Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 15 августа 2019 г. N Ф10-3492/19 настоящее постановление оставлено без изменения
26 апреля 2019 г. |
Дело N А84-3117/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 26.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Сикорской Н.И.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Енокян В.А.,
при участии:
представителя истца - Томащак З.С., доверенность от 12.07.2018 б/н,
представителя ответчика (Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Юг") - Рыкова В.М., директор, выписка из ЕГРЮЛ,
представителя ответчика (Общество с ограниченной ответственностью "Виктория") - Щербаковой А.Ю., доверенность от 13.12.2018 б/н, Шукуровой Э.Н., доверенность от 13.12.2018 б/н,
представителя ответчика (Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя) - Присяжнюк А.А., доверенность от 04.10.2018 N 82,
иные лица, участвующие в деле - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.01.2019 по делу N А84-3117/2018 (судья Погребняк А.С.)
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки",
к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль-Юг", Обществу с ограниченной ответственностью "Виктория",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю,
о признании недействительным конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" (далее - истец, ООО "Пассажирские перевозки") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском, с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.5 л.д. 71-87, 89-106), к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - Департамент), в котором просит:
- признать недействительным решение комиссии Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя N 7-С "Северная-Армянск", N 13-С "Севастополь-Джанкой", N 31-с "Севастополь-аэропорт "Симферополь", N42-С "Севастополь - Судак (через г. Ялту)", оформленного Протоколом заседания комиссии от 08.06.2018;
- признать недействительным Приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 14.06.2018 N 1510-о "О проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя N 7-С "Северная-Армянск", N 13-С "Севастополь-Джанкой", N 31-с "Севастополь-аэропорт "Симферополь", N 42-С "Севастополь - Судак (через г. Ялту)" в части пункта 2 и пункта 3;
- признать недействительным Свидетельство об осуществлении перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок N 13-С "Севастополь-Джанкой", выданное ООО "Магистраль-Юг";
- признать недействительным Свидетельство об осуществлении перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок N 31-с "Севастополь-аэропорт "Симферополь", выданное ООО "Виктория";
- обязать комиссию Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя устранить допущенные нарушения права путем допуска ООО "Пассажирские перевозки" к участию в конкурсе, объявленного приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 20.04.2018 N 108-о по лоту N2, наименование маршрута регулярных перевозок "Севастополь-Джанкой" и по лоту N3 наименование маршрута регулярных перевозок "Севастополь-аэропорт Симферополь" и пересмотре его итогов с учетом заявок ООО "Пассажирские перевозки" по указанным лотам.
Исковые требования мотивированы тем, что во время проведения Департаментом открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя имело место необоснованное исключение из числа участников конкурса ООО "Пассажирские перевозки", которое, по мнению истца, имело законное право на участие в нем, а грубые нарушения порядка проведения конкурса привели к неправильному определению победителя конкурса. Нарушения, допущенные Комиссией по проведению открытого конкурса, повлекли также за собой принятие по результатам указанного конкурса неправомерного Приказа Департамента от 14.06.2018 N 1510-о, который также подлежит признанию недействительным. Нарушенное право истца на участие в открытом конкурсе, объявленном приказом Департамента от 20.04.2018 N 108-о, подлежит восстановлению путем обязания комиссии устранить допущенные нарушения путем допуска истца к участию в конкурсе и пересмотре его итогов с учетом заявок ООО "Пассажирские перевозки".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.01.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что, оспаривая протокол рассмотрения заявок по результатам открытого конкурса в части лотов N 2, 3, а также принятое решение конкурсной комиссии, заявитель не подтвердил надлежащими доказательствами нарушения его прав и законных интересов. Установив факт несоответствия заявок истца условиям, изложенным в конкурсной документации в части указанных габаритов транспортных средств, являющихся существенным условием участия претендента в открытом конкурсе, суд пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно было отказано истцу в участии в открытом конкурсе. Злоупотребление правом в процессе проведения конкурса со стороны организатора конкурса, в части рассмотрения заявок истца, судом первой инстанции не установлено. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, поскольку истцу правомерно отказано в допуске к участию в открытом конкурсе, обстоятельства, касающиеся процедуры проведения конкурса, не могут нарушать его права.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не дана правовая оценка обстоятельствам нарушения Конкурсной комиссией по проведению конкурса 08.06.2018, допущенных при рассмотрении, оценке и сопоставлению заявок ООО "Магистраль-Юг" и ООО "Виктория". При этом, вывод суда первой инстанции о том, что признание оспариваемых торгов недействительными не приведет к защите прав истца, по мнению апеллянта, не является верным, поскольку удовлетворение исковых требований повлечет признание недействительными свидетельств об осуществлении перевозок, выданных по результатам оспариваемого конкурса и предоставит возможность истцу принять участие во вновь организуемых торгах на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по соответствующим маршрутам. Кроме того, истец отмечает, что ООО "Пассажирские перевозки" не было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на лот N 3, и истец являлся участником конкурса на указанный лот. Вместе с тем, Комиссия признала победителем по указанному лоту ООО "Виктория" без рассмотрения, оценки и сопоставления заявки ООО "Пассажирские перевозки", что свидетельствует о нарушении порядка проведения открытого конкурса, которое повлекло нарушение интересов истца.
