г. Вологда |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А05-6714/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2018 года по делу N А05-6714/2018,
установил:
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (Коношское обособленное подразделение) (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, оф. 10; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" (ОГРН 1112901007240, ИНН 2901216834; адрес: 163020, г. Архангельск, просп. Никольский, д. 75, корп. 1; далее - Общество) о взыскании 2 324 732 руб. 35 коп. задолженности по арендной плате по договорам аренды лесного участка от 23.12.2016 N 2050 и от 10.11.2014 N 1735 по срокам уплаты 15.04.2018, 15.05.2018), в том числе в федеральный бюджет - 1 359 492 руб. 60 коп., в доход областного бюджета - 965 239 руб. 75 коп., а также пеней, начисленных за нарушение сроков внесения арендной платы по тем же договорам, в том числе: в доход федерального бюджета - 30 108 руб. 28 коп., в доход областного бюджета - 24 988 руб. 47 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство).
Решением суда от 30 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены, кроме того с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 34 899 руб. государственной пошлины.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что размер повышающего коэффициента - 1,71, примененного при расчете платы за аренду лесных участков, определен истцом неверно; данный коэффициент равен 1,22. Положения договоров в части условия о внесении арендной платы с применением повышающего коэффициента ничтожны, что подтверждено решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2018 года по делу N А05-513/2018.
Министерство в отзыве на жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 10.11.2014 N 1735, от 23.12.2016 N 2050, по условиям которых арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда, определенные в разделе 1 данных договоров.
Из пункта 1.1 договоров следует, что лесные участки предоставлены для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье", который приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2014 N 1612 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Из условий договоров следует, что на период, равный расчетному сроку окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 7 лет, к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, применяется понижающий коэффициент - 0,5.
В случае досрочного исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату без применения понижающего коэффициента в соответствии с законодательством Российский Федерации.
По условиям пункта 3.4.2 договора аренды N 1735 арендатор обязан вносить арендную плату в полном объеме и сроки, установленные ежегодно протоколом согласования цены арендной платы.
Пунктом 8 договора аренды N 2050 предусмотрено, что арендатор обязан вносить арендную плату в соответствии с приложением 5 к настоящему договору.
Согласно пункту 2.6 договора N 1735, приложению 5 к договору N 2050 арендные платежи подлежат внесению арендатором в соответствии со следующими правилами: 15 февраля - 10 %, 15 марта- 10 %,15 апреля - 10 %, 15 мая - 10%, 15 июня - 10%, 15 августа - 10%, 15 сентября - 10%, 15 августа - 10%, 15 сентября - 10%, 15 октября - 10%, 15 ноября - 10%; размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.
Договоры аренды зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 16.12.2014 и 13.01.2017.
Лесные участки переданы арендатору по актам приема-передачи лесного участка от 10.11.2014 (договор N 1735), от 23.12.2016 (договор N 2050).
Как следует из материалов дела, помимо данного договора для реализации вышеуказанного инвестиционного проекта между Министерством и Обществом заключено еще 14 договоров аренды о предоставлении ответчику лесных участков на территории разных лесничеств Архангельской области.
Между тем, на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.07.2017 N 2369 инвестиционный проект Общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 февраля 2018 года по делу N А05-12276/2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14 июня 2018 года, договоры аренды лесных участков от 29.09.2014 N 1731, N 1732, от 30.10.2014 N 1733, N 1734, от 10.11.2014 N 1735, от 08.12.2014 N 1736, от 26.12.2014 N 1737, от 18.09.2015 N 1902, от 28.12.2015 N 1911, от 20.05.2016 N 1954, от 30.09.2016 N 2004, от 22.11.2016 N 2008, от 16.12.2016 N 2043, от 19.12.2016 N 2044, от 23.12.2016 N 2050, от 26.12.2016 N 2049 расторгнуты в связи с невыполнением инвестиционного проекта, для реализации которого предоставлены лесные участки, и исключением инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерство заказным письмом с уведомлением от 24.01.2018 направило в адрес Общества для подписания протоколы согласования размера арендной платы на 2018 года по договору аренды N 1735, уведомление о размере арендной платы на 2018 год по договору аренды N 2050.
