г. Самара |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А55-29258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Филипповой Е.Г., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от акционерного общества "Тандер"- Имбряков П.В. (доверенность от 18.09.2018),
от Административной комиссии Красноглинского внутригородского района г. Самара- представитель не явился, извещена,
от Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области- представитель не явился, извещено,
от Министерства промышленности и торговли Самарской области - Ревина Т.В. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2019 по делу N А55-29258/2018 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению акционерного общества "Тандер", г. Краснодар,
к Административной комиссии Красноглинского внутригородского района г. Самара, г.Самара,
третьи лица: Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области, г.Самара, Министерство промышленности и торговли Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными постановлений,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Административной комиссии Красноглинского внутригородского района г. Самара (далее - административный орган, Комиссия) о признании незаконными и отмене постановлений от 19.09.2018 N N 773, 774, 775, 776 по делам об административных правонарушениях, которыми заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (далее - Закон N 115-ГД) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 руб. за каждое правонарушение.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, прекратить производство в отношении АО "Тандер".
В апелляционной жалобе указывает, что при составлении протоколов об административном правонарушении были нарушены процессуальные права лица, в отношении которого составлялся протокол, протоколы об административном правонарушении составлены с нарушением закона.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства промышленности и торговли Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) установлено, что Акционерное общество "Тандер" по адресам: г. Самара, пос. Мехзавод, квартал 15, д. 1, 1 этаж магазин "Магнит"; г. Самара, пос. Береза, квартал 4, д. 3, 1 этаж магазин Магнит"; г. Самара, пос. Прибрежный, ул. Прибрежная, д. 14, 1 этаж магазин "Магнит"; г. Самара, пос. Прибрежный, ул. Труда, д. 4, угол ул. Парусная, д. 2, магазин "Магнит" осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в стеклянной потребительской таре в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA-2018 года, тем нарушило п.п. 1.1 п. 1 постановления Правительства Самарской области от 01.06.2018 N 307 "О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории г.о. Самара в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA-2018 года" (далее - Постановление N 307), которым предусмотрен полный запрет на розничную продажу и потребление алкогольной продукции, содержащейся в стеклянной потребительской таре, в том числе при оказании услуг общественного питания на территории городского округа Самара в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA2018 и накануне (16, 17, 20, 21, 24, 25, 27, 28 июня и 1, 2, 6, 7 июля 2018 года).
По данному факту главным специалистом Департамента регулирования оборота алкогольной продукции Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в отношении заявителя были составлены протоколы об административном правонарушении от 22.08.2018 N N 000439, 000440, 000441, 000442 по фактам совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 6.5 Закона N 115-ГД.
Материалы дел об административных правонарушениях были направлены в Административную комиссию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара.
Постановлениями Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самара по делам об административных правонарушениях от 19.09.2018 N N 773, 774, 775, 776 заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.5 Закона N 115-ГД, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 руб. за каждое административное правонарушение.
Не согласившись с постановлениями административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Закона N 115-ГД нарушение установленных Законом Самарской области от 31.01.2011 N 3-ГД "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области" (далее - Закон N 3-ГД) дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере семидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 3-ГД Правительство Самарской области устанавливает дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции в следующих случаях:
в случае введения режима чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории муниципальных образований в Самарской области, в которых сложилась чрезвычайная ситуация;
в случае проведения зрелищных мероприятий, в дни проведения выпускных мероприятий по случаю окончания обучения в образовательных организациях на территориях отдельных населенных пунктов Самарской области по результатам рассмотрения обращений глав городских округов и муниципальных районов.
Под зрелищными мероприятиями в целях настоящего пункта понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей и молодежи, в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, и в других общественных местах, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Частью 3 ст. 4 Закона N 3-ГД предусмотрено, что порядок введения ограничений, указанных в ч. 2 ст. Закона N 3-ГД, устанавливается постановлением Правительства Самарской области.
Согласно подп. 1.1 п. 1 Постановления N 307 введен полный запрет на розничную продажу и потребление алкогольной продукции, содержащейся в стеклянной потребительской таре, в том числе при оказании услуг общественного питания на территории городского округа Самара в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и накануне - 16, 17, 20, 21, 24, 25, 27, 28 июня 2018 года, 1, 2, 6, 7 июля 2018 года.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.5 Закона N 115-ГД, подтверждается выпиской из журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, информацией, содержащейся в федеральном реестре алкогольной продукции, протоколами об административном правонарушении.
