город Томск |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А03-369/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края (N 07АП-3220/2019) на решение от 28.03.2019 (резолютивная часть от 14.03.2019) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-369/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края (658080, Россия, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 8 микрорайон, д. 3 А, ИНН: 2208008669, ОГРН: 1022200768270) к обществу с ограниченной ответственностью "Пик Алтай" (658080, Россия, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Хлебозаводская, д. 7/3, кв. 5/1, ИНН: 2208046713, ОГРН: 1162225084724) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за март, апрель, май 2017 года в сумме 1500 руб.
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Пик Алтай" (далее - общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за март, апрель, май 2017 года в сумме 1500 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 28.03.2019 заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на то, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности только в случае, если уточнения представлены им в отношении конкретных застрахованных лиц, сведения за которых представлялись в исходной форме СЗВ-М за данный отчетный период. По мнению пенсионного фонда, общество подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведении, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку представило форму СЗВ-М тип "дополняющая" после проведения Пенсионным фондом проверки формы СЗВ-СТАЖ и по истечении отчетного периода для представления сведений.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО "Пик Алтай" в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из материалов дела в ходе проверки представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ со сведениями по форме СЗВ-М по застрахованным лицам Управлением ПФР было обнаружено несоответствие в представленных в ПФР отчетности - непредставление индивидуальных сведений на застрахованных лиц.
28.03.2018 Управлением ПФР направлено уведомление об устранении несоответствия в представленной отчетности в течение пяти рабочих дней. Следуя материалам дела, сведения по форме СЗВ-М по типу "исходная" за март 2017 года представлены страхователем своевременно - 03.04.2017.
ООО "Пик Алтая" представило сведения по форме СЗВ-М по типу "Дополняющая" на 1 (одно) застрахованное лицо по истечению пяти рабочих дней - 23.05.2018, с момента получения уведомления о выявленных расхождениях в представленных страхователем сведениях (28.03.2018).
В связи с выявленным нарушением 14.06.2018 Управлением составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 032S18180013590 и направлен в адрес страхователя ООО "Пик Алтая" заказным письмом.
Рассмотрение материалов проверки и материалов дела о привлечении страхователя к ответственности было назначено на 17.07.2018.
Страхователь на рассмотрение не явился, письменные возражения по акту представлены небыли. 17.07.2018 в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ, Управлением принято Решение N 032S19180013632 о привлечении ООО "Пик Алтая" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
Решение N 032S19180013632 от 17.07.2018 и требование об уплате финансовой санкции N 032S0118A068ООE от 07.08.2018 направлены в адрес ООО "Пик Алтая" по почте заказным письмом. Сведения по форме СЗВ-М по типу "исходная" за апрель 2017 г. представлены страхователем своевременно - 03.05.2017.
ООО "Пик Алтая" представило сведения по форме СЗВ-М но типу "Дополняющая" на одно застрахованное лицо по истечению пяти рабочих дней - 23.05.2018, с момента получения уведомления о выявленных расхождениях в представленных страхователем сведениях (28.03.2018).
В связи с выявленным нарушением 14.06.2018 Управлением составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 032S18180013591 и направлен в адрес страхователя ООО "Пик Алтая" заказным письмом. Рассмотрение материалов проверки и материалов дела о привлечении страхователя к ответственности было назначено на 17.07.2018.
Страхователь на рассмотрение не явился, письменные возражения по акту представлены небыли.
17.07.2018 в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ, Управлением принято Решение N 032S19180013634 о привлечении ООО "Пик Алтая" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
Решение N 032S19180013634 от 17.07.2018 и требование об уплате финансовой санкции N 032S0118A068ООF от 07.08.2018 направлены в адрес ООО "Пик Алтая" по почте заказным письмом.
Сведения по форме СЗВ-М по типу "исходная" за май 2017 г. представлены страхователем своевременно - 01.06.2017.
