город Томск |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А67-8575/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ташлыковой М.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу департамента финансов администрации города Томска (N 07АП-2316/2019) на решение Арбитражного суда Томской области от 13 февраля 2019 года по делу N А67-8575/2018 (судья Пономарева Г.Х.) по иску акционерного общества акционерного общества "ТомскРТС" (634050, город Томск, переулок Нахановича, дом 4а, ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска (634050, город Томск, улица Гагарина, 49, ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) и департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634050, город Томск, переулок Плеханова, 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211) о взыскании 53941,65 рублей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МаякЪ" (ИНН 7017368300, ОГРН 1157017000040), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз" (ИНН 7017295404, ОГРН 1117017021164); администрация города Томска (ИНН 7017004461).
В судебном заседании приняли участие - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТомскРТС" (далее - АО "ТомскРТС") обратилось в Арбитражный суд Томской области к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации г. Томска (далее - Департамент финансов) с иском о взыскании за счет средств казны муниципального образования "Город Томск" задолженности за потребленные коммунальные услуги (отопление) за период с 01.09.2015 по 31.03.2018 в сумме 53 941,65 рублей: за жилое помещение, расположенное по адресу: город Томск, улица Л. Толстого, 50-1 за период с 01.09.2015 по 31.01.2018 в сумме 20 902,39 рублей, за жилое помещение, расположенное по адресу: город Томск, улица С. Лазо, 18-172, за период с 01.09.2015 по 31.03.2018 в сумме 33 039,26 рублей, а также 2 157,67 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Томской области от 04.09.2019 к участию в деле в качестве процессуального соответчика привлечен Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - Департамент недвижимости).
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик как собственник жилых помещений не исполнил обязательства по оплате фактически отпущенной на указанные объекты тепловой энергии, что привело к образованию задолженности в заявленном размере.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МаякЪ", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз", администрация города Томска.
Решением Арбитражного суда Томской области от 13 февраля 2019 года с муниципального образования "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу АО "ТомскРТС" взыскано 53 941,65 рублей основной задолженности, 2 157,67 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, Департамент финансов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не учел, что департамент финансов не уполномочен осуществлять функции собственника в отношении муниципального имущества. При наличии органа, обладающего необходимыми полномочиями, привлечение в качестве представителя муниципального образования "Город Томск" департамента финансов администрации города Томска не соответствует требованиям действующего законодательства; надлежащим лицом по настоящему иску, имеющим право выступать от имени муниципального образования "Город Томск", является администрация города Томска, как орган местного самоуправления и главный распорядитель бюджетных средств.
Департамент недвижимости представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы Департамента финансов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, ходатайств об отложении заседания не поступало.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе доводам, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "Город Томск" на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные по адресу: город Томск, улица Л. Толстого, 50, кв. 1, общей площадью 19,2 кв. м. и город Томск, улица С. Лазо, 18, кв. 172, общей площадью 34 кв. м., что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности от 26.04.2018 и от 30.05.2018.
С 01.01.2015 АО "ТомскРТС" на основании договора поставки энергоресурсов от 19.09.2014 осуществляет поставку коммунальных ресурсов (горячей воды и тепловой энергии) потребителям г. Томска, в том числе в спорное нежилое помещение.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 17 от 26.01.2015 АО "ТомскРТС" присвоен статус единой теплоснабжающей организации не территории города Томска.
За период с 01.09.2015 по 31.03.2018 истец отпустил на отопление данных жилых помещений тепловую энергию на сумму 53 941,65 рублей, в том числе: на жилое помещение, расположенное по адресу: город Томск, улица Л. Толстого, 50-1 за период с 01.09.2015 по 31.01.2018 в количестве 13,8859 Гкал на сумму 20 902,39 рублей, на жилое помещение, расположенное по адресу: город Томск, улица С. Лазо, 18-172, за период с 01.09.2015 по 31.03.2018 в количестве 21,8934 Гкал на сумму 33 039,26 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела актами периодической проверки узла учета тепловой энергии от 29.09.2015, от 09.09.2016, от 26.09.2017, среднемесячными ведомостями по приборам учета, актами нарушения от 29.09.2015, от 29.09.2017, актами включения N 3590 от 17.09.2015, N 4018 от 30.09.2016, N 2801 от 29.09.2016 N 3797 от 20.09.2017, актами отключения N 1500 от 05.05.2016, N 1371 от 04.05.2016, N 1349 от 10.05.2017, N 1737 от 10.05.2017.
Расчет количества отпущенной тепловой энергии произведен истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Нормативы потребления установлены Решением Томской городской Думы от 26.10.2004 N 751 "О нормативах потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения города Томска".
Согласно представленным в дело письмам администраций районов города Томска, указанные квартиры в спорный период гражданам на условиях социального найма не предоставлялись.
Претензией от 16.05.2018 N 19/3141 АО "ТомскРТС" потребовало от ответчика оплатить имеющуюся задолженность за отпущенную тепловую энергию, в ответе на которую Департамент финансов указал, что является органом, уполномоченным осуществлять функции собственника в отношении муниципального имущества (письмо от 25.05.2018 N 07-01-02/1680).
Неисполнение ответчиком требований претензий по оплате тепловой энергии послужило основанием для обращения АО "ТомскРТС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обязанности собственника объекта недвижимости нести расходы на его содержание и оплачивать стоимость фактически потребленной тепловой энергии.
Выводы суда соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как разъяснено в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Отсюда следует, что в отсутствие договорных отношений обязанность возместить стоимость отпущенной тепловой энергии возлагается непосредственно на потребителя.
Установив, что жилые помещения, в отношении которых истцом оказывались услуги теплоснабжения, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск", суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 53 941,65 рублей стоимости потребленной тепловой энергии.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что Департамент финансов является ненадлежащим представителем муниципального образования, не обоснована.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Департамент финансов согласно Положению, утвержденному решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001, является финансовым органом администрации города Томска, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 Положения). Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.6 Положения). Согласно пунктам 3.57, 3.58 департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств г. Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Таким образом, удовлетворение судом иска к муниципальному образованию в лице Департамента финансов за счет казны муниципального образования соответствует приведенным нормам права и разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решение Арбитражного суда Томской области от 13.02.2019, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 13 февраля 2019 года по делу N А67-8575/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.