Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2019 г. N Ф05-9117/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А41-56591/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Правовое обслуживание": не явились, извещены;
от Администрации городского округа Подольск: Архипова А.К., по доверенности от 18.03.2019;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Комитета земельных и имущественных отношений Администрации г.о. Подольск: Архипова А.К., по доверенности от 14.03.2019;
от ТУ Росимущества в МО: не явились, извещены;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Афанасьева А.В., по доверенности от 09.04.2019;
от Комитета лесного хозяйства в МО: Теслюк В.М., по доверенности от 21.12.2018;
от Главного управления архитектуры и градостроительства в МО: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Правовое обслуживание" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2019 года по делу N А41-56591/18, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ООО "Правовое обслуживание" к Администрации городского округа Подольск, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет земельных и имущественных отношений Администрации г.о. Подольск, ТУ Росимущества в МО, Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства в МО, Главное управление архитектуры и градостроительства в МО, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Правовое обслуживание" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Подольск Московской области с заявленными требованиями:
- признать незаконным решение администрации N 31/1666-исх от 17.04.2018 об отказе обществу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020545:185 без торгов;
- признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 22.03.2018 по пункту 129 Протокола N 11;
- обязать Администрацию го Подольска заключить с ООО "Правовое обслуживание" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020545:185 площадью 14000 кв.м. вид разрешенного использования "для размещения объектов отдыха и благоустройства" категория "земли населенных пунктов" по адресу Московская область Подольский район сп Стрелковское д. Боборыкино, сроком на 10 лет.
В качестве третьих лиц в деле приняли участие Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет земельных и имущественных отношений Администрации г.о. Подольск, ТУ Росимущества в МО, Рослесхоз, Комитет лесного хозяйства в МО, Главное управление архитектуры и градостроительства в МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2019 года по делу N А41-56591/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Администрация, Комитет, Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства в МО направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционной жалобы.
ООО "Правовое обслуживание", ТУ Росимущества в МО, Главное управление архитектуры и градостроительства в МО своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 2015 года комиссией Подольского муниципального района, на основании поручения Администрации Подольского района N 29 от 10.02.2015 был составлен Акт о выборе земельного участка N 8 от 12.02.2015, для строительства объектов отдыха и благоустройства, ООО "Правовое обслуживание", по адресу Подольский район сп Стрелковское д. Боборыкино, из состава земельного участка с КН 50:27:0020545:185, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании КП "Ресурс", общей площадью 14000 кв.м.
В газете "Земля Подольская" от 19.02.2015 была опубликована информация о предстоящем предоставлении в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке ст.ст. 30-32 ЗК РФ, в соответствии с проектом генерального плана и правилами землепользования и застройки поселения, - ООО "Правовое обслуживание" земельного участка на площади 14000 кв.м. для строительства объектов отдыха и благоустройства в д. Боборыкино, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании КП "Ресурс".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.02.2015, право собственности на земельный участок с КН 50:27:0020545:185 зарегистрировано за муниципальным образованием "Подольский муниципальный район" Московской области. Постановлением Администрации Подольского района от 24.02.2015 N 160 предварительно согласовано ООО "Правовое обслуживание" места размещения объектов автотранспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры на указанном земельном участке.
12 февраля 2018 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 14000 кв.м. с КН 50:27:0020545:185 с предварительным согласованием места размещения объекта, сроком на 10 лет.
07.03.2018 Администрация направила в адрес Минмособлимущества проект договора аренды земельного участка с КН 50:27:0020545:185 площадью 14 000 кв.м.
Вопрос о предоставлении участка был рассмотрен на заседании Градостроительного совета МО, межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 22.03.2018 по п. 129, и принято решение: Учитывая нарушение администрацией п. 1 ст. 34 ФЗ N 171-ФЗ (трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании истек до момента обращения заявителя в администрацию о предоставления участка), отказать в согласовании проекта договора аренды; рекомендовать администрации отменить ранее принятое постановление об утверждении акта выбора участка.
Письмом от 17.04.2018 N 31/1666-исх Администрация отказала обществу в предоставлении участка в аренду, ссылаясь на вышеуказанные решения уполномоченных органов Московской области.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрены основания заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Таких оснований в данном случае не имеется, судом не установлено.
В силу ч. 1 ст. 34 Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта был предусмотрен статьей 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Так, согласно ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка (ч.2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ч. 3).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства (ч. 4).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (ч.5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч. 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, в период февраль 2015 года в отношении испрашиваемого ООО "Правовое обслуживание" земельного участка проводилась процедура предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
На основании заявления общества был проведен выбор участка, опубликована информация о его предстоящем представлении обществу в аренду.
24 февраля 2015 года Администрацией вынесено постановление о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, испрашиваемом ООО "Правовое обслуживание".
Поскольку данная процедура имела место до 01.03.2015, то к регулированию отношений предоставления земельных участков применяются переходные положения, предусмотренные законом N 171-ФЗ.
В указанном законе (п. 1 ст. 34) установлен срок для предоставления такого участка, соответствующий ч. 8 ст. 31 ЗК РФ в действовавшей до 01.03.2015 редакции - три года с момента вынесения постановления о предварительном согласовании.
В данном случае постановление о предварительном согласовании принято 24.02.2015, заявление о предоставлении участка подано 12.02.2018.
В силу положений части 2 ст. 32 ЗК РФ (в действовавшей до 01.03.2015 редакции) уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в двухнедельный срок.
Частью 5 ст. 39.17 ЗК РФ в действующей редакции установлен 30-дневный срок для принятия решения по заявлению о предоставлению земельного участка без проведения торгов.
Но разрешая вопрос о применении указанных норма права суд проверяет правомерность предварительного согласования места размещения объекта, принятого по ранее действовавшей процедуре, предусмотренной ст. 31 ЗК РФ в редакции, применимой к отношениям сторон.
Администрация го Подольска в отзыве также указывает на нарушение порядка формирования земельного участка, предусмотренного ст. 31 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции.
Так, статьями 30, 31 ЗК РФ регулировался порядок образования и предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, из земель государственной и муниципальной собственности.
Часть 5 ст. 30 ЗК РФ предусматривала, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В данном случае из акта выбора участка от 12.02.2015 усматривается, что участок для заявителя сформирован в составе земельного участка с КН 50:27:0020545:185, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании КП "Ресурс".
Таким образом, земельный участок уже состоял на кадастровом учете и принадлежал на вещном праве другому лицу, следовательно, акт выбора участка и постановление о предварительном согласовании были вынесены в нарушение как норм ЗК РФ, так и ГК РФ, а также прав и законных интересов правообладателя указанного земельного участка.
Кроме того, данными актами также были нарушены права и законные интересы лиц, заинтересованных в приобретении земельного участка в аренду, поскольку публикация о его предоставлении состоялась всего за шесть дней (19.02.2015) до вынесения постановления о предварительном согласовании (24.02.2015), из которых три дня являлись выходными днями.
Постановлением Администрации го Подольск N 716-П от 24.05.2018 в соответствии со ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" было отменено постановление от 24.02.2015 N 160 о предварительном согласовании ООО "Правовое обслуживание" места размещения объектов отдыха и благоустройства в д.Боборыкино с.п.Стрелковское.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении обществу земельного участка в аренду является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления общества, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2019 года по делу N А41-56591/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.