Определением от 05.03.2019 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 16.04.2019.
В судебном заседании 16.04.2019 объявлен перерыв до 22.04.2019.
В судебное заседание 22.04.2019 явились представители истца и ответчиков. Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на официальном сайте Правительства Севастополя опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя N 7-С "Северная - Армянск", N 13-С "Севастополь - Джанкой", N 31-С "Севастополь - аэропорт "Симферополь", N 42-С "Севастополь - Судак (через г. Ялту)", утвержденное приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 20.04.2018 N 108-о (т. 1 л.д. 53-54); размещена конкурсная документация по вышеуказанному конкурсу (т. 1 л.д. 55-93).
В рамках открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя N 7-С "Северная - Армянск", N 13-С "Севастополь - Джанкой", N 31-С "Севастополь - аэропорт "Симферополь", N 42-С "Севастополь - Судак (через г. Ялту)" (далее - Конкурс), истцом подана заявка - пакет документов претендента на лот N 2, наименование маршрута регулярных перевозок "Севастополь-Джанкой", маршрутное задание по лоту: автобус большой класс, общее количество не более 1, ежедневное количество рейсов 2, расписание - время отправления из начального/конечного пункта: 09.10(09:57)/14:35; на лот N 3, наименование маршрута регулярных перевозок - "Севастополь-аэропорт Симферополь", маршрутное задание по лоту: автобус большой класс, общее количество не более 4, ежедневное количество рейсов 8, расписание - время отправления из начального/конечного пункта: 07:35, 08:20, 13:50, 15:05/09:40, 11:25, 16:45, 17:45 (т. 1 л.д. 91-92).
Судом также установлено, что маршрутным заданием по лотам N 2 и N 3 определены требования, в том числе, предъявляемые к классу транспортных средств - автобус большого класса (т. 1 л.д. 91-92).
Материалами дела подтверждается, что в составе заявок истца на участие в конкурсе прилагался Договор N 19 от 17.05.2018 на поставку пяти автобусов марки КАВЗ 4238-61 и одобрение типа транспортного средства ТС RU Е-RU.МТ02.00051.П1Р3 (т. 2 л.д. 180).
В одобрении типа транспортного средства КАВЗ модификация КАВ34238-0000-10-61 указаны характеристики д/в/ш- 10000/3110/2500 мм.
В раздел N 2 заявки, согласно требованиям подпункта 8 пункта 2.3 конкурсной документации, истцом включен расчет среднего количества ТС, имевшихся в его распоряжении в течение года, предшествующего дате опубликования извещения о проведении открытого конкурса по форме, согласно приложению N 5 к Положению о проведении конкурса (т. 2 л.д. 178).
Судом установлено, что протоколом заседания комиссии по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок г. Севастополя N 7-С "Северная-Армянск", N 13-С "Севастополь-Джанкой", N 31-С "Севастополь-аэропорт "Симферополь", N 47 "Севастополь-Судак (через Ялту)" от 08.06.2018 (т. 1 л.д. 94-109), согласно пункту 5.3 протокола, с учетом акта N 4 в соответствии с Положением, комиссия установила наличие оснований для отказа претенденту в участии в открытом конкурсе путем голосования, признала заявку на лот N 2 ООО "Пассажирские перевозки" не соответствующим требованиям Положения о конкурсной документации и не допустила претендента к участию в открытом конкурсе по следующим основаниям:
- в конкурсном предложении ООО "Пассажирские перевозки" по критерию 4 в максимальный срок эксплуатации транспортных средств (заявленных с обязательством об их приобретении) указано - до 5 лет, оценка по критерию 18 баллов соответствует большому классу транспортных средств, при этом, в составе заявки приложен Договор поставки от 17.05.2018 N 19 на поставку 5 автобусов КАВЗ 4238-61 одобрение типа транспортного средства ТС RU Е- RU.МТ02.00051.П1Р3, в одобрении типа транспортного средства КАВЗ модификация КАВЗ 4238-00000-10-61 указаны следующие характеристики: д/в/ш - 10000/3110/2500 мм.
