г. Ессентуки |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А63-4067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2018 по делу NА63-4067/2018 (судья Тлябичева З.Р.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск, (ОГРН 1162651059559, ИНН 2628057299),
к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2", г. Кисловодск, (ОГРН 1072628001522, ИНН 2628049851),
о взыскании задолженности за коммунальный ресурс на содержание общего имущества и пени,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2" - Макеев Р.Н. (по доверенности N 720 от 11.12.2018);
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск" - Черных Т.А. (по доверенности N 04-19 от 09.01.2019),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск" (далее - истец, ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск", общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью " Управляющая компания Домоуправление N 2" (далее - ответчик, ООО "Домоуправление N 2", управляющая компания) о взыскании задолженности за отпуск и потребление горячей воды за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 7 628 308 рублей 21 копейки, пени в размере 820 412 рубля 26 копеек, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 65 244 рубля.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обратился с заявлением об уменьшении исковых требований и просил взыскать основной долг в сумме 2 828 398 руб. 24 коп. за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, пени за период с 18.03.2017 по 24.09.2018 в сумме 558 945 руб.31 коп. и возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины, которые были приняты судом к рассмотрению (том 2, л.д. 52-53, 96, 97-98).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2018 по делу А63-4067/2018 исковое заявление ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" с учетом уменьшения размера исковых требований удовлетворено, взысканы с ООО "Домоуправление N 2" в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" задолженность за коммунальный ресурс на содержание общего имущества за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 2 828 398 рублей 24 копейки, пеня за период с 18.03.2017 по 24.09.2018 в размере 558 945 рублей 31 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в размере 39 937 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 22.10.2018 по делу А63-4067/2018, управляющая компания обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением от 03.12.2018 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 09.01.2019, которое было отложено на 14.02.2019.
В последующем судебное разбирательство откладывалось для предоставления сторонами доказательств о том, что жилые дома, находящиеся по адресам: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Коллективная, д. 2 "А"; ул. Коллективная, д. 4 "А"; ул. Целинная, д. 49, находятся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2", а ООО "Домоуправление N 2" представить доказательства о том, что указанные дома не находятся в управлении управляющей компании и с какого времени, а также представить расчеты задолженности за отпуск и потребление горячей воды за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 по указанным жилым домам и произвести сверку расчетов.
Определением суда от 10.04.2019 была произведена замена судьи Луговой Ю.Б. в связи с нахождением в отпуске на судью Сулейманова З.М.
В судебном заседании 10.04.2019-15.04.2019 представитель управляющей компании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду о том, что жилые дома, расположенные по адресам: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Коллективная, д. 2 "А"; ул. Коллективная, д. 4 "А"; ул. Целинная, д. 49, не находятся в управлению компании, поэтому подлежат исключению из расчета. Кроме того, заявил о том, что компания не отрицает дог перед обществом по другим жилым домам, находящихся в управлении компании. Вместе с тем просит суд судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Домоуправление N 2" отказать. Вместе с тем представитель заявила о том, что доказательств о том, что жилые дома по адресам: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Коллективная, д. 2 "А"; ул. Коллективная, д. 4 "А"; ул. Целинная, д. 49, находятся в управлении компании представить не могут, поэтому представили суду расчёт долга и пени по указанным жилым домам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2018 по делу N А63-4067/2018 следует отменить в части взыскания основного долга в размере 131 362 руб. 45 коп. и в части взыскания пени в размере 26 442 руб. 98 коп. и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в иске, в остальной части судебный акт оставить без изменения по следующим основаниям.
ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" зарегистрировано 20.04.2016 за основным государственным регистрационным номером 1162651059559, основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды, тем самым осуществляет поставку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов г. Кисловодска.
ООО "Управляющая компания Домоуправление N 2" зарегистрировано 31.10.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072628001522, основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
На основании решений общих собраний собственников и пользователей помещений многоквартирных жилых домов г. Кисловодска выбран и осуществлен способ управления управляющей организацией ООО "Управляющая компания Домоуправление N 2" 47 жилыми домам, в которые ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" осуществляет поставку тепловой энергии.
