г. Киров |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А29-12501/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.01.2019 по делу N А29-12501/2018, принятое судом в составе судьи Суслова М.О.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты" (ОГРН 1141103000972, ИНН 1103012627)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута",
в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута",
в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми",
о взыскании задолженности и пеней,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты" (далее - истец, ООО "ЖЭУ-8", Управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования "Воркута" (далее - ответчик, Управление) о взыскании 449 829 рублей 29 копеек задолженности по оплате оказанных Управляющей организацией за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 жилищно-коммунальных услуг по договору управления от 01.01.2015 N ГОР-ЖЭУ-2014/8-17, 76 637 рублей пеней, начисленных за период с 10.04.2017 по 10.09.2018, а также пеней, начисленных за период с 11.09.2018 по день фактической оплаты долга в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 7,25% годовых, судебных расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Коми" (далее - третье лицо, Комиссариат).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.01.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Комитет в жалобе указывает, что до заселения помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несет Управление.
Истец и иные ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Комиссариат в письменном отзыве опроверг доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Комитет ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Общества в арбитражный суд послужило отсутствие за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 со стороны собственника нежилых помещений - муниципального образования городского округа "Воркута" оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги по договору управления 01.01.2015 N ГОР-ЖЭУ-2014/8-17. На сумму долга истцом начислены пени. Исковые требования основаны на положениях статей 125, 210, 215, 249, 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 36, 37, 39, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Пункт 1 статьи 8 ГК РФ в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
Положениями статей 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 210, 249 и 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым, в том числе отнесено управление управляющей организацией.
В этой связи при выборе способа управления домом посредством управляющей организации собственники помещений многоквартирного дома обязаны вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома выбранной управляющей организации.
Начисление платы за предоставленные услуги производится управляющей организацией с учетом цены, определенной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов (часть 4 статьи 158 ЖК РФ, пункты 29 - 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Расчет стоимости услуг определяется, в том числе посредством умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, когда размер расходов одного из собственников помещений не совпадает (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В рассматриваемом случае нежилые помещения (подвал, этаж N N 1, 2) площадью 1411,1 кв. м. по адресу: г.Воркута, ул. Ломоносова, д.16, в исковой период являлись муниципальной собственностью МО ГО "Воркута" (т.2 л.д.14-22). Истец предъявляет к взысканию стоимость услуг пропорционально площади подвала и 1 этажа в размере 1364,8 кв. м.
01.01.2015 между истцом и собственниками помещений, в том числе ответчиком как собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, в многоквартирном доме, расположенном по указанному выше адресу, заключен договор управления многоквартирным домом N ГОР-ЖЭУ-2014/8-17 (т.1 л.д.18-43). Названный договор в спорный период являлся действующим, доказательств расторжения указанного договора материалы дела не содержат, на наличие таковых обстоятельств ответчиком не указано.
Таким образом, бремя содержания жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, несет муниципальное образование в лице уполномоченного органа, которое и обязано в данном случае оплатить оказанные Управляющей организацией услуги.
В соответствии с пунктом 6.3.1 договора от 01.01.2015 N ГОР-ЖЭУ-2014/8-17 плата за содержание жилого помещения вносится собственниками помещений и иными потребителями, в Управляющую организацию, в том числе через ее платежных агентов.
В силу пункта 6.3.5 договора плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых Управляющей организацией или представителем Управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 6.1.1 договора размер платы за содержание жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников помещений и иных потребителей соразмерно планово-договорной стоимости работ, услуг, устанавливаемой в Перечне работ, услуг на каждый год действия договора, в расчете на один месяц (или помесячно в течение года) и один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6.2.1 договора плата за коммунальные услуги включает в себя плату за каждую из коммунальных услуг, указанных в пункте 4.2.1 договора, которые предоставляет Управляющая организация потребителям в многоквартирном доме.
Управляющая организация предоставляет собственникам помещений и иным потребителям следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение (пункт 4.2.1 договора от 01.01.2015).
В соответствии с пунктом 7.3.1 договора собственники помещений и иные потребители обязаны своевременно и полностью вносить плату по договору.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения определена договором управления (приложение N 8) в размере 26 рублей 67 копеек за 1 м2 общей площади помещения в месяц.
Таким образом, в рассматриваемый исковой период ООО "ЖЭУ-8" являлось управляющей компанией в отношении указанного выше многоквартирного жилого дома, и, соответственно, имело право требовать с МО ГО "Воркута" оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении спорных нежилых помещений, а также коммунальных услуг на общедомовые нужды.
По расчету Общества задолженность ответчика по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг на общедомовые нужды за спорный период составила 449 829 рублей 29 копеек. Ответчиком контррасчет задолженности не представлен.
Расчет стоимости оказанных Управляющей организацией услуг по содержанию и ремонту, коммунальных услуг на общедомовые нужды проверен судом и признан правомерным, поскольку соответствует тарифам, установленным договором управления, нормативам потребления на общедомовые нужды, установленным соответствующим решением уполномоченного органа. Материалами дела подтверждается, что плата за оказанные услуги в исковой период ответчиком не вносилась.
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В связи с неисполнением обязательств по оплате оказанных услуг истцом ответчику начислены пени в размере 76 637 рублей 18 копеек. Методика расчета пени ответчиком не оспорена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив наличие у собственника обязанности по несению спорных расходов и, соответственно, права истца требовать взыскания долга в указанном размере, обоснованно взыскал заявленный истцом размер задолженности. Доказательств отсутствия долга в указанной сумме, наличия долга в ином размере, равно как неоказания управляющей организацией работ и услуг по содержанию дома, либо оказания работ и услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, податель жалобы в материалы настоящего дела не представил.
Доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате спорной суммы долга в отношении помещения, переданного в безвозмездное пользование по договору ссуды от 01.06.2013 (т.3 л.д.10-11), были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно им отклонены. Именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по ремонту и содержанию в отношении общего имущества в многоквартирном доме пропорционально своей доле.
Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии в спорный период договорных отношений между Управляющей организацией и Комиссариатом на возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг в отношении спорных нежилых помещений.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными актами или соглашением сторон. Действующее законодательство не содержит норм, влекущих возникновение обязанности у арендатора (ссудополучателя) по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающими их третьими лицами (исполнителем таких услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не с исполнителем вышеназванных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
В такой ситуации действует общее правило о том, что в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
В связи с изложенным достаточных правовых и фактических оснований для освобождения ответчика от несения спорных расходов апелляционный суд не имеет.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.01.2019 по делу N А29-12501/2018 является законным, оснований для удовлетворения жалобы Комитета у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.01.2019 по делу N А29-12501/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.