город Омск |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А75-16005/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3041/2019) акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2019 по делу N А75-16005/2018 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" (ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) об оспаривании постановления N 146 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) от 25.09.2018,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, АО "Тюменская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - административный орган, Госжилинспекция Тюменской области) о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2018 N 146 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания), которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
До принятия по делу решения от АО "Тюменская энергосбытовая компания" поступило ходатайство о смене наименования заявителя на акционерное общество "Газпром энергосбыт Тюмень" (далее - АО "Газпром энергосбыт Тюмень"), которое судом первой инстанции удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2019 по делу N А75-16005/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, АО "Газпром энергосбыт Тюмень" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель заявляет о том, что судом первой инстанции неправомерно к отношениям между юридическими лицами применены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, тогда как применению подлежало Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442. Согласно доводам жалобы Общество не является субъектом административного правонарушения, вмененного в вину заявителю. В жалобе заявителем также указывается, что в полномочия Госжилинспекции Тюменской области не входит проверка введения ограничения режима потребления электрической энергии по инициативе гарантирующего поставщика в отношении потребителя - юридического лица.
В письменном отзыве на жалобу административный орган просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 01.05.2013 между АО "Тюменская энергосбытовая компания" и садоводческим некоммерческим товариществом "Лесник-2" (далее - СНТ "Лесник-2") заключен договор энергоснабжения N 10099, в связи с ненадлежащим исполнением которого у СНТ "Лесник-2" перед Обществом возникла задолженность.
Общество уведомило СНТ "Лесник-2" о предстоящем ограничении электроснабжения с предложением добровольной уплаты задолженности в срок до 28.05.2017 (уведомление от 05.05.2017 N 03/6596 об ограничении режима потребления электроэнергии).
28.06.2018 сетевой организацией (АО "Тюменьэнерго") введено ограничение режима потребления электрической энергии в отношении СНТ "Лесник-2".
16.07.2018 в адрес Госжилинспекции Тюменской области поступило обращение гражданина Сидорова В.Ф., имеющего в собственности земельный участок и жилое строение на территории СНТ "Лесник-2", об отключении электрической энергии с 28.06.2018. Согласно обращению у Сидорова В.Ф. отсутствовала задолженность за полученную электрическую энергию, при этом электроэнергия является единственно поставляемым в СНТ "Лесник-2" коммунальным ресурсом.
24.07.2018 подача электрической энергии возобновлена.
На основании приказа от 31.07.2018 N 01-16-0769/18 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка по факту нарушения прав потребителей коммунальных услуг.
В результате проверки выявлено нарушение требований жилищного законодательства, выразившееся в необеспечении соблюдения режима обеспечения коммунальной услугой по электроснабжению в жилых домах, по адресу: СНТ "Лесник-2", пер. Яблоневый, дачный участок N 510.
20.09.2018 по факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 25.09.2018 N 146 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением об его оспаривании.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем АО "Газпром энергосбыт Тюмень" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусматривается, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение установленных действующим законодательством требований, правил и режима предоставления коммунальных услуг.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, участвующие в обеспечении населения коммунальными услугами и нарушившие установленные нормами действующего законодательства требования режима такого обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещается. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
В рассматриваемом случае предметом спора является бесперебойное (непрерывное) снабжение исполняющих свои обязательства надлежащим образом плательщиков, являющихся владельцами жилых помещений.
Правоотношения между АО "Газпром энергосбыт Тюмень" (АО "Тюменская энергосбытовая компания") (продавец) и СНТ "Лесник-2" (покупатель) основаны на договоре энергоснабжения от 01.05.2013 N 10099, в соответствии с условиями которого продавец обязуется осуществить продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с сетевыми организациями, к сети которых присоединены электроустановки покупателя, обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей (пункт 2.1. договора).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 потребителем коммунальных услуг является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с Правилами N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем коммунальной услуги является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442), а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 30 Основных положений N 442 предусмотрено, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В свою очередь, положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), действовавшего в спорный период, во взаимосвязи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" позволяют прийти к выводу о том, что применительно к правовому режиму дачных некоммерческих товариществ потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого владельца жилого строения, чьи принимающие устройства присоединены к общей электросети товарищества, однако не само товарищество, являющееся потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).