Между тем ООО "Управляющая компания Домоуправление N 2" договор на поставку тепловой энергии с ресурсоснабжающей организацией ООО "Газпром теплоэнерго Кисловодск" не заключало.
В период с 01.11.2017 по 31.12.2017 ресурсоснабжающая организация осуществила поставку в жилые дома, находящиеся в управлении управляющей компании, тепловую энергию и горячее водоснабжение как для пользователей жилых и нежилых помещений, так и на содержание общедомового имущества многоквартирных домов
Факт потребления тепловой энергии в жилых домах, находящихся в управлении компании "Домоуправление N 2" подтверждается материалами дела и по существу ответчиком не оспаривается, за исключением жилых домов, расположенных по адресам: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Коллективная, д. 2 "А"; ул. Коллективная, д. 4 "А"; ул. Целинная, д. 49,
Таким образом, между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии, в том числе и в 2017 году.
Ответчик обязательства в части оплаты потребленной горячей воды на содержание общего имущества не исполнил, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, 23.01.2018 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить сумму долга, которая была оставлена без исполнения, что явилось основанием для обращения в суд с иском.
К правоотношениям сторон подлежат применению статьи 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 154, 155, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункту 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Пунктам 13 и 54 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащем исполнении таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом ее функций обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный дом.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения. Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения, когда в многоквартирном доме выбран и реализован способ управления, в данном случае Управляющей компанией.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ определена структура платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаваемые в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
По общему правилу, если иное не установлено законом, возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, не допускается.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, и не оспорено Управляющей компании общество поставила в течении 2017 года тепловую энергию и горячую воду в жилые дома, находящиеся в управлении компании.
Предметом спора являются разногласия сторон относительно определения объема тепловой энергии и горячей воды поставленной на содержание общего имущества в жилые дома, как оборудованные общедомовыми приборами учета, так и необорудованные общедомовыми приборами учета.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанной нормой также предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Как указано выше в соответствии с пунктом 13 Правил N 354 определяются условия о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключённым ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
По общему правилу размер задолженности и неустойки, взыскиваемой с исполнителя коммунальных услуг за несвоевременную оплату ресурса, не может превышать размер задолженности и неустойки, которые исчислены от того объема коммунального ресурса, который может взыскать исполнитель коммунальных услуг с населения.
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 25(1) Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 названных Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Порядок определения коммунальных услуг, предусмотренный пунктом 42(1) Правил N 354, введен в действие с 30.06.2016 Постановлением N 603, пунктом 3 которого предусмотрено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу данного Постановления.
В данном случае общество выставляло управляющей компании счета на оплату указанных услуг в каждом месяце по всем жилым домам, находящимся в управлении общества.
В обоснование заявленных требований истец предоставил помесячные расчеты объема потребленного коммунального ресурса на содержание общего имущества (СОИ) (горячая вода) (состоящего из объема потребленной холодной воды (мЗ) и затрат тепловой энергии на её подогрев (Гкал/м3) за 2017 год с указанием нормативов показаний приборов учета и перечня домов, находящихся в управлении ответчика.
