г. Челябинск |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А07-29209/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Тимохина О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Губайдуллина Даиля Мансуровича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2019 по делу N А07-29209/2018 (судья Насыров М.М.).
Индивидуальный предприниматель Губайдуллин Даиль Мансурович (далее - ИП Губайдуллин Д.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N Г-11974 от 14.09.2018 и обязании в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 1310 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 02:55:030208 в указанных координатах поворотных точек и направить ее индивидуальному предпринимателю Губайдуллину Д.М.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Губайдуллин Рамиль Мансурович.
В апелляционной жалобе ИП Губайдуллин Д.М. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Полагает, что факт расположения образуемого земельного участка в границах красных линий не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами, в установленном порядке в документации по планировке территории красные линии не утверждены. Кроме того, нахождение земельного участка в границах красных линий не препятствует его приобретению в аренду.
Полагает, что расположение в границах земельного участка объектов недвижимости, находящихся в собственности нескольких лиц не препятствует утверждению схемы расположения земельного участка, поскольку такого основания утверждения схемы нормой статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено, и в дальнейшем собственники не лишены права совместно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка.
К дате судебного заседания от Губайдуллина Рамиля Мансуровича поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, исходя из письменных доказательств, индивидуальный предприниматель Губайдуллин Даиль Мансурович является собственником нежилых помещений в здании с кадастровым номером 02:55:030208:66, расположенном по адресу г. Уфа, ул. Вологодская, д. 107/3, составляющих часть здания.
Указанное здание частично расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030208:14, в котором заявителю принадлежит доли в праве общей долевой собственности.
Часть здания, с расположенными в нём, принадлежащими заявителю на праве собственности помещениями расположено на территории участка с кадастровым номером 02:55:030208:51, права на который не зарегистрированы.
Кадастровым инженером ГБУ РБ "ГКО и ТИ" Алтынбековым Р.Ф. была подготовлена схема расположения земельного участка площадью 1310 кв.м, на кадастровом плане территории, которая включает в себя часть упомянутого выше здания, а также прилегающую территорию для организации парковки посетителей торгового центра.
В связи с необходимостью утверждения схемы перераспределения земельного участка, 16.08.2018 заявитель обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложением схемы и иных необходимых документов (л.д. 11-12).
Управление в письме от 14.09.2018 N Г-11974 ответило, что Управлением в соответствии с пп.3 п. с16 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, по следующей причине: образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами. Образуемый земельный участок в границах, представленных на утверждение, накладывается на нежилое здание с кадастровым номером 02:55:030208:66, что противоречит принципу единства судьбы земельных участков и порочно связанных с ними объектов, установленных пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на незаконность указанного отказа, предприниматель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 3 и пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка является первым этапом процедуры образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из документов, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах, заявленных предпринимателем, поскольку земельный участок находится в зоне градостроительных ограничений, в схеме не учтены правила пользования и территории общего пользования, красные линии, на образуемом земельном участке расположены нежилые здания, также частично расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:030208:51, находящегося в общей долевой собственности Губайдуллина Д.М. и Губайдуллина Р.М., в силу чего для формирования земельного участка требуется их совместное обращение в уполномоченный орган.
Изложенные выводы суда предпринимателем в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Ссылки апеллянта на недоказанность заинтересованным лицом факта расположения образуемого земельного участка в границах красных линий, отклоняются, поскольку указанное обстоятельство установлено судом на основании сведений, представленных Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа горд Уфа Республики Башкортостан, в письме N 7-835/ПР от 01.02.2019 (л.д. 134-136).
Доводы апеллянта о том, что красные линии не утверждены в установленном порядке в документации по планировке территории, отклоняются как не подтвержденные объективными доказательствами.
Кроме того, как следует из вышеизложенного письма N 7-835/ПР от 01.02.2019, красные линии установлены "до вступления в силу РДС 30-201-98", то есть Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации Постановление Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, а следовательно - до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, регламентирующего порядок разработки документации по планировке территории в части установления красный линий. Изложенное не означает, что красные линии не были установлены в соответствии с действующим ранее законодательством.
Доводы апеллянта о том, что нахождение земельного участка в границах красных линий не препятствует его приобретению в аренду, отклоняются, поскольку изложенные ограничения не распространяются на сформированные с учетом градостроительных норм земельные участки, тогда как образование земельного участка не должно противоречит градостроительным регламентам и приводить к нерациональному использованию земель, что в силу статьи 11.9 и статьи 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Доводы апеллянта о том, что расположение в границах земельного участка объектов недвижимости, находящихся в собственности нескольких лиц, не препятствует утверждению схемы расположения земельного участка, поскольку такого основания утверждения схемы нормой статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено, отклоняются в силу нормы пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ в её нормативном единстве с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2019 по делу N А07-29209/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Губайдуллина Даиля Мансуровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.