Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2019 г. N Ф08-6824/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2019 г. |
дело N А32-37537/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "КубаньНедра": Клочко С.Г., по доверенности от 15.10.2018,
от Управления Россельхознадзора: Гончарова Я.В., по доверенности от 28.12.2018 N 09-30/111,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КубаньНедра"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2019 по делу N А32-37537/2018,
принятое судьей Купреевым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КубаньНедра"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КубаньНедра" (далее - ООО "КубаньНедра") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Россельхознадзора по КК и РА) о признании незаконным предписания от 09.07.2018 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Решением от 25.01.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КубаньНедра" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество не было уведомлено о проведении проверки, на момент проведения проверки Донсков Е.Н. не являлся директором общества; полномочия директора ООО "КубаньНедра" Донскова Е.Н. прекращены 12.10.2017 с момента признания общества несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства, с указанной даты руководителем ООО "КубаньНедра" являлся конкурсный управляющий Сыромятников В.Е. С момента вынесения определения суда от 09.06.2018 прекратились полномочия конкурсного управляющего Сыромятникова В.Е., в период с 09.06.2018 по 14.07.2018 у ООО "КубаньНедра" отсутствовал руководитель и работники, соответственно проверяемое юридическое лицо не имело возможности направить своего представителя для участия в проведении внеплановой выездной проверки, которая состоялась 19.06.2018.
В апелляционной жалобе также указано, что снятие и перемещение почвенно-растительного слоя на земельных участках с кадастровыми номерами 23:18:0701000:258, 23:18:0701000:222, 23:18:0701000:229, 23:18:0701000:224, 23:18:0701000:226, 23:18:0701000:228, 23:18:0701000:253 производится ООО "КубаньНедра" и ООО "КубаньИнерт" не самовольно, а на основании лицензий на право пользования недрами, а также на основании технических проектов разработки и рекультивации Аленовского месторождения песчано-гравийной смеси в Лабинском районе, которые согласованы с Управлением по недропользованию по Краснодарскому краю (Краснодарнедра).
Представитель ООО "КубаньНедра" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.06.2018 N 09-09/ВП656 Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена внеплановая выездная проверка ООО "КубаньНедра" на предмет соблюдения земельного законодательства при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0701000:258, 23:18:0701000:222, 23:18:0701000:229, 23:18:0701000:224, 23:18:0701000:226, 23:18:0701000:228, 23:18:0701000:253, общей площадью 85,9 га и разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного назначения.
В ходе проверки установлено, что указанные земельные участки не используются в сельскохозяйственном производстве, обществом произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде.
По результатам рассмотрения материалов проверки 09.07.2018 государственным инспектором государственного земельного надзора Лабинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора обществу "КубаньНедра" выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым ООО "КубаньНедра" необходимо в срок до 15.10.2018 устранить выявленные нарушения, провести на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0701000:258, 23:18:0701000:222, 23:18:0701000:229, 23:18:0701000:224, 23:18:0701000:226, 23:18:0701000:228, 23:18:0701000:253 комплекс организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий, направленных на восстановление нарушенного плодородного слоя почвы в соответствии с проектом рекультивации для вовлечения данных земельных участков в сельскохозяйственное производство.
Общество, не согласившись с предписанием контролирующего органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 7 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.
