город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2019 г. |
дело N А53-32836/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Оболенской Т.А. по доверенности от 14.09.2018,
Оболенского Дениса Евгеньевича лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2018 по делу N А53-32836/2018 (судья Андрианова Ю.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника "Антарес"
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области
при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Компания Тензор", Оболенского Дениса Евгеньевича
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника "Антарес" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) с заявлением о признании незаконным решения от 15.08.2018 N 071S19180015210.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2018 заявленные требования удовлетворены. Решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области от 15.08.2018 N 071S19180015210 признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что поскольку ИП Оболенский Д.Е. является уполномоченным представителем, через которого заявитель представляет отчетность в УПФР в г. Таганроге, т.е. абонентом СЭД, а не специализированным оператором связи, его письма не могут подтверждать дату отправки отчета по форме СЗВ-Стаж ООО СК "Антарес" в соответствии с п. 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н. Оператором ЭД является организация, выполняющая функции транспортного сервера, и заключившая договор как с пенсионным органом, так и с ИП Оболенским. Такой организацией является ООО "Компания Тензор". Оператор ЭД подтверждает дату отправления и время прохождения через транспортный сервер 02 марта 2018 года, т.е. с нарушением сроков предоставления отчетности.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "СК "Антарес" и Оболенский Д.Е. указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества и Оболенский Д.Е. не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника "Антарес" является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области (071-052-013001).
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального учета, предусмотренных пп. 2 - 22 ст. 11 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
На основании проведенной проверки пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.07.2018 N 071S18180014016 за непредставление страхователем в установленный срок сведений в отношении 29 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТРАЖ за 2017 год (л.д. 70-71).
По результатам рассмотрения указанного акта управлением вынесено решение от 15.08.2018 N 071S19180015210 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 14 500 руб. (л.д. 74).
На основании решения от 15.08.2018 N 071S19180015210 управлением в адрес общества направлено требование от 07.09.2018 N 071S01180096920 об уплате начисленных финансовых санкций.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденные Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п (действовало в период подачи отчетности): страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Данной норме корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные данным Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае заключения страхователем с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (вместе с "Регламентом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", "Регламентом обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи" (действовавшим на момент подачи отчетности) участниками системы электронного документооборота ПФР (СЭД) являются:
- абоненты СЭД - страхователи (плательщики страховых взносов), представляющие документы в органы ПФР самостоятельно или через законного (уполномоченного) представителя страхователя (плательщика страховых взносов), а также органы ЗАГС, трансферагентские центры, органы ФНС, органы ФССП и другие;
- территориальные органы ПФР;
- удостоверяющие центры, оказывающие абонентам услуги по поставке и сопровождению СКЗИ и поддержке транспортного сервера и имеющие доверительные отношения с УЦ ПФР или организации.
- удостоверяющий центр ПФР.
В соответствии с разделом 11 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР, утвержденной Распоряжением Правления ПФР N 190р от 11.10.2007, страхователь (плательщик страховых взносов) осуществляет для представления сведений по телекоммуникационным каналам связи следующие действия в совокупности и совместно: заключает договор с поставщиком услуг УЦ, СКЗИ, программного продукта для представления сведений о застрахованных лицах в орган ПФР по телекоммуникационным каналам связи; создает условия для архивного хранения электронных документов; генерирует закрытый и открытый ключи; получает сертификат ЭЦП в УЦ; направляет в отделение ПФР заявление о подключении к электронному документообороту (по установленному образцу); заключает соглашение об обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
14.10.2010 между государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области и Оболенским Денисом Евгеньевичем (абонент системы) заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи N 904-01, в соответствии с условиями которого управление и абонент системы осуществляют обмен документами персонифицированного учета в электронном виде в рамках СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи по страхователям, от имени которых абонент системы будет действовать в качестве поверенного на основании договора поручения. Абонент системы подписывает документы персонифицированного учета от имени страхователя посредством электронной цифровой подписи на основании доверенности (т.д. 1 л.д. 80-90).