ООО "Пик Алтая" представило сведения по форме СЗВ-М но типу "Дополняющая" на одно застрахованное лицо по истечению пяти рабочих дней - 23.05.2018, с момента получения уведомления о выявленных расхождениях в представленных страхователем сведениях (28.03.2018).
В связи с выявленным нарушением 14.06.2018 Управлением составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 032S18180013592 и направлен в адрес страхователя ООО "Пик Алтая" заказным письмом.
Рассмотрение материалов проверки и материалов дела о привлечении страхователя к ответственности было назначено на 17.07.2018.
Страхователь на рассмотрение не явился, письменные возражения по акту представлены небыли.
17.07.2018 в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ, Управлением принято Решение N 032S19180013635 о привлечении ООО "Пик Алтая" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
Решение N 032S19180013635 от 17.07.2018 и требование об уплате финансовой санкции N 032S0118A068ООG от 07.08.2018 направлены в адрес ООО "Пик Алтая" по почте заказным письмом.
Посчитав, что в данном случае имеет место дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований управления, исходил из недоказанности правомерности применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как следует из материалов дела, Управление 28.03.2018 по телекоммуникационным каналам связи страхователю направлено уведомление от 22.03.2018 N 1024/2293 (л.д. 9) о выявленных расхождениях в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и необходимости уточнения данных несоответствий в течение 5 рабочих дней с даты получения данного уведомления, при этом из текста указанного уведомления следует, что Управлением обнаружены несоответствия в предоставленной обществом отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и форме СЗВ-М за все отчетные периоды 2017 года.
Вместе с тем, как верно отмечает суд первой инстанции, указанное уведомление не содержит указания на конкретные расхождения представленной страхователем формы СЗВ-М за март, апрель, май 2017 года со сведениями по форме СЗВМ-СТАЖ за 2017, что не может свидетельствовать о том, что факт непредставления сведений о застрахованных лицах, указанных в форме СЗВ-М "дополняющая", представленной обществом, выявлен именно Управлением.
Кроме того, уведомление от 22.03.2018 N 1024/2293 содержит указания на обнаружение несоответствий в предоставленной обществом отчетности по форме СЗВСТАЖ за 2017 год, при этом уведомление не содержит указаний на конкретные несоответствия сведений по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2017 года сведениям по форме СЗВ-СТАЖ.
Решения по вопросу нарушения срока, указанного в уведомлении от 22.03.2018 N 1024/2293 Управлением не выносилось. Из представленных в материалы дела решений от 17.07.2018 (л.д. 13-18) следует, что страхователю вменяется нарушения срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N27-ФЗ, т.е. согласно указанного решения, объективная сторона правонарушения состоит в том, что страхователь не исполнил обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах за март 2017 в срок не позднее 17.04.2017, за апрель 2017 в срок не позднее 15.05.2017, за май 2017 в срок не позднее 15.06.2017.
Однако же, доказательств того, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВМ (исходная) за указанные периоды были поданы не своевременно, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание то, что "исходная" форма СЗВ-М за март, апрель, май 2017 года направлена Обществом с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно Обществом устранены, что не опровергнуто пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные отчетные периоды (за март, апрель, май 2017 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М тип "дополняющая") за этот отчетный период, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовой санкции не имеется.
Доказательств того, что именно управление Пенсионного фонда уведомило страхователя о выявленной ошибке в сведениях персонифицированного учета за указанные отчетные периоды, поданных по форме СЗВ-М и предложило представить уточненные данные, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведении, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку представил форму СЗВ-М тип "дополняющая" после проведения пенсионным фондом проверки формы СЗВ-СТАЖ и по истечении отчетного периода для представления сведений, подлежат отклонению, поскольку страхователь внес исправления в представленные сведения о застрахованных лицах в установленный для этого срок, ввиду чего основания для привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с общества финансовой санкции не имеется.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Выводы суда в отношении уведомления от 22.03.2018 N 1024/2293 не опровергнуты в апелляционной жалобе.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.03.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-369/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2019.
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.