Как следует из данных протоколов и уведомления, годовой размер арендной платы, рассчитанный на 2018 год, складывается из минимального размера арендной платы, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по ставкам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) с применением к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов коэффициента 1,71.
Обязательства по внесению арендной платы Общество не исполнило, в связи с этим у арендатора образовалась задолженность по внесению арендной платы по договорам N 1735, 2050 по срокам уплаты 15.04.2018 и 15.05.2018 в федеральный бюджет - 1 359 492 руб. 60 коп., в бюджет Архангельской области - 965 239 руб. 75 коп.
Управление направило в адрес арендатора уведомление от 29.05.2018 о нарушении сроков внесения платежей за пользованием лесным фондом и необходимости оплаты задолженности в добровольном порядке.
Поскольку в добровольном порядке указанные требования Общество не исполнило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно статье 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с пунктом 15 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.20107 N 419, включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 10.2 настоящего Положения, уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.
В силу частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьями 73, 76 названного Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Вместе с тем, в силу пункта 1(2) Постановления N 310, при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Поскольку приказом Минпромторга России 20.07.2017 N 2369 инвестиционный проект Общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обязанности Общества уплатить арендную плату за рассматриваемый период в полном объеме, в соответствии с установленными ставками платы за пользование лесными участками без применения понижающего коэффициента 0,5 и, исходя из сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы.
При этом из пунктов 1(1) и 1(2) Постановления N 310 в редакции, действующей с 08.03.2018, следует, что понижающий коэффициент 0,5 применяется к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, в течение определенного периода и стоимости инвестиционного проекта. При этом срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 исчисляется, а момент его предоставления подтверждается актом ввода лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию. До ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, начисление арендной платы осуществляется в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы).
В судебных актах по делу N А05-12276/2017 указано, что основанием для исключения инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов и основанием для расторжения договоров аренды послужило невыполнение Обществом обязательств инвестиционного проекта по приобретению оборудования, техники и созданию производства лущеного шпона.
Следовательно, оснований для применения понижающего коэффициента при расчете арендной платы в 2018 году не имелось.
Согласно расчету Министерства средний коэффициент превышений, сложившийся в Архангельской области на дату исключения инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов, составил 1,71.
Доводы апелляционной жалобы Общества о том, что данный коэффициент равен 1,22, являются необоснованными, поскольку расчет коэффициента, выполненный ответчиком, не согласуется с положениями Постановления N 310, в этом расчете неверно учтены значения суммарного размера арендной платы, рассчитанной по ставкам, и суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков.
Таким образом, выполненный Управлением расчет арендной платы обоснованно произведен с применением указанного сложившегося среднего коэффициента превышений, равного 1,71.
Отклоняется также ссылка подателя жалобы и на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2018 года по делу N А05-513/2018. Предметом рассмотрения указанного дела являлось взыскание Обществом неосновательного обогащения с Министерства в виде излишне уплаченной арендной платы, в том числе по договору N 1735 за период с января 2015 года по ноябрь 2017 года, по договору N 2050 за период с февраля 2017 года по ноябрь 2017 года.
Между тем, в рамках настоящего спора с ответчика взыскивается задолженность, образовавшаяся в 2018 году, в связи с исключением проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Также истцом заявлено требование о взыскании пеней в размере 55 096 руб. 75 коп., в том числе в федеральный бюджет 30 108 руб. 28 коп. и в областной бюджет 24 988 руб. 47 коп. за период с 16.02.2018 по 29.05.2018 в связи с нарушением сроков внесения платежей до 15.02.2018, 15.03.2018, 15.04.2018, 15.05.2018.
В случае нарушения арендатором сроков исполнения обязательств по внесению арендной платы, начисляется неустойка в размере 0,03 % по договору N 1735 и в размере 0,1 % - по договору N 2050.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков
Расчет пеней проверен судом первой инстанции, признан верным.
Апелляционная коллегия также признает расчет пеней обоснованным.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора судом не допущено, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Поскольку Обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежит взысканию с подателя жалобы в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2018 года по делу N А05-6714/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.