложена прямая обязанность по благоустройству и содержанию застроенных территорий, в том числе по содержанию внутриквартальных проездов.
Учитывая изложенное, исковые требования Комитета о взыскании с Общества штрафа в размере 50 000 руб. за нарушение условий Договора аренды обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2019 по делу N А56-151779/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.