Подпунктом "в" пункта 4 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:
* использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
* не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
- соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
* содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
* информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в ходе проверки контролирующим органов выявлены следующие нарушения земельного законодательства при использовании указанных земельных участков:
* земельный участок 23:18:0701000:258 общей площадью 77,0 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Русь", бригада N 5, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства не используется в сельскохозяйственном производстве, на части участка приблизительно 1,0 га произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, на площади приблизительно 1,2 га произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде;
* земельный участок 23:18:0701000:222, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Русь", бригада N 5, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства не используется в сельскохозяйственном производстве, на площади около 1,2 га произведено снятие и общей площадью 1,8 га перемещение плодородного слоя почвы, уничтожения плодородного слоя почвы, что наносит вред сельскохозяйственным растениям, окружающей среде, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель; на площади приблизительно 0,2 га произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде;
* земельный участок 23:18:0701000:229 общей площадью 1,7 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Русь", бригада N 5, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства не используется в сельскохозяйственном производстве, на площади около 1,0 га произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, уничтожения плодородного слоя почвы, что наносит вред сельскохозяйственным растениям, окружающей среде, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель; на площади приблизительно 0,3 га произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде;
* земельный участок 23:18:0701000:224, общей площадью 1,8 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Русь", бригада N 5, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства не используется в сельскохозяйственном производстве, на площади около 1.1 га произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, что наносит вред сельскохозяйственным растениям, окружающей среде, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель: на площади приблизительно 0,3 га произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде;
* земельный участок 23:18:0701000:226 общей площадью 1,8 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Русь", бригада N 5, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства не используется в сельскохозяйственном производстве, на площади около 1,0 га произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, что наносит вред сельскохозяйственным растениям, окружающей среде, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель; на площади приблизительно 0,3 га произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде;
* земельный участок 23:18:0701000:228 общей площадью 1,8 га расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Русь", бригада N 5, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства не используется в сельскохозяйственном производстве, на площади около 1,2 га произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, что наносит вред сельскохозяйственным растениям, окружающей среде, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель; на площади приблизительно 0,3 га произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде;
* земельный участок 23:18:0701000:253 общей площадью 1,8 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель СПК "Русь", бригада N 5, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства не используется в сельскохозяйственном производстве, на площади около 1,0 га произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, уничтожения плодородного слоя почвы, что наносит вред сельскохозяйственным растениям, окружающей среде, приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель; на площади приблизительно 0,6 га произведено перекрытие верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, что представляет угрозу уничтожения плодородного слоя почвы, причинения вреда сельскохозяйственным растениям, окружающей среде.
Снижение плодородия спорных земельных участков подтверждается протоколом об оценке состояния земель от 06.08.2018 N Ф-133/АП.
Земельные участки принадлежит юридическому лицу ООО "КубаньНедра" на праве собственности (выписки из ЕГРП от 29.05.2018). Географические координаты места нарушения установлены с помощью спутникового геодезического оборудования.
05.07.2018 в Лабинский МО ВФН поступило письмо Федерального бюджетного учреждения "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" с указанием координат нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0701000:258, 23:18:0701000:222, 23:18:0701000:229, 23:18:0701000:224, 23:18:0701000:226, 23:18:0701000:228, 23:18:0701000:253 в системе координат МСК 23 с приложением схемы расположения, конфигурации участков с каталогом координат, свидетельство о проверке геодезического оборудования. Результат экспертизы отбора почвенных проб (образцов) от 27.06.2018 г. из отвала грунта, в которых визуально видно плодородный слой перемешан с подстилающими грунтами, песчано-гравийной смесью, на момент вынесения предписания, не получен.
Однако, данные отборы проб проводились для выявления, что из отвала грунта, в которых визуально видно плодородный слой перемешан с подстилающими грунтами, песчано-гравийной смесью, что указывает на уничтожение плодородного слоя почвы.
Таким образом, приведенные обстоятельства подтверждают нарушение обществом требований ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; ст. 12, ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, п.1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии. Сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, п.1, п.2, п. 3 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ".
В апелляционной жалобе обществом указано, что снятие и перемещение почвенно-растительного слоя на земельных участках с кадастровыми номерами 23:18:0701000:258, 23:18:0701000:222, 23:18:0701000:229, 23:18:0701000:224, 23:18:0701000:226, 23:18:0701000:228, 23:18:0701000:253 производится ООО "КубаньНедра" и ООО "КубаньИнерт" не самовольно, а на основании лицензий на право пользования недрами, а также на основании технических проектов разработки и рекультивации Аленовского месторождения песчано-гравийной смеси в Лабинском районе, которые согласованы с Управлением по недропользованию по Краснодарскому краю (Краснодарнедра).
Приведенные доводы были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Вид разрешенного использования относится к одной из наиболее важных юридических характеристик земельного участка, с одной стороны, позволяющей совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, влияющей на расчет кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вступил в силу с 24.12.2014.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Текущий вид разрешенного использования земельного участка обозначается в его кадастровых документах, а также в правоустанавливающих документах.
