г. Пермь |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А50-32391/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Скромовой Ю.В., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Балдиной А.С.,
при участии:
от истца - Пуцик П.П., паспорт, доверенность от 09.01.2019;
от ответчика - Рахматуллина Л.И., удостоверение, доверенность от 09.01.2019, Шипиловских Д.Б., удостоверение, доверенность от 20.11.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, индивидуального предпринимателя Полева Александра Вадимовича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2019 года по делу N А50-32391/2018,
принятое судьей Султановой Ю.Т.,
по иску индивидуального предпринимателя Полева Александра Вадимовича (ОГРНИП 309590219700029, ИНН 590200003810)
к Управлению социального развития администрации Пермского муниципального района
третье лицо: Министерство строительства и архитектуры Пермского края
о признании одностороннего отказа ответчика от исполнения муниципального контракта незаконным, о возложении обязанности исполнить заключенный муниципальный контракт, о возложении обязанности подписать Акт приема - передачи жилого помещения и произвести оплату согласно условиям контракта
установил:
индивидуальный предприниматель Полев Александр Вадимович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Управлению социального развития администрации Пермского муниципального района (далее - ответчик), просит признать односторонний отказ ответчика от исполнения муниципального контракта N 013-20 (0156600003618000020-0922491-01) незаконным, обязать ответчика исполнить заключенный с истцом муниципальный контракт N 013-20 (0156600003618000020-0922491-01), обязать подписать Акт приема - передачи жилого помещения и произвести оплату согласно условиям Контракта.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2019 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением истец, индивидуальный предприниматель Полев Александр Вадимович, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования истца.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом сделаны выводы не соответствующие действительности и материалам дела, вынесенное решение является незаконным, необоснованным, не соответствует принципам правосудия и задачам судопроизводства. Указывает на неисполнение ответчиком своих обязательств, так как на сайте ответчика и Министерства отсутствовала база данных (реестра) специализированного жилищного фонда. Полагает, что решение ответчика о допуске истца к закупке путем подписания протокола от 14.08.2018 N 19 свидетельствует о согласии с техническими и иными характеристиками передаваемого товара. Ссылается на отсутствие в данном случае оснований для одностороннего отказа от контракта, несоблюдение процедуры расторжения контракта.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направило, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.08.2018 между истцом (Продавец) и ответчиком (Покупатель) заключен муниципальный контракт N 013-20 (0156600003618000020-0922491-02) (л.д. 7-14 том 2).
Согласно п. 1.1. контракта продавец обязуется передать жилое помещение в многоквартирном доме, а покупатель обязуется принять и оплатить жилое помещение по цене и на условиях, определенных контрактом.
В соответствии с п. 2.1. контракта цена контракта составляет 1 378 971 руб. 00 коп., без НДС.
В силу п. 3.1. срок передачи продавцом жилого помещения покупателю по акту приема-передачи жилого помещения - в течение 15 рабочих дней со дня заключения муниципального контракта.
Согласно п. 3.2. продавец в течение срока передачи жилого помещения уведомляет покупателя о готовности к передаче жилого помещения, сообщает покупателю адрес жилого помещения. Стороны согласовывают дату и время передачи продавцом жилого помещения покупателю, при этом согласованная дата передачи объекта должна отстоять от даты уведомления покупателя продавцом о готовности продавца к передаче жилого помещения не более чем на 5 рабочих дней, и быть не позднее срока, установленного п. 3.1. контракта (п. 3.3.).
В соответствии с п. 3.4. передача жилого помещения осуществляется по акту приема-передачи жилого помещения, в дату и время, согласованные сторонами в порядке, предусмотренном п. 3.3. В случае несоответствия жилого помещения требованиям, определённым в Техническом задании, покупатель направляет продавцу мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи жилого помещения.
Разделом 4 контракта закреплены права и обязанности покупателя. Покупатель вправе требовать от продавца надлежащего исполнения обязательств по Контракту в соответствии с условиями Контракта, требованиями действующего законодательства, привлекать экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями, для приемки жилого помещения. Покупатель обязан принять жилое помещение в порядке и в сроки, установленные Контрактом, произвести оплату приобретаемого жилого помещения в порядке и сроки, установленные контрактом, при условии надлежащего и своевременного выполнения продавцом своих обязательств по контракту в полном объеме.