На основании пункта 14 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров);
Таким образом, длина транспортного средства (10 м) соответствует среднему классу, а заявка не соответствует маршрутному заданию по лоту N 2.
В соответствии с пунктом 6.4 Протокола, с учетом акта N 8, в соответствии с положением, комиссия установила наличие оснований для отказа претенденту в участии в открытом конкурсе, путем голосования признала заявку на лот N 3 ООО "Пассажирские перевозки" не соответствующей требованиям Положения и конкурсной документации и не допустила претендента к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 11.2 Протокола открытый конкурс по лоту N 2 был признан состоявшимся, победителем по лоту N 2 определено ООО "Магистраль-Юг".
В соответствии с пунктом 11.3 Протокола открытый конкурс по лоту N 3 был признан состоявшимся, победителем по лоту N 3 определено ООО "Виктория".
Актами N 4, 8 проверки достоверности информации, указанной в заявках на лот N 2 открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок г. Севастополя N 7-С "Северная-Армянск", N 13 С "Севастополь-Джанкой", N 31-С "Севастополь-аэропорт "Симферополь", N 47 "Севастополь-Судак (через Ялту)" от 06.06.2018 (т. 1 л.д. 110-113) определено, что по результатам проверки заявки и прилагаемых к ней документов ООО "Пассажирские перевозки" на лоты N 2, 3, установлено следующее:
- в конкурсном предложении ООО "Пассажирские перевозки" по критерию N 4 максимальный срок эксплуатации транспортных средств указан до 5 лет, оценка по критерию 18 баллов соответствует большому классу ТС; при этом, в одобрении типа ТС КАВЗ модификация КАВЗ 4238-00000-10-61 указаны характеристики, соответствующие среднему классу ТС (длина ТС от 7,5 м до 10 м включительно), в связи с чем подлежит начислению 15 баллов.
- при сверке сведений участников открытого конкурса о среднем количестве ТС, имевшихся в распоряжении участника в течение года, предшествующего дате опубликования извещения о проведении открытого конкурса (участником заявлено количество 22 ед.); согласно сведениям Национального союза страховщиков ответственности установлено, что с 20.10.2017 по 19.10.2018 действует договор между страховой компанией АО "Наско" и ООО "Пассажирские перевозки" в отношении 118 автобусов.
В актах проверки, со ссылками на пункт 8.1 Положения, указано на необходимость рассмотрения вопроса об отказе участнику в участии в открытом конкурсе при установлении фактов недостоверности сведений, указанных в документах заявки.
Приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от 14.06.2018 N 151-0 "О проведении конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок г. Севастополя N 7-С "Северная-Армянск", N 13-С "Севастополь-Джанкой", N 31-С "Севастополь-аэропорт "Симферополь", N 47 "Севастополь-Судак (через Ялту)" определены перевозчиками по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок г. Севастополя N 7-С "Северная-Армянск" - ООО "Магистраль-Юг", N 13 С "Севастополь-Джанкой" - ООО "Магистраль-Юг", N 31 -С "Севастополь-аэропорт "Симферополь" - ООО "Виктория", N 47 "Севастополь-Судак (через Ялту)" - ИП Калинин А.Н., о чем выданы соответствующие свидетельства об осуществлении перевозок (т. 1 л.д. 114-115).
Несогласие с решением комиссии по проведению открытого конкурса стало причиной обращения истца с претензией (т. 1 л.д. 146-150) в адрес ответчика, с указанием на то, что согласно одобрению типа транспортного средства, выданного органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования "САТР-ФОНД" Межотраслевого Фонда "Сертификация автотранспорта САТР" N ТС RU Е- RU.МТ02.00051.П1Р1 длина транспортного средства КАВЗ модификация КАВЗ 4238-00000-10-61 составляет 10030 мм. Согласно договору поставки от 17.05.2015, заключенного между ООО "Техно-Сервис К" и ООО "Пассажирские перевозки" о поставке 5 автобусов КАВЗ 4238, класс ТС указан как М3 - большой класс.
