г. Самара |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А72-19520/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Кувшинова В.Е., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зародовым М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 7 февраля 2019 года по делу N А72-19520/2018, принятое судьей Овсяниковой Ю.А., по заявлению Областного государственного автономного учреждения культуры "Ленинский мемориал" (ИНН 7325058856, ОГРН 1067325000852), г.Ульяновск, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ИНН 7325153348, ОГРН 1177325006231), г.Ульяновск, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, об оспаривании решения,
с участием в судебном заседании:
от Областного государственного автономного учреждения культуры "Ленинский мемориал" - представителей Шубиной С.В. (доверенность от 23.04.2019), Клянченковой Е.А. (доверенность от 23.04.2019),
от иных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Областное государственное автономное учреждение культуры "Ленинский мемориал" (далее - ОГАУК "Ленинский мемориал", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области, Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 13.11.2018 N 083V12180000146 по акту выездной проверки N 083V10180000351 от 11.10.2018 в части единовременного поощрения и по занижению базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу (ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ), об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.02.2019 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение от 13.11.2018 N 083V12180000146 ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области в части доначисления ОГАУК "Ленинский мемориал" страховых взносов на суммы выплат работникам единовременных поощрений: - в размере 113 338,28 руб. недоимки, 12 179,05 руб. пени, 22 667,66 руб. штрафа по обязательному пенсионному страхованию, - в размере 26 273,87 руб. недоимки, 2823,33 руб. пени, 5254,77 руб. штрафа по обязательному медицинскому страхованию, в остальной части требований отказал. Суд обязал ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном законодательством.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части удовлетворенных требований, ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на существенное нарушение судом первой инстанции норм материального права. Управление не согласно с позицией суда о том, что объектом обложения страховыми взносами признаются только выплаты работнику в виде заработной платы, за исключением компенсационных выплат и стимулирующих выплат, поскольку норма Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая в структуре оплаты труда помимо заработной платы также компенсационные и стимулирующие выплаты, не отменяет норму Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающую закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами в соответствии со ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ. По мнению Управления, коллективным договором организации-работодателя могут устанавливаться сколько угодно широкие стимулирующие выплаты, но это не должно подвергать расширительному толкованию закрепленный перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 21-ФЗ. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ОГАУК "Ленинский мемориал" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представители ОГАУК "Ленинский мемориал" в судебном заседании возразили против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным, принятым с учетом норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
От сторон возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОГАУК "Ленинский мемориал" зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области на основании решения от 18.06.2018 N 083V02180000208 (с изменениями от 30.07.2018 N 12) в период с 18.06.2018 по 16.08.2018 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ОГАУК "Ленинский мемориал" за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки выявлены нарушения Федерального закона N 212-ФЗ, о чем составлен акт выездной проверки N 083V10180000351 от 11.10.2018, а именно: - занижение базы для начисления страховых взносов вследствие отнесения ОГАУК "Ленинский мемориал" выплат, которые не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами (в части не принятых к зачету расходов на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством); - занижение базы для начисления страховых взносов в результате неправомерного включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, единовременных поощрений, выплачиваемых ОГАУК "Ленинский мемориал" в пределах утвержденных средств на оплату труда; - занижение базы для начисления страховых взносов вследствие не включения в базу сумм произведенных физическим лицам выплат, подлежащих обложению страховыми взносами (в части расходов на командировки работников); - занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу (ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ) в отношении выплат и иных вознаграждений, осуществляемых в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п.2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в п.п.2-18 п. п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях").
Решением начальника Управления ПФР в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области от 13.11.2018 N 083V12180000146 ОГАУК "Ленинский мемориал" привлечено к ответственности по ч.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 40928 руб. 66 коп., начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 23478 руб. 70 коп., из них: 19214 руб. 50 коп. - на обязательное пенсионное страхование в ПФ, 4 264 руб. 20 коп. - на обязательное медицинское страхование; начислена недоимка в размере 204 643 руб. 38 коп., из них: 168 324 руб. 71 коп. на обязательное пенсионное страхование в ПФ, 36318 руб. 67 коп. - на обязательное медицинское страхование.
Не согласившись с данным решением в части выводов Управления о доначислении страховых взносов (а также пени и штрафов) на суммы выплат работникам предприятия по единовременным поощрениям, а также по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на вредных и опасных видах работ, ОГАУК "Ленинский мемориал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в этой части.
Как следует из материалов дела, основанием к вынесению ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) решения от 13.11.2018 N 083V12180000146 (в оспариваемой части) послужило то, что Учреждением не были начислены страховые взносы на выплаченные единовременные поощрения, произведенные работникам в связи с юбилейными датами (50, 60 лет и каждые последующие 10 лет), юбилейными датами работы в учреждении (20, 25 лет и каждые последующие 5 лет), в связи с уходом на пенсию, в связи с общегосударственными и профессиональными праздниками, в связи с награждением правительственными и ведомственными знаками отличия, материальной помощи в связи с бракосочетанием, согласно представленным в материалы дела приказам.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статьи 9 Закона.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, в силу п.п. 7.1.5, 7.1.6 коллективного договора ОГАУК "Ленинский мемориал" стороны (коллектив и учреждение) договорились, при наличии финансовых средств, оказывать материальную помощь и единовременные поощрения работникам при наступлении юбилейных дат, ухода на пенсию, в связи с общегосударственными и профессиональными праздниками, награждением, а также в связи с болезнью, смертью родственников, рождением ребенка, бракосочетанием.
Учитывая, что указанные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, носили разовый характер и были выплачены всем работникам ОГАУК "Ленинский мемориал" в равной сумме вне зависимости от занимаемой должности, квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, трудового стажа, вклада работников, то есть не является стимулирующей или компенсационной выплатой, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2017 N 306-КГ17-2349, в соответствии с которым выплачиваемые единовременно в виде премий суммы, связанные с достижением юбилейной даты со дня рождения или с юбилеем трудовой деятельности, не являются стимулирующими, так как не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются вознаграждением за труд, в связи с чем данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое решения ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 13.11.2018 N 083V12180000146 в части доначисления ОГАУК "Ленинский мемориал" страховых взносов на суммы выплат работникам единовременных поощрений: в размере 113 338,28 руб. недоимки, 12 179,05 руб. пени, 22 667,66 руб. штрафа по обязательному пенсионному страхованию, в размере 26 273,87 руб. недоимки, 2823,33 руб. пени, 5254,77 руб. штрафа по обязательному медицинскому страхованию.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 7 февраля 2019 года по делу N А72-19520/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.