Таким образом, в правоотношениях с поставщиком электрической энергии товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества, поскольку прямые договоры заключены не со всеми гражданами-членами товарищества.
Ввиду того, что осуществление товариществом организационной деятельности с целью обеспечения электроснабжения возведенных на земельных участках жилых строений дачников, не противоречит правовой природе товарищества как организации граждан, созданной для удовлетворения их потребностей, связанных с владением, пользованием дачными земельными участками, а договор энергоснабжения между товариществом и обществом является действующим, и прямые договоры не заключены с владельцами участков, расположенных в пределах территории товарищества, товарищество, выступая в договоре энергоснабжения в интересах членов товарищества, является лицом, обязанным оплачивать стоимость электроэнергии, потребленной членами товарищества и гражданами, не заключившими прямые договоры с обществом, по аналогии с обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
АО "Газпром энергосбыт Тюмень", в свою очередь, является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, вступает в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, является лицом, которое несет ответственность за бесперебойное предоставление коммунальной услуги по электроснабжению потребителей.
Следовательно, по верному выводу суда первой инстанции, к отношениям между АО "Газпром энергосбыт Тюмень" и СНТ "Лесник-2" применяются Правила N 354, поскольку непосредственными потребителями электрической энергии в товариществе являются граждане, которые используют энергию для бытовых целей.
В связи с неоплатой СНТ "Лесник-2" в установленный срок задолженности по поставке электрической энергии в рамках договора энергоснабжения 28.06.2018 Обществом введено ограничение режима потребления электроэнергии, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
По общему правилу, закрепленному в подпункте "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в установленном порядке (пункт 119 Правил N 354).
Материалы дела не свидетельствуют о том, что все члены СНТ "Лесник-2" имеют задолженность по оплате электрической энергии. В свою очередь, СНТ "Лесник-2" оплатило поставленную электрическую энергию частично, что следует из акта сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2017 по 20.07.2018.
Так, ограничение Обществом поставки электроэнергии добросовестным плательщикам, имеющим жилые дома на территории СНТ, нарушает гарантированное Правилами N 354 и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителе" право и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины Общества в допущенном правонарушении.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. В рассматриваемом случае, обстоятельств объективной невозможности принятии обществом всех зависящих от него мер к выявлению добросовестных плательщиков и обеспечению их доступа к электроэнергии при введении режима ограничения энергопотребления, не доказано.
Заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил N 354, следовательно, вина Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, доказана. Иное не следует из материалов дела.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, не представлено в материалы дела. Отсутствуют в деле и доказательства принятия всех заявителем зависящих от него действий, направленных на исполнение предусмотренных законом обязанностей. Таким образом, в действиях АО "Газпром энергосбыт Тюмень" присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Доводы Общества об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, подлежат отклонению как не основанные на материалах дела.
Отклоняя доводы жалобы АО "Газпром энергосбыт Тюмень" об отсутствии у Госжилинспекции Тюменской области полномочий на проведение проверочных мероприятий в отношении общества, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ государственным жилищным надзором признается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор). Государственный жилищный надзор на территории Тюменской области осуществляется Госжилинспекцией Тюменской области.
В рассматриваемом случае проверка проведена в связи с рассмотрением обращения собственника жилого дома по вопросам надлежащего оказания коммунальной услуги по обеспечению электрической энергией, исполнителем и фактическим поставщиком которой является именно АО "Газпром энергосбыт Тюмень", и Госжилинспекция Тюменской области действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении инспекцией не допущено. Материалами дела подтверждается соблюдение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, соблюдения прав и законных интересов Общества в полном объеме, что Обществом также не оспаривается.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, определенного положениями статьи 4.5 КоАП РФ.
При привлечении Общества к ответственности заявителю назначен административный штраф в минимальном размере в соответствии с санкцией статьи 7.23 КоАП РФ.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требований, предъявленных в рамках настоящего дела АО "Газпром энергосбыт Тюмень", отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы АО "Газпром энергосбыт Тюмень" повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно с учетом представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ.
Нарушение и неправильное применение норм процессуального права, влекущие отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не усматриваются.
Оставив без удовлетворения заявление Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое подлежит оставлению без изменения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2019 по делу N А75-16005/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.