г. Владимир |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А43-39374/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М., без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2019 по делу N А43-39374/2018,
принятое судьей Трясковой Н.В.
в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода о взыскании с акционерного общества "Эван" (ОГРН 1065260108517, ИНН 5260181284) 4742 руб. 10 коп.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерным обществом "Эван" (далее - Общество, страхователь) 08.07.2016 в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода (далее - Учреждение) представлены сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М с типом "исходная" за июнь 2016 года на 148 застрахованных лиц, в том числе в отношении Лежина Михаила Юрьевича (далее - Лежин М.Ю.).
Общество 19.05.2017 повторно направило сведения по форме N СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016 года в отношении тех же застрахованных лиц (148 физических лиц).
Посчитав, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме N СЗВ-М за июнь 2016 года, выявив у получателя пенсии по старости Лежина М.Ю переплату пенсии за период с 01.09.2016 по 31.05.2017 в общей сумме 4 742 руб. 10 коп., Учреждение направило в адрес Общества уведомлении о необходимости возмещения перерасхода средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 4742 руб. 10 коп.
Поскольку указанная сумма Обществом в добровольном порядке не возмещена, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Общества 4742 руб. 10 коп.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 15.01.2019 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Учреждению в удовлетворении требования.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права.
Заявитель жалобы утверждает, что 19.05.2017 отчетность по форме N СЗВ-М за июнь 2016 года с типом "дополняющая" повторно представлена Обществом в Учреждение и принята Учреждением впервые, а ранее направленные сведения не приняты, что подтверждается отрицательным протоколом.
Учреждение считает, что страхователь обязан убедиться в том, что документы, отправленные в Пенсионный фонд Российской Федерации, доставлены и приняты последним.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. В силу пункта 1 части 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, в случае, если Учреждение по состоянию на 01.02.2016 располагает сведениями о том, что пенсионер является работающим, корректировка и индексация его пенсии не производится.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ) факт осуществления пенсионером работы по состоянию на 01.02.2016 устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
С 01.04.2016 в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) внесены изменения - введена обязанность по представлению упрощенной формы ежемесячной отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан ежемесячно, не позднее 10-го числа (а с 01.01.2017 не позднее 15-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М, в том числе о гражданах, принятых на работу, либо уволенных с нее в отчетном месяце.
На основании данной формы отчетности орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений пунктов 1-3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступили в силу с 01.05.2016 (пункт 3 статьи 9 Федерального закона N 385-ФЗ), поэтому в силу пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ начиная с 01.05.2016 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом Пенсионного фонда ежемесячно, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных работодателями.
Таким образом, подтверждение факта работы пенсионера возложено на страхователя, в рассматриваемом случае на Общество.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
При этом под такой суммой понимается сумма страховой пенсии, которая должна выплачиваться пенсионеру в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в условиях неосуществления им работы.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае установления фактов излишней выплаты пенсионерам сумм пенсии по причине допущения вышеуказанных нарушений Фонд производит устранение данной ошибки путем принятия решения о прекращении выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (пункт 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора Учреждение должно доказать, что несвоевременное представление сведений в Пенсионный фонд о застрахованных лицах за июнь 2016 года находится в прямой причинной связи с возникшими у Учреждения убытками в виде выплаты проиндексированной пенсии работающему у страхователя пенсионеру.
Судом по материалам дела установлено, что первоначально сведения по форме N СЗВ-М за июнь 2016 года представлены в Учреждение 08.07.2016 в установленные законом сроки, в том числе в отношении работника Общества Лежина М.Ю.
Доказательств того, что данные сведения не были приняты Учреждением и в адрес Общества был направлен 09.07.2018 (как утверждает заявитель апелляционной жалобы) отрицательный протокол проверки отчетности, материалы дела не содержат.
Представленный в дело скриншот страницы журнала учета приема сведений не свидетельствует о формировании Учреждением в обозначенную дату протокола проверки отчетности и направления его в адрес Общества (л.д.21).
Решение о выплате страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии N 170000325242/В в отношении Лежина М.Ю. принято Учреждением в августе 2016 года.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что принимая решение о выплате страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), Учреждение не учло сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за июль 2016 года. В то время как уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств", производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Сведения за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года, январь, февраль, март, апрель, май 2017 года, содержащие данные о Лежине М.Ю., представлены Обществом в установленные законом сроки. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как утверждает Учреждение, ошибка обнаружена в мае 2017 года ввиду предоставления форма N СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016 года. Однако, данная форма представлена повторно, первоначально сведения по форме N СЗВ-М получены Учреждением 08.07.2016.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Общества по представлению сведений о застрахованных лицах за июнь 2016 года и убытками в виде выплат излишних сумм страховой пенсии Учреждением не доказана.
На момент принятия решения и осуществления выплат индексированных сумм Учреждение располагало сведениями о пенсионере, работающем у Общества.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении требования о взыскании с Общества 4742 руб. 10 коп.
Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
От уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы заявитель апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2019 по делу N А43-39374/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.