Вид разрешённого использования земельного участка, считается измененным с момента внесения изменений в государственный кадастровый реестр недвижимости, что заявителем по отношению к указанным в предписании земельным участкам сделано не было. Данные земельные участки имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения и должны использоваться в соответствии с её назначением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого предписания) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Положениями части 1 статьи 7 указанного закона предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
* с консервацией земель;
* с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
* с установлением или изменением черты населенных пунктов;
* с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
* с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
* со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
* с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
- с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
- с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Таким образом, наличие у общества лицензии на право пользования недрами не исключает обязанности организации производить снятие с земельных участков плодородного слоя только после проведения мероприятий по переводу земель в другую категорию с изменением вида разрешенного использования земельного участка (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 3 лицензии серии КРД N 80296 ТР).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 51 Закона N 2395-1 лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Земли, недра и почвы, как объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности закреплены статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 58 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно подпунктам 1, 6 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации использование и охрана земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территории, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель в том числе сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Таким образом, на основании вышеизложенного, право перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности зависит от волеизъявления собственника (пользователя) земельных участков. В свою очередь полученная обществом лицензия, не дает право осуществлять добычу недр на земельных участках сельскохозяйственного назначения.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея запрашивает информацию о текущем статусе земельных участков в рамках межведомственного взаимодействия с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что подтверждается Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "О перечне документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация".
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы общества о том, что его законный представитель не был уведомлен о проведении проверки.
Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства проведения проверочных мероприятий.
09.06.2018 с целью уведомления о проведении внеплановой выездной проверки в адрес ООО "КубаньНедра" направленно уведомление от 09.09.2018 N 23-18/811 о проведении плановой выездной проверки с 13.06.2018 в 11 -00 часов и о необходимости обеспечения присутствия руководителя юридического лица или уполномоченного представителя с доверенностью, оформленной должным образом, для участия в проведении проверки и подписания документов по результатам проверки.
Согласно почтовому идентификатору N 35250093775446 данное уведомление получено адресатом 15.06.2018.
Контролирующим органом 13.06.2018 подготовлено повторное Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО "КубаньНедра" 19.06.2018 в 14.00 часов.
14.06.2018 директор ООО "КубаньНедра" Донсков Е.Н. отказался подписывать уведомление о внеплановой выездной проверке от 13.06.2018 N 23-18/882 и распоряжение от 07.06.2016 N 09-09/ВП 656, в связи чем, управлением составлен акт о невозможности уведомления юридического лица и об отказе от уведомления о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "КубаньНедра".
Судом установлено, что 09.06.2018 определением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-34888/2016 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено.
14.07.2018 на внеочередном собрании участников принято решение о возложении обязанностей директора ООО "КубаньНедра" на Данелян Владимира Сергеевича.
Как правильно указано судом первой инстанции, переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - постановление N 61)).
Отсутствие полномочий у Донскова Е.Н. в качестве руководителя общества не привело к изменению места нахождения общества.
Как разъяснено в пункте 1 постановления N 61, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13.06.2018, директором ООО "КубаньНедра" являлся Донсков Евгений Николаевич, адрес регистрации юридического лица - Краснодарский край, Лабинский район, ст. Владимировская, ул. Лабинская, 39.
Таким образом, конкурсным управляющим своевременно не были внесены изменения в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, а также не приняты меры к получению почтовой корреспонденции организации.
Из части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не усматривается, что отсутствие законного представителя юридического лица (его представителя) при проведении проверки является грубым нарушением процедуры проведения проверки, влекущим недействительность ее результатов.
Ходатайств о переносе сроков проведения проверочных мероприятий в Управление от общества не поступало.
При таких обстоятельствах, судом не установлено нарушения процессуальных прав проверяемого лица.
Выявленные в ходе проверки нарушения по существу обществом не опровергнуты.
Предписание вынесено с учетом выявленных нарушений, в целях их устранения. Предписание является исполнимым, в том числе в части срока его исполнения.
Доказательств обратного обществом не представлено.
Кроме того, обществом не представлено обоснований и доказательств того, каким образом оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления ООО "КубаньНедра" отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 25.01.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
Государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой за общество Донсковым Евгением Николаевичем согласно квитанции банка от 20.02.2019, подлежит возвращению ООО "КубаньНедра" из федерального бюджета на основании ст.ст. 333.21, 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 января 2019 года по делу N А32-37537/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КубаньНедра" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.