город Ростов-на-Дону |
|
26 апреля 2019 г. |
дело N А53-39786/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области резолютивная часть от 05.02.2019 по делу N А53-39786/2018, принятое судьей Парамоновой А.В.
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Белое крыло"
о взыскании финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Белое крыло" (далее - общество) о взыскании штрафных санкций в сумме 2500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учёта.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области в виде резолютивной части от 05.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что страхователь откорректировал ранее представленные сведения, а не представил вновь сведения на одно застрахованное лицо.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Белое крыло" зарегистрировано в качестве страхователя в органах пенсионного фонда Российской Федерации и соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Общество по телекоммуникационным каналам связи своевременно представило в управление сведения персонифицированного учёта в системе обязательного пенсионного страхования о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май-сентябрь 2017 года (с типом формы "исходная").
20.02.2018 общество представило в управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май-сентябрь 2017 года (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица.
В ходе проверки представленных обществом сведений управление пришло к выводу о нарушении обществом сроков предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта по форме СЗВ-М за май-сентябрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица.
Выводы камеральной проверки отражены в акте от 28.03.2018 N 071S18180005907, N 071S18180005908 и от 04.04.2018 N 071S18180007147, N 071S18180007148, N 071S18180007149 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Управлением приняты решения от 14.05.2018 N 071S19180008280, N 071S19180008275, от 21.05.2018 N 071S19180009296, N 071S19180009297, N 071S19180009298, в соответствии с которыми общество привлечено к ответственности в виде назначения штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", за нарушение сроков предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, в виде применения финансовых санкций в размере 2500 рублей.
Поскольку задолженность не оплачена ответчиком, учреждение обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно статье 3 Федерального закона N 212 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона N 212 нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признаётся виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 41 Федерального закона N 212 предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Подпунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 212 предусмотрено, что организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьёй 15 Федерального закона N 27-ФЗ также предусмотрена обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определённые данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счёта;
2) фамилию, имя и отчество;
3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВМ за отчётный период. Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчётный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчётный период. В соответствии с пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учёта, содержащие недочёты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчётный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Исходя из нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из материалов дела следует, что 20.02.2018 общество представило в управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май-сентябрь 2017 года (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица.
При этом судом установлено, что сведения в отношении 1 застрахованного лица были представлены обществом 20.02.2018 впервые и не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за май-сентябрь 2017 года (с типом формы "исходная"), представленных в Пенсионный фонд ранее.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчётности предусмотрена статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений, управление пришло к выводу о пропуске заявителем установленного для сдачи отчётности срока за май-сентябрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем, вынесло решения от 14.05.2018 N 071S19180008280, N 071S19180008275, от 21.05.2018 N 071S19180009296, N 071S19180009297, N 071S19180009298 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 2500 рублей.
Между тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии обжалуемого решения управлением не учтено следующее.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учёта сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учёту, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу. Из буквального толкования разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации, следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учёту, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за май-сентябрь 2017 года направлены обществом в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена последним путём направления дополняющих сведений, в рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства выявления управлением факта непредоставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за май-сентябрь 2017 года после исправления соответствующих сведений, у управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку вина общества отсутствует в связи с реализацией последним права на исправление ранее поданных сведений.
Также суд отмечает, что привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона N 212-ФЗ, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения. Между тем, причины расхождения представленных обществом за один период сведений, в ходе проверки управлением не устанавливались. Заполнение формы отчётности с нарушением срока, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями.
Доводы апелляционной жалобы управления признаны судом основанными на неверном толковании норм материального права.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за май-сентябрь 2017 года и самостоятельно предприняло меры к её устранению путём направления дополняющей формы в орган пенсионного фонда, который только при получении такой дополняющей формы провёл проверку представленных сведений и выявил указанное нарушение требований Федерального закона N 27-ФЗ.
Исходные сведения о застрахованных лицах за май-сентябрь 2017 года были направлены обществом в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений была выявлена и устранена обществом путём направления корректирующих сведений.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности в виде назначения штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", за нарушение сроков предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, в виде применения финансовых санкций в размере 2500 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области в виде резолютивной части от 05.02.2019 по делу N А53-39786/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 названного Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.