Разделом 5 контракта закреплены права и обязанности продавца. Продавец вправе требовать своевременной оплаты переданного жилого помещения в соответствии с условиями Контракта. Продавец обязан уведомить Покупателя о готовности к передаче жилого помещения, сообщить Покупателю адрес жилого помещения, передать покупателю жилое помещение, соответствующее условиям Контракта, в сроки и в порядке, установленном Контрактом; передать в Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, необходимые документы для государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение Пермскому муниципальному району в срок, установленный Контрактом; обеспечить сохранность жилого помещения, производить оплату коммунальных и иных платежей, связанных с эксплуатацией и содержанием жилых помещений, до государственной регистрации перехода права собственности на жилые помещения Пермскому муниципальному району.
Разделом 8 контракта определен срок действия, порядок изменения и расторжения контракта. Согласно п. 8.2. контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках. Покупатель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации:
- если Продавец допустил существенное нарушение сроков передачи жилого помещения более чем на 5 календарных дней,
- если жилое помещение не соответствует техническим и иным характеристикам, предусмотренным Контрактом;
- если жилое помещение передано ненадлежащего качества - при наличии заключения эксперта.
В соответствии с п. 8.4. контракта, Покупатель обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Продавец и (или) жилое помещение не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) жилому помещению или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии жилого помещения таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
05.09.2018 истцом вручено ответчику уведомление N 23 от 04.09.2018 о готовности к передаче жилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, с. Усть-Качка, ул. Краснознаменная, д. 23Б, квартира N 24 (л.д. 19 том 2).
17.09.2018 комиссией проведен осмотр жилого помещения N 24 на предмет соответствия условиям контракта. Техническим и иным требованиям. По результатам осмотра приемочной комиссией составлен акт обследования жилого помещения N 4 от 17.09.2018 (л.д. 20 том 2).
18.09.2018 ответчиком принято решение N 134 об отказе от подписания акта приема-передачи жилого помещения, в связи с несоответствием товара условиям контракта, в связи с тем, что общее количество жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, от числа всех жилых помещений в доме составляет 38 %, а должно составлять не более 25 % (л.д.92-93 том 2).
21.09.2018 истцом направлено уведомление о незаконности отказа от подписания актов приема-передачи жилых помещений N 30, в котором истец просит ответчика исполнить заключенные контракты и подписать акты приемке-передачи квартир (л.д. 94-95 том 2).
27.09.2018 ответчиком направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке поставленного товара N 141, в котором ответчик указывает, что в подпункте 3 раздела 1 технического задания приложения N 1 к муниципальному контракту N 013-20 от 29.08.2018 указано, что общее количество жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, от числа всех жилых помещений в доме указано - 1,5 %, однако при проведении мероприятий, проводимых комиссией по приемке жилого помещения в муниципальную собственность Пермского Муниципального района, приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: ул. Краснознаменная, д. 23б, с. Усть-Качка, Усть-Качкинское с/п, Пермского района, Пермского края, направленных на проверку соответствия требованиями, указанных в муниципальном контракте N 013-20 от 29.08.2018, техническим и иным требованиям, выявлено, что общее количество жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей сирот и лиц из их числа, от числа всех жилых помещений в доме по указанному адресу составляет 38 %.
В данном отказе ответчик просит устранить замечания в течение десяти дней с момента получения данного уведомления, в случае отказа, заказчик обязан будет принять решение об одностороннем отказе от исполнения МК N 013-20 от 29.08.2018 (л.д. 96-97 том 2).
04.10.2018 истцом было вручено ответчику возражение на отказ от подписания актов приема-передачи жилых помещений, в котором истец просит отозвать мотивированные отказы от подписания актом приемки-передачи поставленного товара N 139, 140, 141, 142 от 27.09.2018, просит исполнить заключенные контракты и подписать акты приемки-передачи квартир (л.д. 98 том 2), полагает, что ранее представленные 11.09.2018 акты приемки-передачи квартир не подписаны ответчиком без наличия на то правовых оснований.
10.10.2018 ответчиком направлено уведомление N 157 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По мнению истца, действия ответчика по неисполнению заключенного контракта и не подписанию актов приема-передачи жилого помещения не соответствует условиям заключенного контракта и действующему законодательству, отказ от исполнения контракта незаконен и не основан на положениях контракта.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска, поскольку основания расторжения контракта установлены, процедура расторжения контракта соблюдена.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (ст. 469 ГК РФ).