На основании доверенности от 12.01.2016 N 1 ИП Оболенский Д.Е. уполномочен заверять документы ООО СК "Антарес" по обязательному пенсионному страхованию и персонифицированному учету усиленной квалификационной электронной подписью и представляет их в УПФР в г. Таганроге (т.д. 1 л.д. 91).
Таким образом, ИП Оболенский является уполномоченным представителем, через которого заявитель представляет отчетность в УПФР в г. Таганроге, т.е. абонентом СЭД, а не специализированным оператором связи.
Следовательно, представленные ИП Оболенским Д.Е. сведения (т.д. 1 л.д. 100-102), не могут подтверждать дату отправки формы СЗВ-СТАЖ ООО СК "Антарес" в соответствии с п.32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Согласно п.3 постановления Правления ПФ РФ от 11.01.2018 N 3п "Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного" участниками информационного обмена при направлении Форм в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи являются страхователи (их представители), признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона N 27-ФЗ, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также операторы электронного документооборота, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и страхователями (далее - операторы ЭД).
В силу п. 10 постановления Правления ПФ РФ от 11.01.2018 N 3п оператор ЭД должен:
1) предоставлять транспортный сервис при информационном обмене с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) обеспечивать участников электронного документооборота сертификатами ключа КЭП;
3) направлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующее сообщение об ошибке (в случае возникновения ошибки при доставке форм на транспортный сервис оператора ЭД).
Согласно п. 2 Регламента обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", транспортный сервер - это комплекс технических и программных средств, обеспечивающих доставку электронного документооборота в СЭД ПФР.
Т.о., ООО "Компания Тензор" является оператором ЭД, выполняющим функции транспортного сервера.
Согласно представленным суду и лицам, участвующим в деле, сведениям ООО "Компания "Тензор" (от 18.03.2019 N 031811, от 02.04.2019 N 0402129) по результатам анализа базы данных программного комплекса "СБИС Электронная отчетность" (далее - ПК СБИС) абонента ИП Оболенский Денис Евгеньевич, (ИНН 615416941480, регистрационный номер 071-023-015701) установлено следующее:
1) 28.02.2018 11:18:11 сформирован отчет "СЗВ-СТРАЖ Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" ООО "СК "Антарес" (ИНН 6154084516, регистрационный номер 071-052-013001);
2) 28.02.2018 11:23:00 создан документ N 254418 от 28.02.2018;
3) 02.03.2018 08:44:46 зафиксировано нажатие кнопки "проверить и подготовить к отправке" на главном окне УБ;
4) 02.03.2018 08:45:46 передача на подпись отчета "СЗВ-СТАЖ Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" за доверителя ООО "Стоматологическая клиника "Антарес" не выполнена;
5) 02.03.2018 08:54:26 зафиксировано нажатие кнопки "проверить и подготовить к отправке" на главном окне УБ;
6) 02.03.2018 08:54:42 отчет "СЗВ-СТАЖ Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" проверен и подготовлен к отправке: документ N 25418 от 28.02.2018 с идентификатором fa5d3c88f62a47c0b93371054fd2a490 подготовлен к отправке;
7) 02.03.2018 08:55:31 зафиксировано нажатие кнопки "доставить" на главном экране УБ;
8) 02.03.2018 08:55:55 отправлен отчет "СЗВ-СТАЖ Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" за 2017 год N 25418 с идентификатором: присвоен идентификатор 046e0cc3-1254-44ac-97d1-2010ba1d591a.
Т.е, отправка отчета "СЗВ-СТАЖ Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" за 2017 год уполномоченным представителем Оболенский Денис Евгеньевич, ИП (ИНН 615416941480, регистрационный номер 071-023-015701) за доверителя ООО "Стоматологическая клиника "Антарес" (ИНН 6154084516, регистрационный номер 071-052-013001) выполнена 02.03.2018 08:55:55.
Следовательно, сведения о застрахованных лицах были представлены обществом с нарушением установленного срока, что влечет в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ ответственность в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершение правонарушения, отсутствуют, следовательно, оснований для уменьшения размера штрафных санкций не имеется.
Поскольку основания для признания незаконным решения управления отсутствуют, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2018 по делу N А53-32836/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.