Судом первой инстанции установлено, что возражения ответчика связаны с включением жилых домов, находящихся в непосредственном управлении собственников, а также произведенного расчета общего долга и пени.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома (аналогичное разъяснение содержится в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Истец в период рассмотрения дела исключил из заявленных требований задолженность за июнь-декабрь 2016 года, в расчете долга за январь 2017 года, задолженность по домам, избравшим непосредственный способ управления и с учетом позиции Верховного Суда РФ по делу N 305-ЭС17-8232, А41-27683/2016 от 15.08.2017 произвел перерасчет основного долга за коммунальный ресурс на содержание общего имущества, потребленный ООО "Управляющая компания Домоуправление N 2" в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 и в части взыскания пени, предусмотренной частью 14 статьи 155 ЖК РФ за несвоевременную оплату коммунального ресурса за период с 18.03.2017. по 24.09.2018.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обществом произведен расчет долга исходя из объема тепловой энергии, подлежащий оплате за спорный период по многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, на основании утвержденных в установленном порядке нормативов, а по многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, - исходя из показаний таких приборов за минусом объемов, выставленных собственникам нежилых помещений, с которыми заключены отдельные договоры на поставку коммунальных ресурсов, - за фактический объем потребления.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что обществом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие долга управляющей компании на содержание общего имущества в жилых домах, находящихся в управлении компании, учитывая, что расчет долга управляющей компанией фактически не оспорен, доказательств оплаты долга суду не представлен, пришел к выводу о том, что заявленные требования в части взыскания основного долга с учетом уменьшения иска подлежат удовлетворению в заявленной сумме в размере 2 828 398 руб. 24 коп.
Обществом заявлено требование о взыскании пени за период с 18.03.2017 по 24.09.2018 в сумме 558 945 руб.31 коп. с учетом уменьшения суммы иска.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии со статьям 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Закон N 307-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в частности, касающиеся ответственности потребителей услуг по несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии и горячего водоснабжения, в связи с чем статья 15 была дополнена частями 9.1-9.4.
Между тем истец обратился в суд с заявлением о взыскании пени в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Следовательно, действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Жилищным кодексом РФ предусмотрена ответственность потребителя за просрочку исполнения обязательства по оплате поставки тепловой энергии.
Проверив расчет пени, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет произведен арифметически правильно исходя из суммы долга по каждому периоду и ключевой ставки Центрального Банка России.
Таким образом, суд первой, установив факт просрочки исполнения обязательства по оплате поставки тепловой энергии, пришел к выводу, что требование истца о взыскании пени за просрочку оплаты в силу указанных выше положений действующего законодательства является обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленной сумме 558 945 руб.31 коп.
Между тем при рассмотрении дела по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции установлено, что жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Коллективная, д. 2 "А"; ул. Коллективная, д. 4 "А"; ул. Целинная, д. 49, не находятся в управлении Управляющей компании.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений.
Так, управляющей компанией в материалы дела представлен протокол от 15.12.2013 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 4 "А" по ул. Коллективной, согласно которому выбран непосредственный способ управления жилым домом, собственники решили расторгнуть договор управления с Обществом и заключить с ним договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Аналогичные решения общих собраний представлены в отношении многоквартирного дома 49 по ул. Целинная (протокол от 20.12.2014) и дома "А" по ул. Коллективная (протокол от 20.12.2012).
До принятия собственниками жилых помещений спорных многоквартирных домов указанных решений управляющая компания осуществляла управление жилыми домами в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Как следует из приказа Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору N 215 - од от 24.08.2016 из реестра лицензий Ставропольского края исключена информация об управлении многоквартирными домами NN 2 "А" и 4 "А" по ул. Коллективная, N 49 по ул. Целинная г. Кисловодска ООО "Управляющая компания Домоуправление N 2" (лицензия N026-000113).
Из представленного сообщения ООО "Управляющая компания Домоуправление N 2" от 15.04.2019 N 244 в отношении жилых домов NN 2 "А" и 4 "А" по ул. Коллективная, N 49 по ул. Целинная г. Кисловодска, следует, что представителями собственников указанных домов в 2014 году были заключены договоры на техническое обслуживание, срок действия которых истек 31.12.2014, и в последующем договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию не заключались.
Доказательств, подтверждающее обратное, суду апелляционной инстанции не представлено.