Таким образом, предложенное ООО "Пассажирские перевозки" транспортное средство КАВЗ модификации КАВЗ 4238-00000-10-61, длиной 10030 мм соответствовало большому классу транспортных средств и соответствовало маршрутному заданию по лоту N 2, маршрутному заданию по лоту N 3.
Также истец в претензии указал на то, что пассажирские перевозки осуществляются истцом на 22 транспортных средствах, что подтверждается наличием у общества 22 паспортов маршрутов регулярных перевозок, 22 свидетельств о регистрации собственных транспортных средств; иные транспортные средства не принадлежат на праве собственности обществу.
Претензия была получена ответчиком - организатором конкурса 26.07.2018 (т. 1 л.д. 151-152).
По мнению истца, нарушение его прав в ходе проведения конкурса является основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Так, истец в иске указал на то, что организатор конкурса - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в нарушение пункта 10.3 Конкурсной документации не уведомил истца о дате и времени проведения планируемой проверки достоверности сведений, указанных в заявках. При этом, проверка достоверности информации, изложенной в заявке ООО "Пассажирские перевозки" проводилась одним лицом - главным специалистом отдела организации пассажирских перевозок Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя. Кроме того, в данной ситуации Организатор не истребовал у ООО "Пассажирские перевозки" разъяснения содержания документов заявки в соответствии пунктами 5.2, 5.3 Конкурсной документации. Также при проведении проверки соответствия транспортных средств заявленным характеристикам, Организатор не дал надлежащей оценки характеристикам транспортного средства, указанным в спецификации к договору поставки, заключенного 17.05.2018 между ООО "Техно-Сервис К" и ООО "Пассажирские перевозки" о поставке 5 автобусов КАВЗ 4238-61, согласно которого класс транспортного средства указан как М3 - большой класс. Кроме того, согласно одобрению типа транспортного средства, выданного органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования "САТР-ФОНД" Межотраслевого Фонда "Сертификация автотранспорта САТР" N ТС КП Е- К.и.МТ02.00051.П1Р1 длина транспортного средства КАВЗ модификация КАВЗ 4238-00000-10-61 составляет 10030 мм, что соответствовало большому классу транспортных средств и в полной мере соответствовало маршрутному заданию по лоту N2, маршрутному заданию по лоту N3.
Исходя из изложенного, истец считает, что он был необоснованно исключен из числа участников конкурса ООО "Пассажирские перевозки", а нарушения порядка проведения конкурса привели к неправильному определению победителей конкурса.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса) (пункт 2 статья 21 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно статье 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией; непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
Установленный перечень требований по допуску к участию в открытом конкурсе является полным и исчерпывающим, при этом названным Федеральным законом требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (пункт 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Севастополя от 02.02.2017 N 65-ПП утверждено Положение о порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Севастополя по нерегулярным тарифам.
Согласно Положению о порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Севастополя по нерегулярным тарифам открытый конкурс - конкурс на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту (муниципальным маршрутам) регулярных перевозок города Севастополя по нерегулируемым тарифам или смежному межрегиональному маршруту (смежным межрегиональным маршрутам) регулярных перевозок города Севастополя по нерегулируемым тарифам; организатор открытого конкурса - исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере организации транспортного обслуживания населения, уполномоченный федеральным законодательством и (или) законодательством города Севастополя на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе на установление муниципальных маршрутов регулярных перевозок, смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок города Севастополя.
Согласно пункту 1.4 Постановления 1.4 требования к претендентам определяются в соответствии с Федеральным законом, законодательством города Севастополя, настоящим Положением и указываются в конкурсной документации.
Оценка и сопоставление заявок (конкурсных предложений) на участие в открытом конкурсе осуществляются по критериям, установленным статьей 24 Федерального закона, на основании шкалы для их оценки и сопоставления, утвержденной Правительством Севастополя (пункт 10.1 Положения).
Согласно пункту 10.5 Положения результаты оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе фиксируются в протоколе оценки и сопоставления таких заявок (далее - протокол), который оформляется не позднее истечения трех дней после дня проведения соответствующего заседания.
