Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2019 г. N Ф06-49405/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А57-20696/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливановой А.А.,
при участии в судебном заседании представителей администрации муниципального образования "Город Саратов" Муравьевой Н.В., действующей на основании доверенности от 05.04.2019 N 01-08/18, Линючевой Т.Л., действующей на основании доверенности от 20.04.2018 N 181, представителя индивидуального предпринимателя Сергеева Алексея Николаевича Волкова Д.А., действующего на основании доверенности от 01.07.2018, представителя общества с ограниченной ответственностью "САВА" Волкова Д.А., действующего на основании доверенности от 03.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 февраля 2019 года по делу N А57-20696/2018 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САВА" (410012, г. Саратов, ул. Вольская, д. 70, этаж 5, ОГРН 1046405009881, ИНН 6450074035),
заинтересованные лица: комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), индивидуальный предприниматель Сергеев Алексей Николаевич (г. Саратов), комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (191025, г. Санкт-Петербург, пр-кт Невский, д. 90/92, ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086), общество с ограниченной ответственностью "РекордФинансГрупп" (410031, г. Саратов, ул. Соборная, д. 44/58, ОГРН 1086450002650, ИНН 6450932967)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "САВА" (далее - ООО "САВА", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 23.08.2018 N 1916 об отказе ООО "САВА" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:245, обязании администрации в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда направить в адрес ООО "САВА" проект договора аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным постановление администрации муниципального образования г. Саратов от 23.08.2018 N 1916 об отказе ООО "САВА" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:245, обязал администрацию муниципального образования г. Саратов в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения суда подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:245 со множественностью лиц на стороне арендатора и направить его в адрес ООО "САВА".
Кроме того, с органа местного самоуправления в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель ООО "САВА", ИП Сергеева А.Н. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Агроторг", общество с ограниченной ответственностью "РекордФинансГрупп" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "САВА" на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 64:48:000000:214824, 64:48:000000:214826, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером 64:48:000000:213300 по адресу: г. Саратов, п. Юбилейный, ул. Усть-Курдюмская, д. 1А.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010115:245, имеющим статус "временный" с разрешенным использованием - магазины от 1000 до 5000 кв.м торговой площади.
01.08.2018 ООО "САВА" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении на основании статей 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:245 в аренду на 49 лет, цель использования: магазины от 1000 до 5000 кв.м торговой площади.
Постановлением администрации от 23.08.2018 N 1916 обществу отказано в предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Полагая, что отказ в предоставлении в аренду земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, ООО "САВА" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Россиской Федерации).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанного рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Отказывая ООО "САВА" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:245, администрация указала на нарушение процедуры образования данного земельного участка при разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:12.
Апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:010115:245 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:12, поставлен на временный учет 02.03.2012.
Согласно материалам кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 64:48:010115:245 при его формировании был подготовлен межевой план, который с учетом внесенных впоследствии корректировок в части координат границ был принят регистрирующим органом.
Также получено согласие правообладателя земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:12 ООО "РекордФинансГрупп" на раздел исходного участка на два самостоятельных.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В силу частей 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 01.01.2017 (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 4 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:010115:245 как по состоянию на 01.01.2017, так и по настоящее время с временного кадастрового учета снят не был, согласно выписке из ЕГРН, представленной в материалы дела, дата истечения срока действия временного характера - 03.03.2017.
Действия уполномоченных органов по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:245 в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны, спор о границах земельного участка отсутствует.
Согласно части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, администрация каких-либо действий, направленных на снятие земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:245 с кадастрового учета с момента его постановки и до настоящего времени не предпринимала, о допущенных нарушениях при его образовании не заявляла, при том, что обладала на то соответствующими полномочиями.
Указание на данные обстоятельства после того, как собственник объекта недвижимости выразил желание реализовать свои исключительные права на земельный участок, на котором указанный объект расположен свидетельствует о намерении воспрепятствовать заявителю в реализации указанных прав.
При этом, согласно позиции, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае необходимости обращения общества в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Из системного толкования положений статей 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.04.2015 N 1040 следует, что подготовка схемы расположения земельного участка необходима в целях точного отображения линии границ имеющейся территории в структуре кадастрового плана, предоставляемого без проведения торгов, утверждение схемы не возлагает на стороны спорных правоотношений обязанность по совершению в будущем каких-либо действий.
Утверждение схемы расположения земельного участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом, в том числе данных сведений, в последующем органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, при постановке спорного земельного участка на временный учет был изготовлен межевой план участка, осуществлены все необходимые действия, по результатам которых регистрирующий орган пришел к выводу о возможности поставить земельный участок на кадастровый учет.
Доказательств нарушения прав собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, а также на смежном участке в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание пояснения представителя ООО "САВА", данные в судебном заседании, и представленный фрагмент публичной кадастровой карты, согласно которым из земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:12 также образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 64:48:010115:246, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-п разъяснено, что как следует из статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Таким образом, право собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает в силу закона.
С учетом изложенного оснований для признания процедуры раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:010115:12 нарушенной не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы администрации не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 февраля 2019 года по делу N А57-20696/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.