Истцом произведен расчет долга по пени на содержание общего имущества в отношении жилых домов N N 2 "А" и 4 "А" по ул. Коллективная, N 49 по ул. Целинная г. Кисловодска за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, из которого следует, что общий долг составляет в размере 131 362 руб. 45 коп. и в части пени в размере 26 442 руб. 98 коп.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку жилые дома N N 2 "А" и 4 "А" по ул. Коллективная, N 49 по ул. Целинная г. Кисловодска не находятся в управлении ответчика, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания основного долга в размере 131 362 руб. 45 коп. и в части пени в размере 26 442 руб. 98 коп.
В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в связи с чем выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактически обстоятельствам, установленным судом апелляционной инстанции и материалам дела.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2018 по делу N А63-4067/2018 следует отменить в части взыскания основного долга в размере 131 362 руб. 45 коп. и в части взыскания пени в размере 26 442 руб. 98 коп. и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в иске, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины следует распределить между сторонами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям и взыскать с управляющей компании в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 39 148 руб. и взыскать с общества в пользу управляющей компании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 766 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции считает, что резолютивную часть решения суда первой инстанции в следует изложить в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2", г. Кисловодск, (ОГРН 1072628001522, ИНН 2628049851), в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск, (ОГРН 1162651059559, ИНН 2628057299), задолженность за коммунальный ресурс на содержание общего имущества за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 2 697 035 руб. 79 коп., пени за период с 18.03.2017 по 24.09.2018 в размере 532 502 руб. 33 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 39 148 руб.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск, (ОГРН 1162651059559, ИНН 2628057299), излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 26 096 руб.".
Таким образом, апелляционная жалоба управляющей компании подлежит удовлетворению частично.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы в остальной части суд апелляционной инстанции учитывает, что в своих пояснениях от 13.02.2019 за N 86, представленных суду апелляционной инстанции, Управляющая компания согласилась с суммой долга в размере 2 530 333 руб.94 коп и просила уменьшить пеню до 200 000 рублей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что расчет расходов по содержанию общего имущества по каждому жилому дома подлежит корректировки по заявлению управляющей компании, что предусмотрено Правилами N 124 и N 354.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в силу подпунктов "г", "е", "ж", "с" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан не только заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, но и производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, ежемесячно снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета (при его наличии), принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учёта, проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, обеспечивать установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Однако Управляющая компания не представила ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательств выполнение обязательств, предусмотренными действующим законодательством и указанными выше Правилами.
Не исполнено управляющей компанией сведений о неправильности расчета долга с учетов того, что в жилых домах поставка горячего водоснабжения производится различными способами, исходя из чего производится различный расчет стоимости поставки горячей воды в соответствии с Правилами N 124 и N 354.
В данном случае суд апелляционной инстанции считает, что доводы управляющей компании основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, а также желании любым способом снизить объем подлежащего оплате коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества многоквартирных домов, при доказанности факта получения коммунального ресурса, что свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своими правами и обязанностями.
Доказательств того, что Управляющая компания обращалась к обществу о проведении перерасчета и сверки расчетов, в материалы дела не представлено.
Не представлено доказательств и о том, что истцом неправильно применены тарифы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2018 по делу N А63-4067/2018 отменить в части взыскания основного долга в размере 131 362 руб. 45 коп. и в части взыскания пени в размере 26 442 руб. 98 коп. и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в иске.
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2018 по делу N А63-4067/2018 оставить без изменения.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2", г. Кисловодск, (ОГРН 1072628001522, ИНН 2628049851), в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск, (ОГРН 1162651059559, ИНН 2628057299), задолженность за коммунальный ресурс на содержание общего имущества за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 2 697 035 руб. 79 коп., пени за период с 18.03.2017 по 24.09.2018 в размере 532 502 руб. 33 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 39 148 руб.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск, (ОГРН 1162651059559, ИНН 2628057299), излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 26 096 руб."
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Кисловодск", г. Кисловодск, (ОГРН 1162651059559, ИНН 2628057299) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2", г. Кисловодск, (ОГРН 1072628001522, ИНН 2628049851) 766 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.