В соответствии с порядком заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.06.2015 N 164, в графе 2 фиксируется дата розничной продажи каждой единицы (потребительской тары, упаковки) алкогольной или спиртосодержащей продукции. При заполнении журнала в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС вся необходимая информация о проданной алкогольной продукции отражается в журнале автоматически в момент продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции АО "Тандер".
Таким образом, выписка из ЕГАИС подтверждает факт реализации алкогольной продукции в установленные дни полного запрета продажи алкогольной продукции в стеклянной потребительской таре.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что событие вмененного правонарушения не доказано и документально не подтверждено, суд признает несостоятельным.
Доказательств, подтверждающих факт того, что представленные административным органом доказательства получены с нарушением закона, суду не представлено. При этом необходимость составления отдельного протокола изъятия документа в данном случае не требуется.
На заявителе лежит обязанность по соблюдению Закона N 3-ГД. Из материалов дела усматривается, что у заявителя имелась возможность для осуществления контроля за деятельностью работающих у него лиц, и он не представил доказательств, подтверждающих, что нарушение вышеназванного Закона произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган правомерно привлек Акционерное общество "Тандер" к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.5 Закона N 115-ГД.
Ссылка заявителя на процессуальные нарушения при привлечении его к ответственности, изложенные им также и в апелляционной жалобе, правомерно отклонена судом первой инстанции.
По мнению заявителя, при составлении протоколов об административном правонарушении нарушены его процессуальные права, поскольку рассмотрение протоколов назначено на одно время - 22.08.2018 в 9.30 часов и в указанное время рассмотрение протоколов не состоялось в связи с наличием очереди среди лиц, приглашенных на составление протокола об административном правонарушении.
Судом первой инстанции данный довод признан несостоятельным, т.к. из представленных административным органом извещений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении возможно установить в отношении какого правонарушения будет производиться составление протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о возможности заявителя реализовать предусмотренные законом права при составлении протокола об административном правонарушении и представить возражения относительно составления протокола.
При этом само по себе указание одного времени для составления протокола об административном правонарушении и составление протокола в иное время - в 11 часов 10 минут, не может свидетельствовать о нарушении административном органом права заявителя на защиту, поскольку не препятствует представлению своих возражений относительно составления протокола об административном правонарушении и участию в процедуре составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, доказательств, подтверждающих факт того, что специалист Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области отказался 22.08.2018 рассматривать вопрос о составлении протоколов об административном правонарушении в отношении заявителя, не представлено.
Также не представлено доказательств невозможности участия представителя заявителя при составлении протоколов об административном правонарушении в 11 часов 10 минут.
Довод заявителя о том, что протоколы об административном правонарушении составлены с нарушением закона, поскольку данные протоколы составлены до получения информации с сайта ФСАР, также является необоснованным, поскольку факт фиксирования получения административным органом необходимой информации и доказательства не может свидетельствовать о законности либо о незаконности протокола об административном правонарушении.
Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях административным органом нарушены процессуальные права заявителя, поскольку рассмотрение дел назначено на одно и то же время - 19.09.2018 в 14 часов 00 минут, поскольку из представленных административным органом определений о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях представляется возможным установить в отношении какого правонарушения будет производиться рассмотрение дела, что свидетельствует о возможности заявителя реализовать предусмотренные законом права при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что само по себе указание одного времени для рассмотрения дел об административных правонарушениях не может свидетельствовать о нарушении административном органом права заявителя на защиту, поскольку не препятствует представлению своих возражений относительно привлечения к административной ответственности и участию в процедуре привлечения к административной ответственности.
Таким образом, существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Оснований для признания совершенных Обществом правонарушений малозначительными не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности вмененных Обществу административных правонарушений.
Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и правил.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях и назначения административного наказания не истек.
При этом суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что административным органом нарушен срок привлечения к административной ответственности, который, по мнению заявителя, должен составлять два месяца, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об основах государственного регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение или снижения его размера, предусмотренные ст.ст. 4.1 и 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.
В данном случае совершенные лицом, привлекаемым к административной ответственности, правонарушения представляют повышенную угрозу безопасности здоровью человека, нарушая установленный государством порядок в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения ее потребления населением, что исключает возможность замены наказания в виде штрафа предупреждением.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за подачу заявления об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности не предусмотрена, соответственно, не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам данной категории.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2019 по делу N А55-29258/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.