Достоверность информации, изложенной в заявке и прилагаемых к ней документах, проверяется организатором открытого конкурса непосредственно либо рабочей группой не позднее чем за два дня до наступления даты оценки и сопоставления заявок. Результаты проверки оформляются актом, который прикрепляется к соответствующей заявке (пункт 6.8 Положения).
Согласно части 8 статьи 24 Закона N 220-ФЗ результаты открытого конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Положения названной нормы права во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 948-О-О).
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанций правомерно установил, что заявка ООО "Пассажирские перевозки" на участие в открытом конкурсе по лотам N 2, 3 не соответствовала требованиям, установленным в конкурсной документации, в том числе относительно класса автобусов, а также истцом были представлены недостоверные сведения о среднем количестве транспортных средств имевшихся в распоряжении участника в течение года, предшествующего дате опубликования извещения о проведении открытого конкурса, которые требуются согласно подпункту 8 пункта 2.3. Конкурсной документации.
Так, маршрутным заданием по лотам N 2 и N 3 определены требования, в том числе, предъявляемые к классу транспортных средств - автобус большого класса. При этом, в составе заявок истца на участие в конкурсе прилагался Договор N19 от 17.05.2018 на поставку пяти автобусов марки КАВЗ 4238-61 и одобрение типа транспортного средства ТС RU Е- RU.МТ02.00051.П1Р3. В одобрении типа транспортного средства КАВЗ модификация КАВ34238-0000-10-61 указаны характеристики д/в/ш- 10000/3110/2500 мм. Поскольку длина заявленных ТС составила 10 метров, что согласно пункту 14 части 1 статьи 3 Федерального закона N220-ФЗ относится к среднему классу транспортного средства, что не соответствовало заявленному в конкурсной документации маршрутному заданию по лотам N2 и N3. При условии того, что транспортные средства, указанные в заявке истца, согласно положениям Федерального закона N220-ФЗ относятся к среднему классу. Указание истца на то, что в спецификации к Договору поставки от 17.05.2018 указанные автобусы М3 относятся к большому классу, не влияет на переоценку вывода, поскольку Федеральным законом N 220-ФЗ установлено, что определяющим для выбора транспортного средства для перевозки по маршруту регулярных перевозок является класс транспортного средства, который, в свою очередь, определяется габаритным размером транспортного средства.
Кроме того, при сверке сведений участников открытого конкурса о среднем количестве ТС, имевшихся в распоряжении участника в течение года, предшествующего дате опубликования извещения о проведении открытого конкурса, установлено, что участником заявлено количество 22 ед. Вместе с тем, согласно сведениям Национального союза страховщиков ответственности установлено, что с 20.10.2017 по 19.10.2018 действует договор между страховой компанией АО "Наско" и ООО "Пассажирские перевозки" в отношении 118 автобусов. При этом, величина среднего количества транспортных средств, имеющихся в распоряжении участника в течение года, предшествующего дате опубликования извещения о проведении открытого конкурса влияет на показатель критериев, по которым происходит оценка и начисление баллов участнику Конкурса.
Установив факт несоответствия заявок истца условиям, изложенным в конкурсной документации в части указанных габаритов транспортных средств, являющихся существенным условием участия претендента в открытом конкурсе, суд пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно было отказано истцу в участии в открытом конкурсе. Злоупотребление правом в процессе проведения конкурса со стороны организатора конкурса, в части рассмотрения заявок истца, судом не установлено.
Ссылка апеллянта на то, что ООО "Пассажирские перевозки" не было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на лот N 3 и ООО "Пассажирские перевозки" являлось участником конкурса на указанный лот, противоречит материалам дела.
Так, согласно аудиозаписи открытого конкурса зафиксировано рассмотрение Комиссией заявки Общества на лот N 3 и признание указанной заявки на лот N 3 несоответствующей требованиям Положения и конкурсной документации, в связи с чем комиссия не допустила претендента к участию в открытом конкурсе.
Принимая во внимание отсутствие доказательств нарушения имущественных прав и законных интересов ООО "Пассажирские перевозки" при проведении открытого конкурса, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Пассажирские перевозки" требований.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что заявление ответчика о применении срока исковой давности получило надлежащую правовую оценку в решении суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.01.2019 по делу N А84-3117/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.