Правоотношения истца и ответчика по спорному требованию регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре купли-продаже, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Ответчик (заказчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 8.2. контракта Покупатель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, если жилое помещение не соответствует техническим и иным характеристикам, предусмотренным Контрактом. Основанием принятия решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта является несоответствие жилого помещения требованиям документации о закупке (п. 8.4. контракта).
Согласно абзацу 7 пункта 3.3 Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей сирот и лиц из их числа, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 N 665-п "Об утверждении порядков по финансовому обеспечению и осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" общее количество жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, не должно превышать 25% от числа всех жилых помещений в доме. В многоквартирных домах с количеством квартир не более четырех допускается приобретение всех жилых помещений.
Судом установлено, что в соответствии с письмом ООО УК "Усть-Качка Сервис" общее количество жилых помещений в многоквартирном доме по адресу ул. Краснознаменная 23Б, с. Усть-качка, Пермского района, Пермского края составляет 92 жилых помещения. Согласно экспертному заключению кадастрового инженера Вылегжанина Вячеслава Александровича (л.д. 28-38 том 2), общее количество жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, от числа всех жилых помещений в доме не соответствует заявленным в техническом задании характеристикам. По факту составляет 38 %.
В таблице N 1 Технического задания ИКЗ 18 35902293393590201001 0010 024 6810 412 (Приложение N 1 к документации об аукционе в электронной форме) (л.д. 82-85 том 2) вышеупомянутое условие об общем количестве жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, не должно превышать 25% от числа всех жилых помещений в доме, упомянуто.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается принятие покупателем решения об отказе от подписания акта приема-передачи жилого помещения, в связи с несоответствием товара условиям контракта, в связи с тем, что общее количество жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, от числа всех жилых помещений в доме составляет 38 %, а должно составлять не более 25 %, о чем истце уведомлен письмом от 18.09.2018 N 134, а также направление ответчиком мотивированного отказа от 27.09.2018 N 141 от подписания документа о приемке поставленного товара, принятия решения от 08.10.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта, направление истцу уведомления от 10.10.2018 N 157 об одностороннем отказе от исполнения контракта, что истцом не опровергается.
Установив несоответствие жилого помещения условиям контракта, в данном случае Техническому заданию ИКЗ 18 35902293393590201001 0010 024 6810 412, согласно которому общее количестве жилых помещений в многоквартирном доме, включенных и планируемых к включению в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, не должно превышать 25% от числа всех жилых помещений в доме, что в силу условий договора и приведенных выше норм права является основанием принятия ответчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, реализацию ответчиком процедуры расторжения контракта, в связи с чем договор считается расторгнутым с 26.10.2018, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с необоснованностью заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии на сайте ответчика и Министерства базы данных (реестра) специализированного жилищного фонда опровергаются материалами дела, в частности ответчиком представлены скриншот страницы сайта Пермского муниципального района, реестр муниципального имущества (т.4 л.д.1-6).
Довод апеллянта о допуске истца к закупке путем подписания протокола от 14.08.2018 N 19, что свидетельствует о согласии с техническими и иными характеристиками передаваемого товара, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в силу заключенного муниципального контракта именно на истце, как продавце товара, лежит обязанность по передаче товара, соответствующего условиям договора, в данном случае требованиям Технического задания, являющегося приложением N 1 муниципальному контракту N 013-20 от 29.08.2018), на что указано в п. 1.3 договора.
Довод апеллянта об отсутствии в данном случае оснований для одностороннего отказа от контракта, несоблюдении процедуры расторжения контракта были предметом рассмотрения суда и обоснованно отклонены как противоречащие материалам дела.
Применение пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении". В соответствии с указанными разъяснениями в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Поскольку основания для одностороннего отказа ответчика от исполнения контракта подтверждены материалами дела, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта выполнена ответчиком, о чем свидетельствуют соответствующие уведомления в адрес истца, оснований полагать односторонний отказ ответчика от исполнения муниципального контракта N 013-20 не соответствующим закону не установлено. Учитывая изложенное, требования истца об обязании ответчика исполнить муниципальный контракт N 013-20 путем подписания акта приема - передачи и оплаты стоимости жилого помещения являются не обоснованными.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2019 года по делу N А50-32391/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.